КНИГА О НАМАЗЕ - 20

ОБЛЕГЧЕНИЯ ПРИ МАЛОМ ОМОВЕНИИ (МЕСХ)

(Обтирание кожаных носков (мест) и ран)

Месх означает «обтирать, проводить рукой по чему-либо, погладить». Различают два вида месха:

1 – Месх - Обтирание поверх кожаных носков:

Мест – непромокаемая обувь, закрывающая часть ноги, омывание которой является фарзом. Мест не должен быть больше размера ноги. Нельзя чтобы при выполнении месха, то есть при проведении пальцами руки поверх места, чувствовалось, что пальцы ноги не доходят до носка места. Они должны быть удобными и прочными, чтобы выдержать одночасовую дорогу не слетая с ног.

Разрешается обтирать носки с кожаным низом и верхом, либо только с кожаным низом.

Если носки достаточно жесткие и при ходьбе не спадают вниз, то поверх них делать месх разрешается.

Месты не дают ногам остаться без омовения. После совершения омовения, можно надеть месты и в последующих омовениях делать их обтирание.

Обтирание делается по верхней части места. На подошву месх (обтирание) не делается.

Согласно сунне месх (обтирание) делается следующим образом: мокрыми пальцами правой руки протирается правая нога, от носка к верху. Точно также, мокрыми пальцами левой руки протирается левая нога. Пальцы должны быть плотно прижаты к месту, но ладони не должны касаться их. Ширина и длина обтертого места должна иметь размер, не меньше ширины и длины трех пальцев.

Хоть месх и можно делать наружной стороной ладони, но месх внутренней стороной ладони является сунной.

Если, во время дождя или от мокрой травы поверхность места намокла, то считается, что месх совершен.

Для мукима (проживающий постоянно) период времени, за который можно делать месх, составляет 24 часа. Для мусафира (путника) – 72 часа, то есть три дня и три ночи. Отсчет времени производится не с момента надевания места, а с момента нарушения малого омовения после его надевания. Если человек, надевший мест, выйдет в путь менее чем через 24 часа после нарушения омовения, то он может совершать месх в течение трех дней и трех ночей. Если после завершения путешествия проходит 24 часа, то путнику необходимо снять мест и совершить малое омовение, промывая ноги.    

Если в месте образовалась дырка, в которую можно просунуть три пальца ноги, то месх совершать не разрешается, если менее трех пальцев, то обтирание совершать можно. Если на месте имеются несколько маленьких дырочек, и если в сумме они составляют размер в три пальца, то обтирание проводить нельзя. В случае, если на одной паре места имеется отверстие в два пальца, а на второй паре в два или в один палец, то поверх таких местов делать обтирание можно. Обтирание поверх места нельзя проводить не тогда, когда сквозь дыры виднеются кончики трех пальцев, а тогда, когда три пальца видны полностью.

2 – Обтирание ран и повязок

Если на рану, нарыв, трещины и порезы на коже наложена повязка, вата, жгут, бинт, пластырь и если снятие их для омывания, нанесет вред заживлению ран, то разрешено протирать поверх повязок.

Тот, кто находится в извинительном состоянии, совершает омовение в любое удобное для него время и с этим омовением совершает обязательные, дополнительные молитвы и читает Священный Коран столько, сколько пожелает. После окончания времени молитвы заканчивается и срок действия омовения. После наступления времени очередной молитвы, совершается новое омовение, и пока не закончится время молитвы, совершаются все обряды поклонения.

Считается, что в извинительном состоянии (Узр) находится тот, у кого непрерывно нарушается омовение, на протяжении времени одной молитвы. То есть, если в промежутке времени между молитвами (намаз), совершив омовение, не в состоянии сохранить его на время, достаточное для совершения обязательной молитвы. Если до наступления времени следующего намаза, подобное состояние повторяется хотя бы раз или хотя бы в небольшом количестве, то извинительное (узр) состояние считается продолжающимся.