1. Главная >
  2. Поклонения. Намаз. Пост. Хадж. Закят. >
  3. КНИГА О НАМАЗЕ >
  4. КНИГА О НАМАЗЕ - 56

КНИГА О НАМАЗЕ - 56

КАК СОВЕРШАЮТСЯ ИСКАТ И ДАУР?

Если 1/3 наследства покойного не достаточно для выплаты фидии, то представитель покойного не может расходовать более 1/3 без разрешения наследников. В книге «Кынье» сказано, что если у покойного, завещавшего 1/3 своего имущества на искупление не совершенных на протяжении всей жизни молитв, имеется так же долг перед другим мусульманином, то данное завещание не разрешается выполнять, даже если заимодатель дал на это свое разрешение. Потому что Ислам велит прежде всего расплатиться с долгами перед людьми. Нельзя откладывать выплату долга, с согласия заимодателя.

Если неизвестно во сколько лет умер покойный, оставивший завещание на проведение иската всех своих намазов, а 1/3 оставленного наследства не достаточно для выполнения иската, то данное завещание разрешается исполнить. Потому что, когда 1/3 части имущества не достаточно для иската, то из-за того, что количество намазов, за которые необходимо исполнить искат известно, завещание для этих намазов считается действительным. На остальные же намазы завещание распространяться не будет. А в случаях, когда 1/3 наследства достаточно или даже в избытке, то такое завещание будет считаться недействительным и не может быть исполненным. Так как возраст покойного не известен, а соответственно не известно и количество намазов, поэтому его завещание будет недействительным.

Если у покойного, оставившего завещание на исполнение иската, нет имущества, или же 1/3 средств не хватает для иската либо покойный не оставил завещания и, если представитель желает произвести искат из собственных средств, то он исполняет Даур. Однако представитель не обязан совершать даур. Для выполнения даура, представитель одалживает золотые монеты, изделия из золота (ожерелья, браслеты, кольца и т.п.) или серебро, в количестве, равном месячной или годичной сумме иската. Если покойный - мужчина, то от его возраста отнимаются 12 лет, если женщина - 9 лет и таким образом высчитываются пропущенные годы молитв. За ежедневные шесть намазов (включая витр намаз) необходимо отдать 10 кг, а за один солнечный год – 3660 кг пшеницы. Например, если цена за килограмм пшеницы составляет 180 копеек, то искат намаза за 1 год составит 6588 рублей, которые можно округлить до 6600 рублей.  

Если, к примеру, цена одной золотой монеты, весом 7.2 грамм, будет составлять 12 000 рублей, то для иската за один год намаза нужно 15,5 таких монет. Для верности можно взять 16 золотых монет.

Представитель покойного берет в долг пять золотых монет и приглашает нескольких, к примеру, четырех благочестивых, бескорыстных мусульман, знающих и уважающих свою религию. [По условию, приглашенные мусульмане должны быть бедняками, которые не могут выплатить милостыню – фитр, т. е. могут принимать садака-милостыню. Если бедняки не будут соответствовать данным условиям, то искат не будет принят]. Далее, представитель покойного, т.е. человек, которому было доверено исполнение завещания или кто-нибудь из наследников, принимает намерение дать милостыню и, со словами: ''За выплату искат-намаза (искат-и салят) такого-то покойного, сына того-то, отдаю тебе эти пять золотых монет'', отдает эти пять монет первому бедняку. Бедняк произносит: ''Взял, принял'' и, со словами: ''Дарю тебе это золото'', отдает обратно представителю. Представитель принимает их обратно. Затем золотые монеты передаются вновь этому же или второму бедняку и принимаются представителем обратно в качестве подарка. Таким образом, если пять монет будут переданы одному бедняку четыре раза либо по одному разу четырем беднякам, с последующим принятием монет обратно представителем, выполняется один даур. В результате одного проведенного даура выплачивается искат намаза в 20 золотых монет.  

