КНИГА О НАМАЗЕ - 29

РУКНЫ НАМАЗА

Внутренние обязательные условия намаза называются «Рукны». Существует пять рукнов:

1. Стояние в молитве (Кыям). Первый из пяти рукнов намаза – кыям. Кыям означает стояние на ногах во время молитвы. Больной, который не может стоять на ногах, совершает молитву сидя. Больной, который не может сидеть, совершает молитву лежа на спине, делая знаки головой. Для того, чтобы лицо смотрело не на небо, а в сторону Киблы, под голову подкладывается подушка. Ноги надо поджать, чтобы они не оказались вытянутыми в сторону Киблы. При кыяме, расстояние между стопами должно быть в четыре пальца.

Больной, который не в состоянии стоять на ногах, тот, кто при стоянии на ногах испытывает головокружение, человек с сильной головной, зубной и глазной болями, или из-за любой другой сильной боли, а также страдающий от недержания мочи или кишечных газов, имеющий кровоточащие раны, опасающийся быть замеченными врагом, опасающийся кражи имущества, и тот, у кого при выполнении молитвы стоя, нарушается пост или чтение, или откроются места аврат - намаз совершает сидя. При поясном поклоне (руку’у) делается легкий наклон. Для совершения земного поклона (суджуд) необходимо лоб приложить к земле. Если человек не может приложить лоб к земле, то для совершения руку’у делает небольшой наклон, а для суджуда – больший наклон. Намаз не будет принят, если для совершения суджуда не наклоняться больше, чем для руку’у. Если положить на землю камень или доску и совершать суджуд на них, то такая молитва хоть и будет принята, но будет считаться грехом, то есть, тахриман макрухом.

2. Чтение Корана (Кыраат). В каждом ракаате намазов разряда сунна и витр, а также в двух ракаатах отдельно совершаемого фарза, читать стоя один аят из Корана, является фарзом. Чтение короткой суры вознаграждается большим савабом.

В качестве кыраата читать аль-Фатиху, а в каждых ракаатах намазов сунна, витр и в первых двух ракаатах фарз намазов, кроме аль-Фатихи, читать другую суру или три аята из Корана является ваджибом. При совершении фарзов, кроме Фатихи, прочитать замм-и суру (короткую суру) в первых двух ракаатах является ваджибом либо сунной. Читать Фатиху перед короткой сурой, так же является ваджибом. Если пропустить один из этих пяти ваджибов, то нужно совершить суджуд (алейхиссалям)-сахв.

В кыраате нельзя читать перевод Священного Корана.

Имаму, при совершении любой из молитв, кроме пятничных и праздничных, в первом ракаате читать в два раза больше аятов, чем во втором ракаате является сунной. При совершении молитвы в одиночку, в каждом ракаате можно читать одинаковое количество аятов. Имаму нежелательно (макрух) читать одни и те же аяты при совершении одного и того же намаза, и одного и того же ракаата. Читать во втором ракаате то, что уже прочитано в первом ракаате, является танзихан макрухом. Читать суры в обратном порядке еще более предосудительно. Во втором ракаате читать не ту суру, которая следует сразу за прочитанной в первом ракаате сурой, а проскочить ее и прочитать следующую за ней, является макрухом. Суры всегда нужно читать в той последовательности, в которой они расположены в Коране.

3. Поясной поклон (Руку’у). После прочтения (стоя) некоторой части из Священного Корана, молящийся, с произнесением такбира наклоняется в поясе, обхватывает пальцами рук колени и выравнивает спину и голову параллельно земле.

В руку’у минимум три раза произносится «Субхана раббиуль азыйм». Если имам поднимет голову раньше чем, джамаат успеет произнести их три раза, то и они встают за имамом. При выполнении руку’у, руки и ноги необходимо держать прямо. Женщины пальцы не разводят. Спину, ноги и руки не держат прямо. Во время выпрямления, имаму и молящемуся в одиночку, произнесение «Самиаллаху лиман хамидах» является сунной. Джамаат это не призносит. Сразу после этого джамаат говорит «Раббана лякаль хамд» и выпрямляется, затем сказав «Аллаху Акбар», идет на земной поклон – суджуд, при котором на коврик/пол сначала опускается правое, затем левое колено, сначала правая, затем левая ладонь, потом опускается нос и лоб.

4. Земной поклон (Суджуд). При суджуде, соединенные вместе пальцы рук, должны быть направлены в сторону Киблы и подняты на уровне ушей, а голова должна быть расположена между ладонями. Ставить лоб на чистое место, т.е. на камень, землю, доску, на что-либо постеленное – фарз. Вместе со лбом прикладывать нос – ваджиб. Если нет уважительной причины, то нельзя прикладывать только нос. Прикладывать только лоб – макрух (нежелательно).  

Ставить на землю обе ноги или хотя бы по одному пальцу каждой ноги - фарз или ваджиб. То есть, если обе ноги не будут прикасаться к полу, то молитва не будет принята или будет макрухом (нежелательной). Во время суджуда, повернуть согнутые пальцы ног в сторону Киблы, является сунной.

Руки и бедра мужчины не должны касаться живота. Ставить на землю ладони и колени – сунна. Во время кыяма, держать ступни на расстоянии четырех пальцев друг от друга, а во время руку’у, выпрямления из руку’у и во время суджуда, держать их вместе, является сунной.

Собираясь совершить суджуд, нежелательно (макрух) подтягивать штанины брюк или подворачивать их. Так же макрухом является совершать намаз в одежде с короткими или засученными рукавами, в брюках с отвернутым низом, в юбке с коротким или подвернутым подолом. При совершении молитвы не укрывать голову по причине лени или пренебрежительности, так же является макрухом. Пренебрегать молитвой, не придавать ей должного значения – куфр. Совершать намаз в грязной одежде и рабочей форме, тоже относится к макруху.

5. Сидение в конце Молитвы (Када’и ахира). Сидение в последнем ракаате на протяжении времени, достаточного для прочтения «Аттахият», является фарзом. Во время сидения нельзя делать никаких знаков пальцами. Мужчины садятся на левую ногу, подогнув ее под себя так, чтобы пальцы были направлены в сторону правой ноги. Правую ногу держат вертикально, пальцы должны касаться пола, и в слегка согнутом положении, направляются в сторону Киблы. Сидеть таким образом – сунна.

Женщины садятся на пол сдвинув бедра. Правая нога выдвинута направо. Пальцы левой ноги должны быть направлены на правую ногу, сама нога остается под бедрами.