КНИГА О НАМАЗЕ - 23

ТАЯММУМ

(Очищение землей при отсутствии воды)

Таяммум – очищение землей. В случаях, когда для совершения малого или полного омовения вода отсутствует, либо она есть, но нет возможности ее использовать, то по мазхабу Ханафи можно совершать таяммум с помощью чистой земли, песка, извести, камня и другими подобными чистыми, содержащими в своем составе землю, предметами и до наступления времени молитвы. В остальных трех мазхабах делать таяммум до наступления времени намаза не разрешается.

Таяммум – облегчение для совершения тахарата и гусля. В нашей религии, таяммум землей, подобен очищению водой. В Исламе открыто сообщается о том, что многие виды нечистот очищаются землей.

Основные обстоятельства, требующие совершения таяммума:

1 – Отсутствие чистой воды для малого и полного омовений. (В городе нужно обязательно (фарз) искать воду).

2 – Заболевания, препятствующие использованию воды. Например, когда использование воды может привести к смерти от переохлаждения, либо к болезни.

3 – Присутствие рядом с водой врага или хищного, ядовитого зверя.

4 – Находиться в заключении и не иметь возможности использовать воду.

5 – Смертельная угроза.

6 – Быть в пути и иметь только питьевую воду.

7 – Не иметь возможности достать воду из колодца.

 

ФАРЗЫ ТАЯММУМА

Таяммум имеет три фарза.

1 – Намерение на очищение от джунуба или на совершение малого омовения. Если человек без омовения, совершает таяммум в целях обучения своего ученика, то такой таяммум не годится для совершения намаза.

2 – Проведение внутренними сторонами ладоней по чистой земле и протирание ими всего лица.

3 – Протирание (месх) сначала правой руки, затем левой, ударив ладони о чистую землю

Существует мнение, что таяммум имеет два фарза. Второй и третий фарзы объеденены в один единый фарз. Оба варианта являются верными.

СУННЫ ТАЯММУМА

1 – Начинать с произнесения «Бисмилля».

2 – Прикладывать руки к земле ладонями вниз.

3 – Проводить ладонями по земле вперед и назад.

  4 – Если имеются остатки земли на ладонях, то стряхивать их, ударяя большими пальцами друг о друга.

5 – Прикладывая ладони к земле, раскрывать пальцы.

  6 – Протирать сначала лицо, после этого правую руку, затем левую.

7 – Как и при малом омовении, делать все быстро, не делая длительных пауз.

  8 – Не оставлять на лице и руках не протертых мест.

9 – Прежде чем совершить таяммум, нужно поискать воду в предполагаемых местах.

 10 – Приударить ладонями по земле и опустив их, плотно прижать к земле.

 11 – Протирать руки, как указано выше.

 12 – Протирать между пальцами, прокручивая кольцо, если оно имеется.

ПРИ ТАЯММУМЕ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ НА СЛЕДУЮЩЕЕ

1 – Если человек без омовения, совершает таяммум в целях обучения своего ученика, то с таким таяммумом, он не может совершать намаз.

2 – Для того, чтобы можно было совершить намаз с таяммумом недостаточно сделать намерение только на таяммум. Необходимо сделать намерение и на намаз.

3 – Одной и той же землей таяммум могут совершать несколько человек. Потому что земля, песок и подобное им, на которых совершается таяммум, не считаются использованными (муста’маль). Использованной считается пыль, сыпящаяся с рук и лица, после таяммума.

4 – По мазхабам Шафии и Ханбали таяммум совершается только землей. В других мазхабах, таяммум совершается всеми чистыми предметами, содержащими в своем составе землю, даже если на их поверхности нет земельной пыли. Предметы, поддающиеся горению и превращающиеся в золу, либо плавящиеся под воздействием высоких температур, не относятся к предметам, содерщим землю. Соответственно, при таяммуме нельзя использовать дерево, траву, доску, металл, рис, стену, окрашенную масляной краской, медь, золото, стекло. Можно очищаться песком, но жемчугом и кораллом нельзя. Совершать таяммум разрешается: мрамором, промытым известью и гипсом, цементом, неглазурованным фаянсом, предметами посуды из неглазурованного фарфора, глиной. Если есть только жидкая глина, и если содержание воды в ней меньше половины, то ее можно использовать для таяммума.

5 – С одним таяммумом можно совершать разные намазы.

6 – Если путник, по каким-нибудь знакам, приметам, предположит, что на расстоянии менее двух километров может находиться вода, либо об этом ему сообщит взрослый, здравомыслящий и праведный мусульманин, и если уверенность в этом предположении будет довольно высокой, то ему обязательно (фарз) нужно будет пройтись по округе, либо отправить кого-нибудь и поискать воду в радиусе двухсот метров. Если вероятность не так высока, то искать воду не обязательно.  

7 – Если человек, не спросив о наличии воды, совершит молитву с таяммумом, а после, узнает от надежного человека, что вода есть, то ему необходимо совершить малое омовение (вуду, абдест) и восстановить этот намаз.

8 – Совершать намаз с таяммумом разрешается, если известно, что вода находится на расстоянии более двух километров.

9 – Человеку, забывшему, что среди его вещей есть вода, разрешается совершить намаз с таяммумом, если он находится за пределами населенных пунктов.

10 – Если человек, предположив, что вода закончилась, совершит намаз с таямуммом, а после молитвы обнаружит, что вода была, то ему необходимо восстановить намаз, прочитанный с таяммумом.

11 – Для путника является ваджибом (предписание очень близкое к фарзу) попросить воду у своих попутчиков. Если они ему откажут, то он совершает молитву с таяммумом. Если кто-либо готов продать воду по рыночной цене, то тот, кто имеет достаточно средств, должен купить воду. Если за воду просят чрезмерно высокую цену (габен-и фахиш), то разрешается совершить молитву с таяммумом. Если средств недостаточно для покупки воды, даже по рыночной цене, то также совершается таяммум.

12 – Если в пустыне имеется вода, установленная у дорог и предназначенная для питья, то совершается таяммум.

13 – Если воды мало, то человеку в состоянии джунуб нужно очиститься прежде женщины в состоянии хайыз, человека, с нарушенным малым омовением и покойника. Владелец воды моется первым. Если в одном месте собрана вода, принадлежащая разным хозяевам, то первым омывают покойника.

14 – Если у человека в состоянии джунуб после совершения таяммума нарушится малое омовение, то он не становится джунубом. Если имеется небольшое количество воды, он совершает только вуду.

15 – Если тело человека в состоянии джунуб, больше чем наполовину покрыто ранами, или, например, сыпью от оспы или скарлатины, то он совершает таяммум. Если же большая часть поверхности кожных покровов здорова и есть возможность помыться, не намочив раны, то он совершает гусль.