КНИГА О НАМАЗЕ - 24

КАК СОВЕРШАЕТСЯ ТАЯММУМ

1 – В первую очередь делается намерение на избавление от состояния джунуб, или на совершение малого омовения.

Для совершения молитвы с таяммумом, недостаточно принять намерение только для таяммума. В намерении необходимо указать, для какого именно поклонения, выполняется таяммум, например: выполнение таяммума для совершения джаназа намаза, чтения Корана, совершения тилават суджуда, малого или полного омовения.

Делая намерение на таяммум, нет необходимости отделять малое омовение от полного. Намерение на малое омовение очищает и от состояния джунуб. Таяммум, совершенный с намерением на очищение от джунуба, позволяет исполнить молитву. Нет необходимости совершать еще раз таяммум для малого омовения.

2 – Засучив рукава выше локтей, необходимо потереть ладони о чистую землю, камень, о стену, побеленную известью или оштукатуренную глиной, и один раз протереть (месх) все лицо обеими ладонями так, чтобы по крайней мере три пальца коснулись лица. Таяммум не будет считаться действительным, если на лице останется хоть какое-то место, куда бы не коснулись руки. Для того, чтобы полностью протереть лицо, необходимо раскрыть ладони и сомкнуть все пальцы вместе. Затем нужно приложить ладони горизонтально к границе роста волос так, чтобы кончик безымянного пальца одной руки касался кончика безымянного пальца второй руки, и медленно провести ладонями вниз, тщательно проглаживая лоб, веки, обе стороны носа, поверхность губ и верхнюю челюсть. При этом ладони проглаживают щеки.

3 – Еще раз провести ладонями по земле и ударяя их друг о друга встряхнуть остатки земли и пыли. Далее, сначала внутренней стороной четырех пальцев левой руки, протирается внешняя сторона правой руки, начиная с кончиков пальцев и заканчивая локтем включительно. Затем, внутренней стороной ладони левой руки протирается внутренняя сторона правой руки от локтей до ладони, и затем, внутренней стороной большого пальца левой руки, протирается внешняя сторона большого пальца правой руки. Если имеется кольцо на пальце, то его необходимо снять. Далее, точно таким же способом, правой рукой протирается левая. Ладони нужно проводить по земле. На руках не должны оставаться комочки земли и пыли. Для малого и полного омовений таяммум совершается одинаково.

ДЕЙСТВИЯ, НАРУШАЮЩИЕ ТАЯММУМ

После появления воды, действия, нарушающие малое омовение и гусль, нарушают и таяммум.

ПОЛЬЗА МАЛОГО и ПОЛНОГО ОМОВЕНИЙ и ТАЯММУМА

Каждый, из обоих способов очищения, предназначенных для совершения поклонений, приносит огромную пользу для здоровья нашего тела. Помимо пользы для тела, также имеет огромное значение и для духовного состояния человека. Приведем несколько примеров, подтвердающих пользу омовения:

1 – В повседневной жизни, к чему только не прикасаются наши руки, и каких только микробов нельзя обнаружить на них. Поэтому, мытье рук, лица, ног при совершении омовения, является хорошей профилактикой кожных заболеваний и воспалительных процессов. Некоторые из микробов и паразитарных бактерий проникают в наш организм через кожу.

2 – Омывая нос, который защищает дыхательные пути от пыли и микробов, мы тем самым предотвращаем их проникновение в наш организм.

3 – Мытье лица укрепляет кожу лица, облегчает головную боль и усталость, помогает восстановить работу кровеносных сосудов и нервных окончаний.

Именно по этой причине, у людей, постоянно совершающих омовение, даже в пожилом возрасте, красота кожи лица сохраняется надолго.

4 – Когда человек входит в состояние джунуб, расходуется много энергии, учащается дыхание и сердцебиение, повышается кровообращение. Из-за большого расхода энергии организм начинает чувствовать усталость, появляется вялость, слабость и замедляются все умственные процессы. С совершением полного омовения, организм обретает былую бодрость. Регулярное мытье тела, чрезвычайно важно с медицинской точки зрения.

