КНИГА О НАМАЗЕ - 46
БЛАГА ЗА СОВЕРШЕНИЕ МОЛИТВЫ
Существует много хадисов о благости совершения молитвы и о савабах, которые ожидают тех, кто совершает молитву. В книге «Ашиат-уль-лемеат» Абдуллаха бин Сейфуддин Дехлеви, в хадисах, сообщающих о важности молитвы, говорится так:
1 – Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передал: «Посланник Аллаха (алейхиссалям) сказал: «Пятикратный намаз и пятничный намаз искупляют грехи до следующей пятницы, а пост в месяц Рамазан искупляет грехи до следующего месяца Рамазан. Они являются причинами прощения малых грехов для тех, кто избегает совершать большие грехи.» Прощаются все малые грехи, совершенные в эти промежутки времени, кроме тех случаев, когда человек нарушил права другого человека. После того, как будут прощены все малые грехи, помогают облегчить наказания за большие грехи. Для того, чтобы большие грехи были прощены, необходимо так же покаяться (тавба). Если человек не имеет больших грехов, то они служат причиной повышения его степени. Этот хадис записан в сборнике Муслима. Пятничная молитва является причиной прощения недостатков, имеющихся в ежедневных пятикратных молитвах. Если же и пятничные молитвы исполнены небезупречно, то причиной их прощения является пост в месяц Рамазан.
2 – Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передал: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Останется ли на теле человека, который пять раз в день моется, в протекающей перед домом реке, хоть немного грязи?» Сподвижники ответили: «Конечно же не останется никакой грязи, О, Расулуллах!». Тогда Пророк продолжил: «Таков и пятикратный намаз. Всевышний Аллах прощает все малые грехи тех, кто совершают ежедневные пять молитв». Этот хадис передается в сборниках Бухари и Муслима.
3 – Абдуллах ибни Масуд (радиаллаху анх) передает: «Один из ансаров поцеловал чужую женщину. Дело было так: этот сподвижник торговал финиками. К нему пришла покупательница, которую тот решил совратить. Под предлогом, мол дома у него есть товар получше, заманил ее к себе домой. Там обнял ее и поцеловал. Женщина вскрикнула: «Что ты делаешь?! Побойся Аллаха!» Мужчина пришел к Пророку, сожалея о своем поступке. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ничего ему не ответил. Он начал ждать откровения от Всевышнего Аллаха. Затем совершил молитву. По этому случаю был ниспослан 115 аят суры Худ: «Исполняй молитву в начале и конце дня и при наступлении ночи, без сомнения, добрые дела изгоняют злые». Два конца дня означают время до полудня и после. Говорится об утренней (ссубх), полуденной (зухр) и предвечерней (аср) молитве. Ночной намаз близкий ко дню – это вечерняя (магриб) и ночная (ишаа) молитвы. В этом аяте говорится, что ежедневные пятикратные намазы служат причиной прощения грехов. Тогда сподвижник спросил: «О, Пророк! Эта весть только для меня или для всей мусульманской общины?» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Для всей моей общины». Этот хадис упомянут в обоих Сахихах.
4 – Анас бин Малик (да будет доволен им Аллах) передает: «Пришел один из сподвижников к Пророку (саллаллаху алейхи уасаллям) и сказал: ''О, Пророк! Я совершил грех... Накажи меня за это!'' Посланник Аллаха не стал спрашивать, какой грех он совершил. Когда пришло время молитвы, мы вместе совершили намаз. По окончании намаза, сподвижник встал и сказал: ''О, посланник Аллаха! Я согрешил. Накажи меня так, как приказано в Книге Аллаха!'' Пророк ответил: «Разве ты не совершил с нами намаз?». ''Да'', - сказал он. «Не переживай, Аллах простил тебя!» – ответил Пророк». Этот хадис упомянут в обоих Сахихах. Сподвижник Пророка посчитал, что он совершил тяжелый грех. Поскольку он был прощен после совершения молитвы, стало ясно, что это был малый грех. (Здесь речь идет о грехе, за который полагается наказание из разряда Хад. Это наказание дается за прелюбодеяние, употребление алкоголя, появление в пьяном виде, воровство и т.д. – Хад имеет три степени тяжести).
