1. Главная >
  2. Поклонения. Намаз. Пост. Хадж. Закят. >
  3. КНИГА О НАМАЗЕ >
  4. КНИГА О НАМАЗЕ - 23

КНИГА О НАМАЗЕ - 23

ТАЯММУМ

(Очищение землей при отсутствии воды)

Таяммум – очищение землей. В случаях, когда для совершения малого или полного омовения вода отсутствует, либо она есть, но нет возможности ее использовать, то по мазхабу Ханафи можно совершать таяммум с помощью чистой земли, песка, извести, камня и другими подобными чистыми, содержащими в своем составе землю, предметами и до наступления времени молитвы. В остальных трех мазхабах делать таяммум до наступления времени намаза не разрешается.

Таяммум – облегчение для совершения тахарата и гусля. В нашей религии, таяммум землей, подобен очищению водой. В Исламе открыто сообщается о том, что многие виды нечистот очищаются землей.

Основные обстоятельства, требующие совершения таяммума:

1 – Отсутствие чистой воды для малого и полного омовений. (В городе нужно обязательно (фарз) искать воду).

2 – Заболевания, препятствующие использованию воды. Например, когда использование воды может привести к смерти от переохлаждения, либо к болезни.

3 – Присутствие рядом с водой врага или хищного, ядовитого зверя.

4 – Находиться в заключении и не иметь возможности использовать воду.

5 – Смертельная угроза.

6 – Быть в пути и иметь только питьевую воду.

7 – Не иметь возможности достать воду из колодца.

ФАРЗЫ ТАЯММУМА

Таяммум имеет три фарза.

1 – Намерение на очищение от джунуба или на совершение малого омовения. Если человек без омовения, совершает таяммум в целях обучения своего ученика, то такой таяммум не годится для совершения намаза.

2 – Проведение внутренними сторонами ладоней по чистой земле и протирание ими всего лица.

3 – Протирание (месх) сначала правой руки, затем левой, ударив ладони о чистую землю

Существует мнение, что таяммум имеет два фарза. Второй и третий фарзы объеденены в один единый фарз. Оба варианта являются верными.

СУННЫ ТАЯММУМА

1 – Начинать с произнесения «Бисмилля».

2 – Прикладывать руки к земле ладонями вниз.

3 – Проводить ладонями по земле вперед и назад.

  4 – Если имеются остатки земли на ладонях, то стряхивать их, ударяя большими пальцами друг о друга.

5 – Прикладывая ладони к земле, раскрывать пальцы.

  6 – Протирать сначала лицо, после этого правую руку, затем левую.

7 – Как и при малом омовении, делать все быстро, не делая длительных пауз.

  8 – Не оставлять на лице и руках не протертых мест.

9 – Прежде чем совершить таяммум, нужно поискать воду в предполагаемых местах.

 10 – Приударить ладонями по земле и опустив их, плотно прижать к земле.

 11 – Протирать руки, как указано выше.

 12 – Протирать между пальцами, прокручивая кольцо, если оно имеется.

ПРИ ТАЯММУМЕ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ НА СЛЕДУЮЩЕЕ

1 – Если человек без омовения, совершает таяммум в целях обучения своего ученика, то с таким таяммумом, он не может совершать намаз.

2 – Для того, чтобы можно было совершить намаз с таяммумом недостаточно сделать намерение только на таяммум. Необходимо сделать намерение и на намаз.

3 – Одной и той же землей таяммум могут совершать несколько человек. Потому что земля, песок и подобное им, на которых совершается таяммум, не считаются использованными (муста’маль). Использованной считается пыль, сыпящаяся с рук и лица, после таяммума.

4 – По мазхабам Шафии и Ханбали таяммум совершается только землей. В других мазхабах, таяммум совершается всеми чистыми предметами, содержащими в своем составе землю, даже если на их поверхности нет земельной пыли. Предметы, поддающиеся горению и превращающиеся в золу, либо плавящиеся под воздействием высоких температур, не относятся к предметам, содерщим землю. Соответственно, при таяммуме нельзя использовать дерево, траву, доску, металл, рис, стену, окрашенную масляной краской, медь, золото, стекло. Можно очищаться песком, но жемчугом и кораллом нельзя. Совершать таяммум разрешается: мрамором, промытым известью и гипсом, цементом, неглазурованным фаянсом, предметами посуды из неглазурованного фарфора, глиной. Если есть только жидкая глина, и если содержание воды в ней меньше половины, то ее можно использовать для таяммума.

