КНИГА О НАМАЗЕ - 33
СОВМЕСТНАЯ МОЛИТВА
(ДЖАМААТ НАМАЗ)
Совместная молитва выполняется минимум двумя мусульманами, один из которых должен быть имамом. Для мужчин является сунной выполнять с джамаатом фарзы ежедневных пятикратных молитв. Совершать пятничные и праздничные молитвы совместно с джамаатом является фарзом (обязательным). О том, что за молитвы, совершенные с джамаатом, воздаются намного больше вознаграждений, говорится в хадис-и шарифах. Наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «За совместную молитву воздается благо в 27 раз больше, чем за намаз, совершенный в одиночку.» Еще в одном хадис-и шарифе говорится: «Тому, кто тщательно совершив омовение отправится в одну из мечетей для совершения совместной молитвы, Всевышний Аллах вознаградит за каждый сделанный шаг. С каждым сделанным шагом, с его книги записей стирается один грех, и к тому же, человек поднимается на одну степень выше в Раю.»
Совместная молитва способствует укреплению братства и любви среди мусульман. Собравшиеся на молитву мусульмане общаются друг с другом. Здесь выясняется, кому нужна помощь, как можно решить проблему брата-мусульманина. Джамаат - прекрасный пример единства мусульман.
Для больного, инвалида, одноногого, неходячих пожилых людей и слепого человека идти в мечеть на совместную молитву не обязательно.
В совместно совершаемой молитве, тот, за кем совершается намаз, называется «имамом».К имаму и общине предъявляются определенные требования.
ТРЕБОВАНИЯ К ИМАМУ
Для того, чтобы быть имамом, необходимо соблюдать 6 условий. Молитва, совершенная за имамом, который не соответствует одному из этих условий, не будет принята.
1 – Быть мусульманином. Тот, кто не признает халифатство Абу Бакра и Умар-уль Фарука (радиаллаху анхума), не верит в мирадж, мучения в могиле не может быть имамом
2 – Быть совершеннолетним.
3 – Быть в здравом уме. Пьяный или слабоумный человек не может быть имамом.
4 – Быть мужчиной. Женщина не может быть имамом для мужчин.
5 – Должен уметь правильно прочитать хотя бы Фатиху и еще один аят. Тот, кто не смог запомнить один аят или заучив, не может произнести по всем правилам, напевает как песню, имамом быть не может.
6 – Не быть в извинительном состоянии. Человек, находящийся в извинительным состоянием, не может быть имамом для здоровых людей.
Имам должен читать Священный Коран по таджвиду. Читать аяты Корана красиво, значит читать по таджвиду. Молитва не совершается за имамами, которые небрежны к условиям молитвы. Хадис-и шариф: «Совершайте молитву за благочестивыми и порочными.» говорит не об имамах мечетей, а о правителях, которые разрешают совершать пятничную молитву.
Самый достойный мусульманин, который может стать имамом, тот, кто хорошо знает сунну [т.е. знания о религии]. Если таких людей несколько, то выбирают того, кто лучше всех читает Коран. Если и в этом все равны, то выбирают самого богобоязненного. Если же и в этом случае сложно выбрать кого-то одного, то предпочтение отдается самому старшему по возрасту.
Имамство раба, бедуина (необразованного), фасика (открыто совершающего грехи), слепого, незаконнорожденного является макрухом. Имам не должен растягивать молитву так, чтобы джамаат устал.
Если женщина одна, то ей нежелательно (макрух) совершать молитву с джамаатом.
Если в джамаате всего двое, то второй встает справа от имама. Если трое, то имам становится впереди, а двое сзади. Мужчина не совершает намаз за ребенком или женщиной.
За имамом встает ряд мужчин, за ними ряд детей, затем ряд женщин.
Если имам сделал намерение быть имамом и для женщин, и если рядом с мужчиной в одном ряду окажется женщина, то молитва мужчины будет нарушена. Если имам не делал намерение быть имамом для женщин, то у такого мужчины молитва не нарушится. А вот у женщин молитва не будет принята. Тому, кто совершает молитву на ногах, разрешено следовать за сидячим имамом. Муким (житель местности) может следовать за имамом сафари (путником). Тот, кто совершает фарз, не может следовать за тем, кто совершает нафиля (дополнительную) молитву. Тот, кто совершает нафиля намаз, может следовать за тем, кто совершает фарз. Если после молитвы, совершенной за имамом, выяснится, что у имама не было омовения, то необходимо восполнить эту молитву.