5 – Абдуллах бин Масуд (да будет доволен им Аллах) спросил у Пророка (мир ему и благословение Аллаха): ''О, Посланник Аллаха! Какое их деяний Всевышний Аллах любит больше всего?'' Пророк ответил ему: «Молитва совершенная в свое время». (В некоторых хадисах сказано: «Аллах очень любит, когда намаз совершают в начале времени.»). ''А еще?'' - спросил сподвижник. Пророк сказал: «Делать добро родителям.» ''А что же еще любит Аллах?'' – «Джихад, совершенный на пути Аллаха.», - ответил Посланник Аллаха. Этот хадис приведен в обоих Сахихах (у Бухари и Муслима). Еще в одном из хадисов говорится: «Самое лучшее из деяний - кормить людей». В другом хадисе сказано: «Распространять приветствие.» (Давать салям). А еще есть хадисы, в которых говорится: «Вставать ночью на намаз, когда все спят.» «Самое ценное деяние - не причинять вреда никому, ни рукой, ни словом.» «Самое ценное деяние – Джихад.» «Самое ценное деяние - хадж-и мабрур.» (То есть хадж, совершенный не имея никаких грехов). «Самое лучшее деяние – вспоминать Аллаха.» «Соблюдать постоянство в совершении деяний.» Ответы давались разные, в зависимости от состояния спрашивавших или же в зависимости от того, в какое время задавались вопросы. Например, в самом начале распространения Ислама, самым лучшим и самым ценным деянием был джихад. [Самое лучшее деяние нашего времени, вести борьбу словом, публикациями, давать ответ неверующим и тем, кто не следует мазхабам, распространять учения ахл-и сунна уаль джамаа. Те, кто помогают совершающим такой джихад людям, материально, духовно и физически, получают такой же саваб как и они. Аяты и хадисы говорят о том, что совершение молитвы намного важнее закята и раздачи милостыни. Но, спасти умирающего важнее намаза.].
6 – Джабир бин Абдуллах (да будет доволен им Аллах) передает: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Оставление молитвы стирает границу между человеком и неверием». Поскольку молитва – это завеса, ограждающая человека от неверия. Если убрать эту завесу, то мусульманин впадает в неверие. Этот хадис приведен у Муслима. Данный хадис показывает насколько плохо оставление намаза. Многие из сподвижников сообщили, что тот, кто оставит молитву без уважительной причины, становится неверующим (кафир). По мазхабам Шафии и Малики, тот, кто оставит молитву, пусть и не становится неверующим, но лишение жизни такого человека становится ваджибом. По мазхабу Ханафи человека держат в заключении и избивают до тех пор, пока тот не начинает совершать намаз.
7 – Убаде бин Самит (радиаллаху анх) передает. Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи уасаллям) сказал: «Всевышний Аллах приказал совершать пятикратную молитву. Аллаху Тааля дал слово оказать свою милость тому, кто совершив тщательное омовение встает вовремя на намаз, полностью выполняет поясные поклоны и совершает намаз с благоговением. А тому, кто не совершал намаз, не давал слово простить. Если пожелает простит, а если нет, то накажет.» Этот хадис-и шариф передают имамы Ахмед, Абу Дауд и Насаи. Как можем видеть, нужно обратить внимание на важность условий намаза, руку’у и суджудов. Всевышний Аллах не отступает от своих слов. Он обязательно простит правильно совершающих молитву.
8 – Абу Амаме-и Бахили (да будет доволен им Аллах) передает. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Совершайте пятикратный намаз! В один из месяцев поститесь! Отдавайте закят со своего имущества! Подчиняйтесь своим правителям. Войдите в Рай вашего Господа». Это означает, что мусульманин, который совершает намаз, постится в месяц Рамазан, выплачивает закят, подчиняется приказам (исламских) правителей, не противоречащих Исламу, войдет в Рай. Этот хадис приведен у имамов Ахмед и Тирмузи.
9 – Один из известных сподвижиков, Бурайда-и Аслама (да будет доволен им Аллах) передает. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Обязательство между нами – это намаз. Тот, кто пренебрегает молитвой, становится неверующим (кафир)». Как видим, тот кто совершает намаз является из числа мусульман. Тот, кто не придает значения молитве, не совершает намаз потому, что не считает его своей основной обязанностью, становится неверующим. Этот хадис передали Имам-и Ахмед, Тирмузи, Насаи и Ибни Маджа.
