КНИГА О НАМАЗЕ - 48
ПРЕИМУЩЕСТВА МОЛИТВЫ
Имам-и Раббани (рахметуллахи алейх) в 261 письме первого тома «Мактубат» говорит:
«Каждый из вас должен хорошо усвоить, что молитва является вторым из пяти столпов Ислама. Она вобрала в себя все поклонения. Несмотря на то, что молитва является лишь одной пятой частью Ислама, благодаря своей собирательности, она стала олицетворением мусульманства. Намаз стал первым деянием, которое приближает человека к любви Всевышнего Аллаха. Благо созерцания (рует) Всевышнего Аллаха в Раю, которого удостоился господин миров и глава пророков в ночь вознесения, после возвращения в мирскую жизнь, было дано только во время намаза. Поэтому и сказано в хадис-и шарифе: «Намаз - мирадж верующих.» В одном из хадис-и шарифов сказано: «Больше всего человек близок к Аллаху во время намаза». Великим людям, неукоснительно следующим путем пророка, рует в этом мире дается только в намазе. Да, Всевышнего Аллаха в этом мире увидеть невозможно. Этот мир не достоин этого. Однако великим приверженцам, которые ни на шаг не отступают от пути, указанного пророком, во время совершения молитвы даруется отчасти это созерцание. Если бы не было приказано совершать молитву, то кто бы еще смог приоткрыть завесу, скрывающую красоту Создателя. Как, влюбленные верующие, смогли бы найти путь к своему возлюбленному Творцу. (Здесь подрaзумевaется не земнaя любовь, a любовь истово верующеrо в Аллаха). Молитва приносит усладу опечаленным сердцам. Молитва - утешение для больных душ. Пища для души. Молитва – исцеление для страждущих сердец. На это указывает хадис-и шариф: «О, Билал, порадуй меня!», в котором пророк велит прочитать азан. На это же указывает и хадис: «Молитва – отрада сердца моего, услада глаз моих!». Наслаждение, восхищение, знание, познание, положения, сияние, цвета, перемены в сердце, объяснимые и необъяснимые проявления, свойственные и несвойственные состояния, которые образуются вне молитвы и не объясняют ее истинности, все это лишь отражение образов и теней. Возможно все это не более, чем видение и плод воображения. Зрелый человек, постигший истинность намаза, вставая на молитву, словно покидает этот бренный мир и входит в мир загробный, обретает некие блага, свойственные миру вечному. Минуя образы, тени и видения, он получает долю наслаждения из подлинного, настоящего источника. Ибо в мире все совершенства, все блага состоят из образов и очертаний. Познание Всевышнего без каких-либо средств возможно лишь в мире вечном. Для того, чтобы получить истинное в этом мире, необходим мирадж (вознесение). Этот мирадж – намаз блaгочестивого мусульмaнинa. Это благо свойственно только этой умме. Это достигается благодаря покорности своему Пророку. Ибо Пророк (саллаллаху алейхи уасаллям) в ночь Мирaдж, покинул этот мир и отправился в мир вечный. Вступил в рай и был удостоен блaгодaти и счaстья созерцания. О, Всевышний Аллах! Одари великого Пророка (саллаллаху алейхи уасаллям) нашими добрыми делами, достойными Его величия! И всем Пророкам (аля набиуна уа алейхимуссалавати ваттаслимат) пошли доброе и хорошее, ибо они призывали людей познать Тебя и творить угодное Тебе, и указывали путь, избранный Тобою. Многие люди на пути тасаввуфа, из-за того, что не были осведомлены об истинности молитвы и не знали мудрости, свойственной ей, искали избавление от печали в другом. Для достижения своих целей они опирались на иные средства. Более того, некоторые из них думали, что намаз не имеет отношения к тасаввуфу и не связан с целью. Они ставили пост выше молитвы. А многие из тех, кто не смог постичь истину молитвы, искали утешение и душевную отраду в музыке и песнях, в отрешении от самих себя. Они считали, что их Возлюбленный находится за занавесом музыки. Потому они предавались пляскам. Однако они слышали хадис, в котором говорится: «Всевышний Аллах не создал исцеляющего действия в недозволенном (харам)». Конечно, утопающий хватается за соломинку. Любовь, делает влюбленного слепым и глухим. Если бы кто-нибудь дал им познать мудрость и совершенство молитвы, они не играли бы на свирелях и не пели даже для того, чтобы привести себя в экстаз.
О, мой брат! Насколько велика пропасть между молитвой и музыкой, настолько же далеки друг от друга блага, получаемые от совершения молитвы и печаль, рождаемая музыкой. Разумный человек многое поймет из всех этих знаков и указаний.
Наибольшее благо, дарованное Всевышним Аллахом, - это получение наслаждения от поклонений, не испытывая трудностей при их совершении. Тем более, ощутить всю прелесть молитвы не дано тем, кто не осилил этот путь, не прошел его до конца. Более того, вкусить отраду обязательных (фарз) молитв свойственно только им. Ибо тем, кто приблизится к концу этого пути, будет дано вкусить отраду дополнительных (нафиля) молитв. A те, кто находятся в конце пути, вкушают сладость только обязательных молитв (фарз намаз). Дополнительные (нафиля) молитвы уже не приносят им удовольствия, ведь они знают, что польза обязательных молитв огромна.
[Дополнительные молитвы – это все молитвы, кроме фарзов и ваджибов. Все сунны ежедневных пятикратных молитв и все, не относящиеся к ваджибам намазы, являются дополнительными молитвами. Сунны, которые являются и не являются муаккада, так же относятся к дополнительным.]
Чувства наслаждения, возникаемые во время совершения всех видов молитв, не приносят желаемого удовольствия нафсу. Когда человек ощущает это наслаждение от намаза, нафс, напротив, жалобно вопит и горько стонет. О, Всевышний Аллах! На какие высоты Ты вознес нас! Ведь для нас – страждущих и больных душ, огромное счастье и благодать услышать эти слова.
Знайте, что степень и важность молитвы в этом мире, равны тому высокому положению, когда в День Предстояния можно будет увидеть Всевышнего Аллаха. В этом мире человек наиболее близок к Всевышнему Аллаху во время совершения молитвы. A в ахирате человек ближе всего к Нему во время руета, то есть во время созерцания Всевышнего Аллаха. В этом мире все обряды поклонения служат для того, чтобы привести человека в состояние, в котором он может совершать намаз. Основная цель – совершение молитвы. Обрести вечное счастье и бесконечные блага возможно только с помощью совершения намаза.
Молитва намного ценнее всех поклонений и поста. Молитва наполняет радостью разбитые сердца. Намаз смывает грехи человека, хранит его от зла. В хадис-и шарифе сказано: «Намаз – праздник моего сердца, источник радости». Молитва – услада для опечаленных душ. Молитва – пища для души. Молитва – исцеление для сердца. В намазе существует такой момент, когда язык праведника становится подобным дереву, который обращался к Мусе (алейхиссалям).