5 – В норме, организм человека имеет определенный уровень статического электричества. Здоровье организма тесно связано с балансом этого статического электричества. Баланс этот нарушается из-за психологического напряжения, климатических условий, предметов одежды, образа жизни, места работы и при ситуациях, требующих полного омовения. В раздраженном состоянии электрическая нагрузка превышает положенную норму в четыре раза, а при состояниях, требующих полного омовения (состояние джунуб) – в двенадцать раз. На специальных снимках поверхности кожи, сделанных с помощью инфракрасных лучей, обнаружено, что после полового акта, вся поверхность тела человека покрывается слоем повышенного статического электричества. Этот слой препятствует кислородному обмену кожи и является причиной нарушения цвета кожи и преждевременного старения. Для избавления от этого состояния, необходимо совершить полное омовение так, чтобы на теле не осталось места, даже с кончик иголки, куда бы не попала вода. Таким образом, частички воды смывают негативное электрическое напряжение, и заземляя тело, приводят его в нормальное состояние. Поэтому гусль – это очищение, которое и с медицинской точки зрения должно выполняться обязательно.

6 – Малое омовение и гусль оказывают положительный эффект и на систему кровообращения, предотвращая уплотнение и сужение кровеносных сосудов. Омовение оказывает стимулирующее воздействие. При полоскании задних стенок носовой полости и миндалин, являющихся одними из важных лимфоцентров нашего организма, происходит стимуляция лимфатической системы. Кроме того, промывание шеи и ее боковых сторон, так же влияют на лимфатическую систему. Благодаря улучшению циркуляции лимфы, в результате малого омовения и гусля, лимфоциты борются с вредоносными элементами и повышают иммунитет нашего организма.

7 – Таяммум, совершаемый в случаях отсутствия воды, так же снимает большое количество статического электричества.

2. ОЧИЩЕНИЕ ОТ НАДЖАСЫ (НЕЧИСТОТ)

На теле, одежде и на месте совершения молитвы, не должно быть скверны и нечистот. Платок, головной убор, чалма, мест и деревянные сабо так же относятся к одежде. Так как концы шарфа или платка, свисающие с шеи человека, двигаются одновременно с ним во время совершения молитвы, то они тоже считаются одеждой, соответственно, если они не будут чистыми, то намаз не будет принят. Если те места коврика, куда ставятся ноги и прикладывается голова будут чистыми, а другие места будут загрязнены, то молитва будет принята, потому что коврик не прилегает к телу, как шарф. Однако, если при человеке находится сосуд с мочой, то его молитва не будет принята, так как сосуд не является местом, образования мочи. [Отсюда можно сделать вывод, что имея в кармане закрытый бутыль с одеколоном, спиртом, йодом или коробочку с салфеткой, испачканной кровью, кусок ткани с нечистотами, совершать молитву не разрешается.] Места, куда ставят ноги и прикладывают голову при суджуде, должны быть чистыми. Молитва, совершенная поверх ткани, стекла, нейлона, которыми укрыты нечистоты, считается принятой. При этом, если подол одежды будет касаться сухой наджасы во время земного поклона, то это не повлияет на намаз. Если на теле, одежде, на месте совершения молитвы имеются тяжелые нечистоты весом менее одного дирхема, то намаз будет принят. Если наджаса окажется весом в один дирхем, то это будет являться тахриман макрухом (близким к запретному), и очищение этого места является ваджибом, если же больше одного дирхема - фарзом (обязательным). Очищение от нечистот весом менее одного дирхема является сунной. Смыть даже одну каплю вина считается фарзом. По мнению имамейнов [имам-и Абу Юсуф и имам-и Мухаммед] и ученых остальных трех мазхабов, очищение от всех тяжелых нечистот, даже от самой мельчайшей частички, является фарзом. Необходимо учитывать то количество наджасы, которое имеется непосредственно во время совершения намаза, а не то, которое было изначально при загрязнении.

В твердых нечистотах вес в один дирхем равен одному мискалю, то есть 4,8 грамма. В жидких нечистотах это значение равно площади углубления раскрытой ладони.

Если твердые нечистоты, весом менее одного мискаля, испачкают одежду площадью больше ладони, то это не является препятствием для намаза.

Различают два вида нечистот:

1 – Каба наджасат - тяжелые нечистоты. Все то, что нарушает малое или полное омовение при выходе из организма человека. Необработанная шкура, мясо, испражнения и моча животных и их детенышей, мясо которых не употребляется в пищу (кроме летучей мыши), человеческая кровь и кровь всех животных, вино, падаль, свинина, помет домашних животных, экскременты вьючных животных, овец и коз являются «гализом», то есть тяжелыми нечистотами.