5 – С одним таяммумом можно совершать разные намазы.

6 – Если путник, по каким-нибудь знакам, приметам, предположит, что на расстоянии менее двух километров может находиться вода, либо об этом ему сообщит взрослый, здравомыслящий и праведный мусульманин, и если уверенность в этом предположении будет довольно высокой, то ему обязательно (фарз) нужно будет пройтись по округе, либо отправить кого-нибудь и поискать воду в радиусе двухсот метров. Если вероятность не так высока, то искать воду не обязательно.  

7 – Если человек, не спросив о наличии воды, совершит молитву с таяммумом, а после, узнает от надежного человека, что вода есть, то ему необходимо совершить малое омовение (вуду, абдест) и восстановить этот намаз.

8 – Совершать намаз с таяммумом разрешается, если известно, что вода находится на расстоянии более двух километров.

9 – Человеку, забывшему, что среди его вещей есть вода, разрешается совершить намаз с таяммумом, если он находится за пределами населенных пунктов.

10 – Если человек, предположив, что вода закончилась, совершит намаз с таямуммом, а после молитвы обнаружит, что вода была, то ему необходимо восстановить намаз, прочитанный с таяммумом.

11 – Для путника является ваджибом (предписание очень близкое к фарзу) попросить воду у своих попутчиков. Если они ему откажут, то он совершает молитву с таяммумом. Если кто-либо готов продать воду по рыночной цене, то тот, кто имеет достаточно средств, должен купить воду. Если за воду просят чрезмерно высокую цену (габен-и фахиш), то разрешается совершить молитву с таяммумом. Если средств недостаточно для покупки воды, даже по рыночной цене, то также совершается таяммум.

12 – Если в пустыне имеется вода, установленная у дорог и предназначенная для питья, то совершается таяммум.

13 – Если воды мало, то человеку в состоянии джунуб нужно очиститься прежде женщины в состоянии хайыз, человека, с нарушенным малым омовением и покойника. Владелец воды моется первым. Если в одном месте собрана вода, принадлежащая разным хозяевам, то первым омывают покойника.

14 – Если у человека в состоянии джунуб после совершения таяммума нарушится малое омовение, то он не становится джунубом. Если имеется небольшое количество воды, он совершает только вуду.

15 – Если тело человека в состоянии джунуб, больше чем наполовину покрыто ранами, или, например, сыпью от оспы или скарлатины, то он совершает таяммум. Если же большая часть поверхности кожных покровов здорова и есть возможность помыться, не намочив раны, то он совершает гусль.

Другие статьи в этом разделе

КНИГА О НАМАЗЕ - 29

РУКНЫ НАМАЗА

Внутренние обязательные условия намаза называются «Рукны». Существует пять рукнов:

1. Стояние в молитве (Кыям). Первый из пяти рукнов намаза – кыям. Кыям означает стояние на ногах во время молитвы. Больной, который не может стоять на ногах, совершает молитву сидя. Больной, который не может сидеть, совершает молитву лежа на спине, делая знаки головой. Для того, чтобы лицо смотрело не на небо, а в сторону Киблы...

КНИГА О НАМАЗЕ - 27

АЗАН и ИКАМАТ  

Азан – означает всеобщее возвещение, призыв. Для пятикратной ежедневной молитвы, для возмещения пропущенных молитв, перед имамом на пятничной молитве (Джума намаз), чтение азана для мужчин является суннат-и муаккада. Для женщин чтение азана и икамата является нежелательным. Азан читается для того, чтобы сообщить другим о наступлении времени молитвы, забравшись на высокое место. При чтении азана, прикладывание по одно...


Москва

1447 год, 13 - Джамазильахир.
2025 год, 3 - Декабрь.
Имсак 5:57
Фаджр 6:21
Восход 8:30
Ишрак 9:54
Зауаль карахат 12:04
Зухр 12:35
Аср-и Аууаль 14:00
Аср 14:27
Исфирар 14:59
Магриб 16:10
Иштибак 17:32
Иша’а 18:26
Иша’а-и Сани 18:41