Читать с джамаатом намазы Рагаиб, Барат, Кадр нежелательно (макрух).
Имаму читать кирааты и тасбихи больше, чем положено по сунне, тахриман макрух (близко к запретному), если даже джамаат не против.
Тот, кто не успел за имамом совершить руку'у, считается не исполнившим с имамом этот ракаат. Если человек присоединится к джамаату, когда имам находится в руку'у, ему необходимо сделать намерение, произнести такбир и начать совершать руку'у (необходимо сразу сделать намерение следовать за имамом). Если имам встал с руку'у пока человек собирался сделать руку'у, то будет считаться, что человек не успел за имамом на этот ракаат.
Опережать имама при совершении руку'у и суджуда, а также вставать с суджуда раньше имама, тахриман макрух (близко к запретному). После окончания фарз намаза поменяться местами для совершения суннатов является мустахабом (рекомендованным действием).
Благочестивый мусульманин, ежедневно совершающий пятикратный намаз вместе с джамаатом, получает такие же блага, как если бы совершал намазы вместе со всеми Пророками (алейхимуссалям).
Все эти награды (саваб), достоинства, благости будут достигнуты, если будет принята молитва имама.
Тот, кто без уважительной причины, оставит совместную молитву, тот не вдохнет аромат Рая. Во всех четырех книгах, тех, кто оставил джамаат (совместную молитву), описывают как проклятых.
Необходимо стараться, чтобы все свои молитвы совершать в джамаате. Если в Судный День Всевышний Аллах поставит на одну чашу весов семь слоев земли, семь слоев небес, Арш, Курси и все создания, а на другую чашу весов будет помещена награда (саваб) за одну молитву, исполненную в джамаате с соблюдением всех правил, то чаша с савабами за молитву с джамаатом окажется намного тяжелее.
10 УСЛОВИЙ СЛЕДОВАНИЯ ЗА ИМАМОМ
1 – Встав на молитву, перед произнесением такбира, сердцем вознамериться следовать за имамом: «Намереваюсь следовать подготовившемуся имаму».
2 – Имам должен принять намерение быть имамом для женщин. Имаму не обязательно делать намерение быть имамом для мужчин. Но если сделает такое намерение, то получит награду (саваб) и за совместную молитву.
3 – Ступня джамаата должна стоять за ступней имама.
4 – И джамаат, и имам должны совершать одну и ту же фарз молитву.
5 – Между имамом и джамаатом не должен располагаться ряд женщин.
6 – Между имамом и джамаатом не должно быть реки, где может проплыть лодка, или дороги, где может проехать телега.
7 – Между имамом и джамаатом не должно быть стены без окон, через которую не будет слышно имама или не видно кого-то из джамаата.
8 – Имам не может находиться верхом на животном, а джамаат на земле, или же наоборот.
9 – Имам и джамаат не должны находиться на разных плавучих средствах, борта которых не примыкают друг к другу.
10 – Существует два риваята относительно достоверности молитвы за имамом другого мазхаба. Первый: джамаат не знает, что у имама есть положение, которое нарушает совместную молитву своего мазхаба. Второй: если имам совершает по своему мазхабу правильную молитву, то и мусульманин из другого мазхаба может следовать за таким имамом. Опираясь на второе решение, можно следовать за имамом, у которого имеются зубные коронки или пломбы.
Если в джамаате один человек, то он встает справа от имама. Вставать слева или сзади нежелательно (макрух). Его намаз будет действительным если его стопа не будет стоять впереди стопы имама. Если джамаат состоит из двух и более человек, то они встают за имамом.
Молитва за имамом совершается так же, как и намаз в одиночку. Однако когда имам в положении кыям читает вслух или про себя, джамаат ничего не читает. [По мазхабу Шафии, джамаат читает вместе с имамом Фатиху про себя]. Единственно, в первом ракаате читается «Субханака...». Когда имам вслух прочитает Фатиху, джамаат тихо произносит: «Аминь». Нельзя произносить это громко. Вставая с руку’у, имам говорит: «Самиаллаху лиман хамидах», а джамаат произносит только: «Раббана лякаль хамд». Затем наклоняясь, произносится «Аллаху Акбар» и джамаат вместе с имамом совершает суджуд. Во время руку’у, суджуда и сидения джамаат читает то же, что и в молитве, совершаемой самостоятельно.
Молитва витр в месяц Рамазан совершается с джамаатом. В остальное время совершается в одиночку.