10 – Абу Зар-и Гифари (радиаллаху анх) говорит: ''В один из осенних дней, когда осыпались листья с деревьев, мы с Пророком (алейхиссалям) вышли на улицу. Он отломил с дерева две веточки и с него опали листья. И тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «О Абу Зар! Когда мусульманин совершает намаз ради Аллаха, его грехи начинают осыпаться с него, как листья с этих деревьев». Этот хадис передал Имам-и Ахмед.
11 – Зайд бин Халид Джухани передает. Пророк сказал: «Если мусульманин правильно и со смирением совершит два ракаата намаза, то простятся все совершенные им грехи». То есть Всевышний Аллах простит все его малые грехи. Хадис передал Имам Ахмед (рахима-хуллаху тааля).
12 – Абдуллах бин Амр бин Ас (да будет доволен им Аллах) передает. Посланник Аллаха (алейхиссалям) сказал: «Совершенный вовремя намаз в Судный День станет светом и доказательством, что послужит ему спасением от огня Ада. Если намаз не был под защитой, то не будет света и доказательства и не найдет защиты в Судный День. Такой человек окажется рядом с Каруном, Фараоном, Хаманом и Убай бин Халафом». Как отмечено выше, мусульманин, совершавший молитву в соответствии с фарзами, ваджибами, суннами в Судный День будет окружен светом этой молитвы. Если же он не продолжит совершать молитву таким образом, то в Судный день окажется рядом с кафирами, имена которых указаны выше. Т.е. в Аду будет испытывать самые жестокие наказания. Убай бин Халаф был самым ярым кафиром Мекки. В битве при Ухуде наш Пророк своими благословенными руками отправил его в Ад. Этот хадис-и шариф, передали имам Ахмед с Байхаки и Дарими.
13 – Один из знаменитых табиинов Абдуллах бин Шакик (рахима-хуллаху тааля) говорит: «Сподвижники Пророка (радиаллаху анхум) считали, что из всех поклонений к неверию приводит только оставление намаза». Этот хадис передает Тирмузи. Абдуллах бин Шакик, который передавал хадисы от Умара, Али, Османа и Айши (да будет доволен ими Аллах), скончался в 108 году хиджры.
14 – Абуддарда (рахима-хуллаху тааля) передает: «Очень любимый мной человек сказал: «Даже если ты будешь разорван на части, брошен в огонь, не придавай сотоварища Всевышнему Аллаху! Не оставляй обязательные намазы! Преднамеренно оставивший обязательные молитвы выходит из Ислама. Не пей вино! Вино - ключ всех несчастий». Значит тот, кто не придает должного значения обязательным молитвам и не совершает их, становится неверующим (кафир). Если молитва не совершалась по причине лени, то он кафиром не считается, но совершает большой грех. Отсрочивать (фаут) исполнение молитвы, по указанным в Исламе пяти извинительным причинам (Узр), не является грехом. Вино и все алкогольные напитки лишают человека разума. Тот, у кого нет разума, способен совершить любое плохое деяние.
15 – Али (да будет доволен им Аллах) передает. Пророк сказал: «О Али! Не задерживай исполнение трех вещей: Совершай намаз, как наступит время! Не задерживай совершение заупокойной молитвы (джаназа намаз) над покойником! Если найдена ровня для дочери, то спеши выдать ее замуж!». Этот благородный хадис приведен у Тирмузи. Чтобы не затянуть заупокойную молитву, его можно совершать и в течение трех времен, когда совершать намаз является макрухом (нежелательным).
[Женщину или дочь необходимо выдать замуж за ровню. Достойный жених - не значит богатый или получающий большую зарплату человек. Достойный мужчина – это благочестивый мусульманин, верующий в соответствии с вероучением ахл-и сунна, совершающий молитву, не употребляющий алкоголь, т.е. человек, следующий всем канонам Ислама, и способный прокормить свою семью дозволенным путем. А тот, кто ищет для своей дочери богатого жениха или обладателя собственного жилища, может навести на ее голову несчастье, ввергнуть в Ад. Дочь должна совершать молитву (намаз), не выходить на улицу с неприкрытыми головой, руками и не оставаться наедине с мужчинами, не относящимися к категории махрам (запретное).]
