КНИГА О НАМАЗЕ - 49
Хазрат-и Имам-и Раббани (да будет милостив к нему Аллах) в 266 письме 1-го тома книги «Мактубат» говорит:
«После правильного уверования, необходимо в обязательном порядке изучать фикх, то есть обязательные и запретные предписания нашей религии. Необходимо в должной степени изучить обязательные предписания (фарз), ваджибы, дозволенное (халял) и запретное (харам), сунны и нежелательные (макрух), сомнительные действия и действовать соответственно полученным знаниям. Каждый мусульманин должен изучать книги по фикху. [Без этих знаний мусульманство невозможно]. Необходимо выполнять приказы Аллаха и стараться жить так, как угодно Ему. Ежедневная пятикратная молитва – это то, что больше всего любит и приказывает Всевышний Аллах. Намаз – это опора религии. Теперь же хочу несколько слов сказать о важности молитвы и о том, как она совершается. Слушайте очень внимательно! Прежде всего необходимо совершить малое омовение согласно сунне [т.е. так, как это указано в книгах по фикху]. При совершении омовения, необходимо три раза омыть места, подлежащие очищению, при этом особое внимание нужно уделять тому, чтобы эти места были омыты тщательно. Таким образом, омовение будет считаться совершенным по сунне. Обтирая голову (месх), необходимо охватить все ее стороны. Уши и шею нужно обтереть тщательно. Сообщается о том, что при омовении пальцев ног необходимо мизинцем левой руки провести между пальцами от нижней стороны ступни к верху. Необходимо придавать этому значение и не упускать из ввиду из-за того, что это мустахаб (рекомендуемое действие). Нельзя пренебрегать мустахабами. Ведь это то, что любит Всевышний Аллах и то, что Ему нравится. Если бы было известно, что отдав весь мир, можно выполнить одно деяние, угодное Аллаху, и если это деяние все же было бы совершено взамен на целый мир, то это считалось бы намного выгодней. Эта огромная польза и выгода, сравнима с тем, как если бы взамен нескольких осколков глиняного горша, можно было бы заполучить ценный алмаз. Или это подобно тому, как если бы, отдав несколько камушков, можно было взамен вернуть душу умершего любимого человека и вдохнуть в нее жизнь.
Молитва – это мирадж (вознесение) верующих. Иными словами, блага, дарованные Пророку Мухаммеду (саллаллаху алейхи уасаллям) в ночь мирадж, в этом мире его умме (общине) дано вкусить только лишь во время молитвы. Мужчины должны быть внимательны к совершению обязательных совместных намазов, более того, они не должны упускать возможность выполнять первый такбир вместе с имамом. [Для женщин является большим грехом посещать мечеть, будь то для совершения совместной молитвы или для того, чтобы послушать хафиза или мавлид и находиться рядом с мужчинами и, тем более приходить в мечеть на пятничную молитву, с целью получения вознаграждений.]
Совершение молитвы вовремя [и знание того, что она совершена вовремя] – обязательное условие. [Будучи в уединении, каждую молитву необходимо совершать в начале наступления времени, предвечернюю и ночную молитвы нужно совершать согласно решению имам-и Азама. Чем позже совершается молитва, тем меньше вознаграждается савабами. Рекомендуемое (мустахаб) время предназначено для посещения мечети, для совершения молитвы совместно с джамаатом. Если не совершить намаз в назначенное время, то это такой же большой грех, как убийство человека. Этот грех не прощается с возмещением намаза (каза). Возмещается лишь долг пропущенной молитвы. Для того, чтобы этот грех был прощен, необходимо принести покаяние (тавба), либо совершить хадж-мабрур. «Ибн-и Абидин»]
При совершении молитвы Коран необходимо читать в количестве, соответствующем сунне. Во время выполнения руку’у и суджуда, конечно же, нужно оставаться неподвижным. Поскольку это фарз или ваджиб. Поднявшись с руку’у, необходимо выпрямиться так, чтобы все кости встали на свои места. После этого, выдерживание некой паузы в таком положении (стояние) является фарзом, либо ваджибом, либо сунной. То же самое относится и к сидению между двумя суджудами. На это, конечно же, нужно обращать особое внимание. В руку'у и суджуде тасбих произносится как минимум три раза. Самое большее произносится семь или одинадцать раз. А для имама количество тасбихов зависит от состояния джамаата. Стыдно, когда сильный, здоровый человек, совершая молитву в одиночку, произносит тасбих минимальное количество раз. Произнести нужно хотя бы 5 раз. Совершая суджуд, прикладывать к земле нужно сначала те части тела, которые находятся ближе к земле. А это значит, что сначала ставятся колени, затем руки, после этого нос и затем лоб. Правое колено прикладывается к полу прежде левого, также как и правая рука, прежде левой. Поднимаясь с суджуда, сначала необходимо поднимать те части, которые находятся выше. Значит сначала нужно отнять от земли лоб. Будучи на ногах, необходимо смотреть на место суджуда, будучи в руку’у – на ноги, совершая суджуд – на кончик носа, а во время сидения нужно смотреть на руки или колени. Если в намазе взгляд, направленный на перечисленные места, не будет уходить в сторону, то намаз может быть совершен с максимальной концентрацией. То есть и сердце может освободиться от мирских мыслей. Появится хушу (смиренность). Так говорил наш Пророк (мир ему). Раскрывать пальцы рук во время руку’у и прижимать их друг к другу в суджуде – сунна. На это так же необходимо обращать внимание. Не случайно и не просто так приказано раскрывать либо сжимать пальцы. Глава Ислама [Пророк Мухаммед (саллаллаху алейхи уасаллям)] делал так, думая о пользе этих действий. Для нас нет большей пользы, чем следовать главе Ислама (алейхиссалавату уассалам). Все сказанное нами, стимулирует и воодушевляет на выполнение вещей, указанных в книгах по фикху. Пусть Всевышний Аллах поможет нам и вам совершать благие деяния, указанные Исламом! Пусть Всевышний примет нашу молитву в честь Господина, наилучшего, самого главного из Пророков, (алейхи ва алейхим ва аля куллин минассалавати афдалюха ва минаттаслимати акмалюха). Амин»!