 Если покойный является мужчиной и на момент смерти ему было 60 лет, то за 48 лет намаза, необходимо будет отдать 2880 золотых монет (48*60=2880). Соответственно даур необходимо провести 144 раза (2880:20=144). Если количество монет равно 10, то даур проводится 72 раза. Если 20, то 36 дауров. Если соберется 10 бедняков и количество монет будет равно 10, то за 48 лет пропущенных намазов нужно сделать 29 дауров. Потому что:

Годы, в течение которых молитвы не совершалась × количество золота за один год = количество бедняков × количество золота, предназначенное для даура × количество даура. В нашем случае, по приблизительным расчетам: 48 × 60 = 4 × 5 × 144 = 4 × 10 × 72 = 4 × 20 × 36 = 10 × 10 × 29.

  Как мы видим, для определения количества даура при совершении иската за пропущенные молитвы, необходимо годы долгов за намаз (покойного) умножить на количество золота за год. Далее, количество золотых монет, участвующих в дауре, умножаются на количество бедняков. Сумма, полученная в результате первого умножения, делится на сумму второго умножения. Полученное число и будет количеством даура.

Цена на пшеницу и денежная стоимость золота всегда меняются пропорцианально. То есть, стоимость золота и стоимость пшеницы всегда одинаково увеличиваются либо уменьшаются. Так как количество пшеницы, требуемого для иската за один год пропущенных молитв, является величиной постоянной (3660 кг), то и количество золота за один год будет равно, примерно 60 золотым монетам, которые мы получили в результате наших вычислений.

Поэтому, при вычислении иската, для предосторожности, берется

расчет:

 За 1 месяц несовершенного намаза - 5 золотых монет.

 За 1 месяц поста в месяце Рамазан искат составляет одну

золотую монету.

Количество золота для даура и количество даура вычисляются из этого расчета.

  После окончания иската за намаз, для иската за несоблюденные и не восполненные посты, четырем беднякам пятью монетами делаются три даура. Поскольку за один год, то есть за 30 дней (месяц) поста, искат составляет 52,5 кг пшеницы или 5,25 грамм золота, т.е. 0,73 золотой монеты. Поэтому, по мазхабу Ханафи, одна золотая монета покрывает искат за 1 год поста и для 48 лет поста необходимо раздать 48 золотых монет. Таким образом, при совершении одного даура с участием пяти монет и четырех бедняков, будет роздано 20 монет. После окончания процедуры иската за посты, которые должны были быть возмещены, совершаются еще несколько дауров за закят, затем за курбан (жертвоприношение).  

Для искупления (каффарат) одной нарушенной или ложной клятвы, требуются ежедневно 10 бедняков, а за нарушенный без уважительной причины пост, ежедневно требуются 60 бедняков и при этом одному бедняку не отдается больше половины са'а пшеницы в день. Т.е несколько каффаратов за нарушенную клятву не отдаются в один день десяти беднякам. Значит, даур для искупления грехов за нарушенную клятву и пост, не производятся в один день.

Если искупление клятвы завещано покойным, то за одну клятву, в один день нужно будет отдать каждому из десяти бедняков по 2 кг пшеницы или муки, или же какую-либо вещь, равнозначную их стоимости, золото, серебро. Все это можно отдать одному бедняку на протяжении десяти дней подряд. Или же  одному бедняку даются деньги со словами: ''Я сделал тебя своим векилем (представитель). На эти деньги, будешь питаться два раза в день, утром и вечером!''. Если бедняк начнет тратить эти деньги на кофе, покупку газет или на что-либо другое, то искат не будет засчитан. Лучше всего, договориться с каким-нибудь поваром и отдать деньги ему, чтобы бедняк питался у него два раза в день (утром и вечером) на протяжении десяти дней. Каффараты за нарушенный после принятия намерения пост и зыхар происходят так же, но в обоих случаях, за один день искупления необходимо отдать: 60-и нуждающимся в один день или одному бедняку в течение 60-и дней пол са'а пшеницы, или же на ту же стоимость какое-либо имущество, или кормить ежедневно по два раза.