2 – Хафиф наджасат - легкие нечистоты. Попавшие на одежду или тело легкие нечистоты, и испачкавшие одну четвертую часть их поверхности, не причинят вреда молитве. Моча четвероногих животных, мясо которых дозволено употреблять в пищу и помет птиц, не дозволенных к употреблению, относятся к легким нечистотам. Помет голубей, воробьев и тому подобных птиц, разрешенных к употреблению, является чистым.

Ракы (анисовая водка) и спирт, полученные путем перегонки, относятся к тяжелым нечистотам, а их употребление является таким же запретным, как и употребление вина.

Перед совершением молитвы необходимо отмыть одежду и кожу от крови, спирта и алкогольных напитков. Их испарение или выветривание не приводит к чистоте. Сосуды с этими и подобными веществами необходимо вынуть из карманов.

Наджаса очищается любой чистой водой, в том числе водой, использованной при малом и полном омовениях, и такими жидкостями, как уксус и розовая вода. Вода, использованная при малом омовении и гусле, называется муста’маль. Эта вода считается чистой и пригодной для удаления нечистот. Однако применять ее повторно для малого и полного омовений нельзя.

Истинджа. Очищение от нечистот, выделяемых из половых органов и заднего прохода, называется «истинджа». Истинджа или очищение, относится к категории суннат-и муаккада. То есть очищение водой или камнем заднего прохода и половых органов мужчин и женщин от остатков скверны и мочи после справления нужды, является сунной. В случае, когда истинджа водой не представляется возможной из-за присутствия рядом другого человека, при котором открытие мест аврат запрещено, то нужно отказаться от очищения водой, даже при наличии большого количества нечистот. Аврат не открывается. Молитва совершается в таком состоянии. Если человек откроет интимные места при другом человеке, то он будет являться фасиком (мусульманином, открыто совершающим грехи) и совершившим харам. Если найдется укромное место, то необходимо совершить истинджа водой и восстановить молитву. Если исполнение одного предписания может стать причиной совершения харама, то для избежания запретного действия, необходимо отложить или отказаться от выполнения данного предписания.

Совершать истинджа костью, навозом, кирпичом, осколками стекла и цвоточных горшков, углем, кормом для животных, чужим имуществом и предметами, имеющими материальную ценность, таких как, например, шелк, вещами, вынесенными из мечети, водой замзам, листьями, бумагой, является весьма нежелательным действием (тахриман макрухом). Чистую бумагу тоже нужно ценить. Можно совершать истинджа газетой или исписанной бумагой, на которой не имеются слова, касающиеся религии. Однако, совершать истинджа бумагой, на которой написаны исламские (арабские) буквы, нельзя. Справлять нужду, расположившись лицом или спиной к Кибле, в положении стоя, оголившись, без всякой на то необходимости, является макрухом. Нельзя совершать полное омовение там, где под ногами собирается моча. Но, если, моча утекает не скапливаясь, то совершать полное омовение разрешается. Вода, использованная для истинджа, становится наджасой. Она не должна брызгать на одежду. Поэтому истинджа необходимо совершать в укромном месте, открыв места аврат. Истинджа не будет считаться совершенной, если стоя у крана, промывать половые органы, запустив руку под нижнее белье водой, набранной в ладонь. Капля мочи, попавшая в ладонь с водой, превращает ее в наджасу, а нижнее белье, куда попала такая вода, становится оскверненным. Если площадь попадания такой воды на одежду составит больше ладони, то намаз в такой одежде не будет принят.

Истибра. Освобождение мочевых каналов от остаточной мочи у мужчин путем откашливания, хождения либо лежа на левом боку, явлется ваджибом. Нельзя совершать малое омовение (вуду, абдест), пока не будет уверенности в том, что вся остаточная моча вышла. Если просочится хоть одна капля мочи, то и малое омовение нарушится, и одежда испачкается. Если площадь попадания мочи на белье будет меньше ладони, то намаз, совершенный после омовения в такой одежде, будет макрухом, если же больше, то молитва не будет принятой. Те, кто затрудняются в выполнении истибры, должны поместить в мочевой канал ватный тампон, величиной с ячменное зерно. Тампон будет впитывать мочу, не давая ей выйти наружу. Нужно проследить, чтобы кончик тампона не выглядывал наружу.