16 – Абдуллах ибни Умар (да будет доволен им Аллах) передает. Пророк Мухаммед (саллаллаху алейхи уасаллям) сказал: «Всевышний Аллах доволен теми, кто совершает намаз сразу при наступлении времени. И прощает тех, кто совершает молитву в конце времени намаза». Этот хадис приведен у Тирмузи (рахима-хуллаху тааля).
По мазхабам Шафии и Ханбали, молитву предпочтительно совершить в начале времени. Мнение мазхаба Малики близко к этому. Однако если в сильную жару человек собирается совершить послеполуденную молитву (зухр) в одиночку, то предпочтительнее ее отсрочить. По Ханафи, предпочтительно отсрочить совершение утренней (ссубх) и ночной (ишаа) молитв. В сильную жару можно отсрочить послеполуденную (зухр) молитву до времени спадания жары. [Но по мнению имамейнов, послеполуденную молитву (зухр) нужно совершать до наступления времени предвечерней молитвы (аср), а предвечернюю и ночную молитвы, по мнению Имам-и А’зама, нужно совершать после наступления их времени, в целях предосторожности. Праведные мусульмане предосторожны в каждом своем действии.]
17 – Умми Фарва (да будет доволен ею Аллах) передает: «У Пророка (мир ему и благословение Аллаха) спросили о самом лучшем деянии. «Лучший поступок – молитва исполненная в начале времени». Этот хадис приведен у имама Ахмеда, Тирмизи, Абу Дауда (да смилуется над ними Аллах). Намаз наивысший из обрядов поклонений. А если совершать его сразу после наступления времени, то это возвышает его значимость еще больше.
18 – Аиша (радиаллаху анха) передает: ''Не было и двух случаев, чтобы посланник Аллаха совершал намаз в конце установленного времени.''
19 – Умм-и Хабиба (радиаллаху анх) передает. Пророк Аллаха (мир ему) сказал: «Если раб Аллаха ежедневно, кроме фарзов, будет совершать 12 ракаатов тетавву – дополнительных намазов – Всевышний построит для него дворец в Раю». Хадис приведен у Муслима. Как можем видеть, сунны, совершаемые вместе с фарзами ежедневных пятикратных молитв, Пророк называл «тетавву», то есть нафиля (дополнительными) молитвами.
20 – Один из величайших табиинов Абдуллах бин Шакик (да смилуется над ним Аллах) говорит: «Я спросил у Айшы (да будет доволен ею Аллах) о молитвах тетавву, т.е. о нафиля намазах Пророка (мир ему). Она ответила: «Перед фарзами послеполуденной молитвы (зухр) Пророк совершал 4 ракаата, а после - 2 ракаата, после фарзов вечерней (магриб) и ночной (ишаа) молитв совершал 2 ракаата, перед фарзами утренней молитвы (ссубх) совершал 2 ракаата». Это передают Муслим и Абу Дауд (да смилуется над ними Аллах).
21 – Айша (да будет доволен ею Аллах) передает: «Из всех нафиля (дополнительных) молитв дольше всего Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи уасаллям) выполнял сунны утренней молитвы». Это известие написано у Бухари и Муслима. Айша (радиаллаху анха), сунны пятикратной молитвы, называет дополнительными поклонениями (нафиля).