 Если для иската закята не было оставлено завещания, производить искат не нужно. Вынесена фетва, что наследник может по своему желанию сделать даур на искат закята.

Во время совершения даура, при каждой передаче золотых монет беднякам, представитель должен принимать намерение на искат молитвы или поста. Отдавая монеты обратно, бедняк должен сказать: «дарю их», а представитель: «взял, принял». Если представитель покойного не в состоянии произвести искат, то на свое место он назначает другое доверенное лицо.

В книге имама Биргиви «Васиетнама» («Завещание») и в аннотации Кадизаде Ахмеда к этой книге говорится: ''Бедняки не должны обладать имуществом, превышающим размер нисаба''. Это могут быть родственники покойного. При передаче монет бедняку, необходимо произнести: ''За искат такого-то количества молитв, такого-то покойного, отдаю тебе столько-то монет''. Бедняк же должен ответить: ''Принял'' и, получив монеты, должен знать, что они теперь принадлежат ему. Если он об этом не знает, то нужно объяснить заранее. Бедняк, проявляя милосердие, по своему собственному желанию передает монеты второму бедняку, со словами: ''За выплату иската молитв такого-то покойного, отдаю тебе это золото''. Этот бедняк, получив монеты, должен сказать: ''Принимаю''. После получения, бедняк должен знать, что монеты теперь являются его собственным имуществом. Если он их примет в дар на хранение, то искат не будет принят. Далее, второй бедняк передает третьему бедняку, со словами: ''Передаю тебе с таким же намерением''. Таким образом производится даур за молитву, пост, закят, курбан (жертвоприношение), садака-и фитр, назр, ущемление прав человека или животного. Обман, обвес тоже относится к ущемлению прав человека. Даур за искупление (каффарат) нарушенной клятвы и пост производить не разрешается.

После этого бедняк, у которого на руках осталось золото, по своему собственному желанию и воле отдает их в дар представителю покойного. Представитель, взяв, говорит: «Принял». Если бедняк откажется дарить, то так как золотые монеты принадлежат ему, отобрать силой уже нельзя. Представитель покойного в качестве милостыни может раздать этим беднякам некоторое количество золота или денег, или что-нибудь из вещей умершего, а причитающиеся за милостыню савабы посвятить душе умершего. В дауре не должен участвовать бедняк, имеющий долги, и несовершеннолетний. Потому что взяв золото, он обязан (фарз) будет выплатить свой долг. Пока он не избавится от долгов, ему не разрешается отдавать золото другому бедняку для совершания иската покойного. Даже если даур будет принят, он не получит никакого вознаграждения от Всевышнего Аллаха. Более того, впадет в грех.  

Если покойный, не имеющий имущества завещает своим наследникам сделать даур, то для них это не будет ваджибом. Для человека, находящегося при смерти, является ваджибом завещать из 1/3 оставляемых им средств совершить искат за пропущенные молитвы и посты. Таким образом, отпадет нужда в совершении даура. Если 1/3 части оставляемого наследства достаточно для совершения иската, а человек, находящийся при смерти, завещает сделать искат на сумму меньшую 1/3 части средств, то он впадет грех. На 273 странице пятого тома Ибни Абидина говорится: «Если у благочестивого человека, находящегося при смерти, есть малолетние или нуждающиеся в наследстве взрослые дети, то ему лучше оставить наследство благочестивым детям, чем завещать свое состояние на совершение дополнительных поклонений, таких как благотворительность». В книге «Баззазия», в разделе про подарки, говорится: «Лучше раздать свое имущество на благотворительность, чем оставлять его нечестивым детям. Поскольку они будут расходовать завещанные им средства на совершение греховного. Нечестивому наследнику нужно оставить только минимально необходимые средства для пропитания – нафака».

