1. Главная >
  2. Поклонения. Намаз. Пост. Хадж. Закят. >
  3. КНИГА О НАМАЗЕ >
  4. КНИГА О НАМАЗЕ - 41

КНИГА О НАМАЗЕ - 41

                                ЧАСТЬ V                                         

МОЛИТВА В ПУТИ

Человек, следующий мазхабу Ханафи, который намеревается оставаться менее пятнадцати дней на расстоянии сто четыре и более километров от своего постоянного места жительства, считается путником (мусафир).

Путник, обязательные четырех ракаатные молитвы совершает в два ракаата. Если следует за местным имамом, то совершает в четыре ракаата. Если путник совершает молитву будучи имамом, то после второго ракаата завершает намаз, отдав приветствие. Следующий за ним джамаат совершает оставшиеся два ракаата самостоятельно.

Путник может обтирать кожаные носки в течение трех дней и трех ночей. Может прервать пост. Если путник чувствует себя хорошо, то пост лучше не нарушать. Резать жертвенное животное – курбан, для него не является ваджибом. Пятничная молитва для путника так же не обязательна.

Если человек решил выйти в дорогу в конце времени намаза, и если он еще не совершил намаз, то исполняет его в два ракаата. В то же время, если путник приехал домой в конце времени несовершенной молитвы, то совершает ее в четыре ракаата.

В книге «Ни’мет-и Ислам» говорится: Совершать дополнительные (нафиля) молитвы сидя, при том, что нет препятствий для их совершения в положении стоя, разрешено в любое время и в любом месте. Когда молитва совершается сидя, то для совершения руку’у, необходимо наклонить тело вперед. Для суджуда необходимо приложить голову к земле. Необходимо помнить, что тот, кто без уважительной причины совершает дополнительные молитвы сидя, тот получит в два раза меньше вознаграждений, чем если бы он совершал их стоя. Суннаты пяти ежедневных молитв и молитва таравих относятся к дополнительным молитвам (нафиля намаз). В дороге, то есть вне населенного пункта, дополнительные молитвы разрешаются совершать верхом на животном. Можно не поворачиваться к Кибле и разрешено не cовершать руку’у и суджуды. Их можно делать знаками. Т.е. для руку’у делается легкий наклон, а для суджуда необходимо сделать более низкий наклон. Большое количество нечистот на теле животного не препятствует совершению молитвы. При совершении дополнительной молитвы на земле, сильно уставший человек может совершать молитву прислонившись к стене, к человеку, трости. Намаз, совершенный во время передвижения на своих ногах, недействителен.

Не разрешается, без особой на то необходимости, совершать фарзы и ваджибы верхом на животном. Молитвы можно совершать так, если нет никакой другой возможности. Такая необходимость наступает если: существует опасность для жизни, имущества, животного, если верховое животное или имущество, навьюченное на него, либо имущество, находящееся рядом, может быть украдено, если существует опасность нападения дикого животного, врага, если земля в непроходимой грязи или идет дождь, если всадник болен и спешиваясь или забираясь на животное, можно усилить болезнь или затянуть срок выздоровления, если при остановке спутники не собираются ждать, а оставаться одному опасно, если невозможно самостоятельно забраться на животное. По возможности, животное необходимо повернуть в сторону Киблы. Если животное нельзя повернуть в нужном направлении, то молитва совершается по направлению движения. То же самое касается и совершения молитвы в паланкине - «махмиль», устанавливаемом на верховых животных. Если остановить животное и подпереть махмиль стойкой, то получится подобие стола или кушетки, что будет равносильно совершению намаза на земле. Молитву необходимо будет совершить повернувшись к Кибле. Тот, кто может спуститься с махмиля, совершает фарзы молитвы на земле.

На корабле намаз совершается так, как наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) научил этому, отправляющегося в Эфиопию Джафар Тайиара: На плывущем судне, если нет извинительных причин, совершаются и фарзы, и ваджибы. На корабле можно совершать и молитву в джамаате (совместно). На плывущем корабле, намаз нельзя совершать жестами, должны быть выполнены руку'у и суджуды. Необходимо также соблюдать направление Киблы. Перед совершением молитвы нужно встать напротив Киблы и по мере того, как корабль будет менять свой курс, совершающему молитву, необходимо самому поворачиваться в сторону Киблы. Также, на корабле необходимо очищение от нечистот. По мнению Имама Абу Ханифа, на плывущем корабле разрешено совершать фарзы молитв сидя, если даже нет в этом необходимости.

Если стоящее на якоре судно сильно раскачивается, то оно приравнивается к плывущему судну. Если же нет сильной качки, то считается судном, находящимся у берега. На судне, пришвартованном к берегу, фарзы сидя не совершаются. Если есть возможность спуститься на берег, то молитву необходимо совершить на берегу. Если есть опасность лишиться жизни или имущества, или корабль может отплыть, то можно совершать на судне, оставаясь на ногах.