[Великий ученый Ислама, самый сильный защитник вероучения ахл-и сунна против заблудших и безмазхабников, величайший борец, разрушающий нововведения, распространитель избранного Аллахом религии, Имам-и Раббани муджаддид-и альфи сани (очиститель второго тысячелетия) Ахмед бин Абдулахад Фаруки Сарханди (рахметуллахи тааля алейх), в неимеющем в исламской религии аналогов труде Мактубат, в 29 письме первого тома сказал:
«Обязательные (фарз) и дополнительные (нафиля) молитвы – это деяния, которые угодны Всевышнему Аллаху. Дополнительные поклонения не имеют никакой ценности перед обязательными. Совершенный вовремя один фарз, намного ценнее, чем дополнительные поклонения, которые бы непрерывно совершались на протяжении тысячи лет. Это относится ко всем дополнительным поклонениям, например, нафиля намаз, закят, пост, умра, хадж, зикр, тафаккур (предавание размышлениям). Более того, если во время выполнения фарза выполнить хотя бы один из суннатов или один из адабов молитвы, то это намного ценнее, чем если совершать дополнительную молитву отдельно. Однажды предводитель правоверных Умар-уль-Фарук (да будет доволен им Аллах) после совершения утренней молитвы спросил, почему нет одного из членов общины. Ему ответили, что тот каждую ночь совершает дополнительные молитвы и возможно поэтому он проспал и не смог присоединиться к джамаату. Тогда Умар (радиаллаху анх) произнес: «Было бы лучше, если он ночью спал, а утреннюю молитву совершил в джамаате». Отсюда можно сделать вывод, что при выполнении фарза, исполнение хотя бы одного из адабов и воздержание от совершения хотя бы одного макруха, намного лучше, чем зикр, тафаккур и муракаба. Конечно же, если дополнительные поклонения совершаются наряду с обязательными, то это несет в себе огромную пользу. Но без обязательных они не имеют никакой ценности. Точно так же, намного лучше отдать одну монету в качестве закята, являющегося фарзом, чем раздавать тысячи монет милостыни, в качестве дополнительных поклонений. Если, отдавая одну монету закята, придерживаться одного из адабов и, например, отдать ее нуждающемуся близкому родственнику, то это намного лучше, чем раздавать тысячи монет в качестве милостыни, то есть как дополнительные поклонения. [Отсюда становится понятно, что те, кто собираются совершить намаз ночью, должны восполнить пропущенные намазы. Приказы Всевышнего Аллаха называются Фарз, запреты – Харам, приказы нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха) называются Сунна, запреты – Макрух, а все это вместе называется Ахкам-и исламия. Нравственность и желание делать добро людям являются обязательными качествами для любого мусульманина. Тот, кто не верит и пренебрегает одним из положений Ахкам-и исламия, становится Кафиром (неверующим), Муртадом (отступником). А тот, кто верит во все эти положения, называется Мусульманином. Мусульманин, не следующий ахкам-и исламия по своей лени, называется Фасиком. Фасик, который не соблюдает один фарз или один харам (запретное), отправится в Ад. Благие деяния и сунны, совершенные таким человеком, не примутся и он не получит за них награду (саваб). Если человек ни одну монетку закята не выплатил, то ни одно из его благих деяний за которые были отданы миллионы, не будут приняты. За построенные мечети, школы, больницы, помощь благотворительным фондам, никакого вознаграждения не получит. У того, кто не совершил ночную молитву (ишаа), не будет принят таравих намаз. Поклонения, кроме фарзов и ваджибов, называются Нафиля. Сунны – это нафиля поклонения. Из этого следует, что тот, кто восполняет пропущенные фарзы, тем самым совершает и сунны. Вознаграждений за выполнение одного фарза и за воздержание от совершения одного харама полагается больше, чем за миллионы совершенных нафиля поклонений. Не выполнивший один фарз, совершивший один харам, будет гореть в Аду. Дополнительные поклонения не смогут спасти его от Ада. Изменения, нововведения в поклонениях называются Бид’ат. Совершение бид’ата в поклонениях – харам и причина нарушения поклонений. В хадис-и шарифе сказано: «У совершающего бид’ат ни одно из поклонений не будет принято». За фасиком, у которого, например, жена или дочь ходит неприкрытой и за человеком, совершающим бид’ат, к примеру используя громкоговорители в своих поклонениях, нельзя совершать молитву, слушать их проповеди и надуманные речи о религии, читать их книги. Необходимо проявлять добродушие и к врагу, и к другу и ни с кем не вступать в спор. В одном из хадис-и шарифов сказано: «Глупцу не отвечают». Поклонения очищают сердце. Грехи очерствляют сердце и человек не находит умиротворения. Каждый мусульманин должен хорошо изучить условия веры, фарзы и харамы. Незнание не является уважительной причиной. Это то же самое, что знать и не верить.]
Книга «Мактубат» имама Раббани написана на фарси. Здесь перевод закончился. Имам Раббани скончался в 1624 году (х.1034) в Индии в городе Серхенд.