Если больной имеет большое количество долгов по молитвам, постам, закятам, жертвоприношениям и ложным клятвам, то ему не разрешается завещать менее 1/3 части своего имущества на совершение иската, а остальную часть завещать на прочтение над ним Священного Корана, хатм-и тахлиль (слова единобожия, Ля иляха иллялах), маулида. Дающий и берущий деньги за чтение Корана впадают в грех. Деньги можно давать и брать только за обучение Священному Корану. За чтение деньги брать нельзя.

Ни наследникам, ни кому-либо другому не разрешается восполнять молитвы и держать пост вместо покойного. Однако лучше всего совершать дополнительные молитвы, соблюдать посты, а вознаграждения за них посвящать душам умерших. 

Если у покойного остался долг по несовершенному хаджу, то наследнику или представителю разрешено совершить хадж вместо покойного. Потому что хадж - поклонение, которое совершается и физически, и материально. Дополнительный хадж вместо другого человека можно совершать в любое время. Обязательный же хадж совершается за человека, который до конца своей жизни уже не сможет его совершить.

В книгах «Маджма’уль-анхур» и «Дурр-уль мунтэка» говорится: ''Искат должен быть выполнен, до предания тела земле''. В книге «Кухистан» говорится о том, что это можно сделать и после погребения.

При совершении иската за пропущенные молитвы, посты, закяты и жертвоприношения (курбан), одному бедняку разрешено отдать больше размера нисаба (96 гр. золота). Более того, все золото можно отдать только одному бедняку.

Нельзя отдавать фидию за пропущенные молитвы, когда человек еще находится при смерти. За пропущенные посты можно отдавать фидию за очень старого человека, который уже не в состоянии поститься. Больной, пусть даже жестами, но должен совершать молитвы. Если болезнь настолько сильна, что больной не может совершить жестами молитвы одного дня, то его пропущенные намазы будут прощены. Если больной поправится, то необходимости в восстановлении намазов нет. При выздоровлении необходимо восполнить пропущенные посты. Если больной так и не сможет оправиться и покинет этот мир, то посты его будут прощены.

Другие статьи в этом разделе

КНИГА О НАМАЗЕ - 53

МОЛЬБА (ДУА) ПОСЛЕ МОЛИТВЫ

Хвала Всевышнему Аллаху, Господу миров! Мир и благословение Пророку Мухаммеду (алейхиссалям), его роду и всем его Сподвижникам. О, Всевышний Аллах! Прими совершенную мною молитву! Сделай благополучной мою судьбу и кончину! Ниспошли мне счастье пред кончиной произнести слова Свидетельства (калима-и таухид)! Прости и упокой души моих покойных родственников!

 Аллахуммагфирли вархам ва анта хайруррахимин. Таваффани муслиман ва...

КНИГА О НАМАЗЕ - 35

Рассказ: Мечеть во дворце

Ученик Имам-и а’зама Абу Ханифы Имам-и Абу Юсуф (да будет милостив к нему Аллах) во времена правления халифа Харуна Рашида служил кадием (судьей). Однажды, когда он находился рядом с халифом, к нему пришел истец с жалобой. Визирь Харуна Рашида сказал, что он – свидетель. Имам-и Абу Юсуф сказал, что не примет свидетельство визиря. Халиф спросил: ''Почему же ты не принимаешь его свидетельство?''. На что Имам-и Абу...


Москва

1445 год, 11 - Шаууаль.
2024 год, 20 - Апрель.
Имсак 2:00
Фаджр 2:31
Восход 5:01
Ишрак 6:10
Зауаль карахат 12:13
Зухр 12:44
Аср-и Аууаль 16:40
Аср 17:41
Исфирар 19:02
Магриб 19:58
Иштибак 21:17
Иша’а 22:32
Иша’а-и Сани 23:01