КНИГА О НАМАЗЕ - 51
ТАИНСТВО МОЛИТВЫ (НАМАЗ)
Имам-и Раббани (да будет милостив к нему Аллах) в 304 письме 1-го тома книги «Мактубат» говорит:
«После восхваления Аллаху Тааля и произнесения салаватов Пророку (саллаллаху алейхи уасаллям), прошу у Всевышнего вечного счастья для вас. Во многих аятах Корана Всевышний Аллах сообщает о том, что совершающие благочестивые деяния, попадут в Рай. Что это за благие деяния, все ли хорошие дела относятся к ним, или только некоторые из них? Если речь идет обо всех хороших деяниях, то никто не сможет их всех выполнить. Если же речь идет только о некоторых из них, то о каких именно? Всевышний Аллах, проявив наконец свою милость возвестил, что амал-и салиха (благие деяния), это пять столпов Ислама. Если кто-либо будет правильно, без недостатков выполнять эти пять столпов Ислама, то высока вероятность, что он будет спасен от огня Ада. Потому как они, поистине, являются благочестивыми деяниями, ограждающими человека от совершения грехов и дурных поступков. Действительно, в содержании 45 аята суры Анкебут говорится: «Молитва, исполненная безупречно, предостерегает человека от совершения скверных, плохих деяний.» Если кому-то посчастливится выполнить все пять условий Ислама, значит он смог выразить благодарность (шукр) Всевышнему Аллаху за бесчисленные дары и блага. Ибо сам Всевышний Аллах в 146 аяте суры Ниса говорит: «Если вы уверуете и будете благодарны, то Я не накажу вас». В таком случае необходимо всей душой стремиться выполнять пять столпов Ислама.
Самый важный из этих пяти столпов – молитва, поскольку она является твердыней религии. Нужно стараться совершать молитву, не упуская ни один из ее адабов. Если намаз исполнен правильно, значит удалось заложить самый основной и самый мощный фундамент Ислама. Значит удалось ухватиться за надежную нить, спасающую от Ада. Пусть Аллах дарует нам счастье совершать правильный намаз!
Произнесение «Аллаху Акбар» («Аллах Велик») при вставании на молитву означает, что Всевышний Аллах не нуждается ни в чьих поклонениях, Он не нуждается ни в чем и нет пользы Ему от людских молитв. А такбиры в молитве показывают, что мы не в силах совершить поклонение, достойное величия Аллаха. Поскольку и в тасбихах руку’у заложен этот смысл, то произнесение такбира после руку’у приказано не было. Однако это приказано делать после тасбихов суджуда, потому что совершая суджуд, который является показателем высшей степени покорности, смирения и признания своей беспомощности и ничтожности перед величием своего Создателя, можно ошибочно подумать, что совершено поклонение, в достаточной мере достойное Всевышнего Аллаха. Для того, чтобы оградить себя от подобных мыслей, в тасбихах суджуда было приказано произносить ''а'ля'' так же, как произнесение такбиров между суджудами является сунной.
Поскольку намаз – это мирадж верующего, то в конце намаза приказано читать ''Аттахияту'', то есть повторить слова Пророка Мухаммеда (саллаллаху алейхи уасаллям), которые он удостоился произнести в ночь Мирадж. В таком случае, человек, совершающий молитву, должен сделать ее мираджем для себя. Максимальное приближение к Аллаху должен искать в намазе.
Пророк говорил: «Человек наиболее близок к своему Создателю во время совершения намаза». Совершающий намаз разговаривает с Всевышним Аллахом, молится Ему, видит Его величие и понимает, что кроме Него в этом мире все ничтожно. Поэтому для того, чтобы освободиться от чувства страха, ужаса, испуга, появляющегося во время намаза, и обрести утешение и покой, в конце намаза было приказано произносить два приветствия (салам). Пророк (мир ему) в одном из хадис-и шарифов приказал: «После обязательного намаза произносить 33 тасбиха, 33 тахмида, 33 такбира и один тахлиль». Благодаря тасбихам прикрываются недостатки и изъяны совершенной молитвы, показывается, что полноценного и достойного поклонения совершить не удалось. Произнося тахмид, человек благодарит, восхваляет Всевышнего Аллаха за то, что Он удостоил его чести совершать намаз, за Его помощь и милость. А произнося такбир, человек признает, что нет божества кроме Аллаха, достойного поклонений.
Если человек совершает молитву согласно всем правилам и условиям, таким образом прикрывая недостатки, имеющиеся в ней, поблагодарив Аллаха за то, что он удостоил чести совершать молитву, искренне и от чистого сердца признав и подтвердив словами тавхида то, что никто и ничто кроме Аллаха не заслуживает поклонения и только Он имеет на это право, то такая молитва может быть принята. Такой человек будет из числа тех, кто совершал молитвы и спасся от Ада.
О, Всевышний Аллах! Из уважения к самому превосходному из пророков (алейхи уа аля алихимуссалавату ваттаслимат) сделай нас из числа тех счастливых Твоих рабов, удостоенных спасения и чести совершать молитву. Амин!».