Ибн Абидин говорит: «Молитва на двухколесной телеге, которая в распряженном состоянии не может стоять ровно, совершается также, как и верхом на животном, и когда телега передвигается, и когда она стоит. Четырехколесную телегу, когда она стоит, можно отнести к столу. А во время движения телеги, фарзы молитвы можно совершать при наличии тех же самых извинительных причин, когда молитва совершается верхом на животном, как мы писали ранее. Телегу необходимо остановить и развернуть в сторону Киблы. Если нет возможности остановить телегу, то совершают так же, как на плывущем судне». Если, во время передвижения, нет возможности повернуться к Кибле, то можно объединить две молитвы, следуя мазхабу Шафии. Если нет возможности сделать и это, то необходимость поворачиваться к Кибле упраздняется и молитва совершается в том направлении, куда можно повернуться. Совершать молитву жестами, сидя на стуле или диване, никому не разрешается. В автобусе или самолете молитва совершается так же, как на телеге.

Находясь в пути, без особой на то необходимости, фарзы и ваджибы лучше не совершать верхом на животном. Необходимо остановить средство передвижения, повернуться в сторону Киблы и совершить молитву стоя на ногах. Для этого все необходимые меры предпринимаются до посадки на средство передвижения.

Путник, находясь на пароме или в поезде, при чтении фарзов должен положить рядом с собой компас, чтобы не терять направление Киблы. По мере того, как транспортное средство будет менять направление, совершающему молитву тоже необходимо поворачиваться, чтобы придерживаться направления Киблы. Если при совершении намаза отвернуться от Киблы грудью, то молитва нарушится. Из-за того, что в автобусе, поезде, на корабле при шторме, совершать фарзы молитв не придерживаясь направления Киблы не позволительно, то пока они находятся в пути, могут следовать мазхабу Шафии и объединять послеполуденную (зухр) молитву с предвечерней (аср), вечернюю (магриб) с ночной (ишаа) молитвой. То есть находясь в пути, эти молитвы можно совершать один за другим, поскольку по мазхабу Шафии, путнику, удалившемуся более чем на 80 километров от дома, разрешается совершать Аср сразу после молитвы Зухр, а Ишаа сразу после молитвы Магриб, или же отсрочить Зухр и совершить ее сразу после молитвы Аср, а Магриб – после Ишаа. Поэтому, если путник, принадлежащий мазхабу Ханафи, не может повернуться в сторону Киблы во время передвижения транспортного средства, то во время остановки в пути днем, после совершения молитвы Зухр должен сразу же исполнить и молитву Аср, а во время остановки в ночное время, при наступлении времени, отведенного для совершения молитвы Ишаа, выполняется Магриб, а затем сразу же Ишаа. При совершении этих четырёх молитв необходимо пропустить через сердце намерение: ''Совершаю молитвы, следуя мазхабу Шафии''. Нельзя обьединять молитвы до выхода в путь, либо после окончания пути.

Другие статьи в этом разделе

КНИГА О НАМАЗЕ - 18

ВЕСЬМА ЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (СУННА)

МАЛОГО ОМОВЕНИЯ

Различают 18 сунн омовения:

1 – Начиная омовение прочитать «Бисмиллях».

2 – Троекратное мытье рук, включая запястья.

3 – «Мазмаза» - троекратное омывание ротовой полости, каждый раз отдельно набирая в рот воду.

4 – «Истиншак» - троекратное...

КНИГА О НАМАЗЕ - 28

ЗНАЧЕНИЕ СЛОВ АЗАНА

АЛЛАХУ АКБАР: Аллах велик. Он ни в чем не нуждается. Он превыше необходимости поклонений Его рабов. Для Него нет никакой пользы от поклонений, совершаемых Его рабами. Для того, чтобы эти важные значения крепко установились в сознаниях, они повторяются четыре раза.

АШХАДУ АН ЛЯ ИЛЯХА ИЛЛЯЛЛАХ: верю и свидетельствую, что Аллах не нуждается в чьем-либо поклонении, Он также тот, кто больше всех остальных достоин поклонения. Он не имеет подобия.

АШ...


Москва

1446 год, 21 - Джамазильахир.
2024 год, 22 - Декабрь.
Имсак 6:14
Фаджр 6:37
Восход 8:50
Ишрак 10:18
Зауаль карахат 12:13
Зухр 12:44
Аср-и Аууаль 14:01
Аср 14:26
Исфирар 14:53
Магриб 16:08
Иштибак 17:33
Иша’а 18:28
Иша’а-и Сани 18:43