1. Главная >
  2. Поклонения. Намаз. Пост. Хадж. Закят. >
  3. КНИГА О НАМАЗЕ >
  4. КНИГА О НАМАЗЕ - 26

КНИГА О НАМАЗЕ - 26

4. ИСТИКБАЛ-И КИБЛА

(Обращение в сторону Киблы)

Совершение намаза в направлении Киблы. Обращение в направлении Каабы - строения, находящегося в священной Мекке, называется Киблой. Ранее Киблой служил Кудус. Через семнадцать месяцев после хиджры, в середине месяца Шабан, во вторник, направлением Киблы приказано было сделать Каабу.

  Киблой является не само строение Каабы, а участок, где располагается Кааба. То есть все пространство территории Каабы от земли до Арша. Поэтому, находясь на дне моря или на дне колодца, на высоких горах или в самолете, намаз совершается в направлении Киблы. Если Кааба попадает в обозримое пространство между перекрестными направлениями глазных нервов, то молитва будет считаться действительной.

Однако в случаях: 1 – болезни, 2 – опасности кражи имущества, 3 –угрозы нападения дикого зверя, 4 – опасности встречи с врагом, 5 – если человек не может, обратно взобраться на свое животное, без постороненней помощи, и если не может совершить две молитвы (послеобеденный и предвечерний, вечерний и ночной намазы, следуя мазхабу Малики или Шафии) объединив их, то он совершает намаз в том направлении, куда сможет повернуться.

На корабле, в поезде и самолете, придерживаться направления Киблы, является обязательным условием.                                                 

5 - ВРЕМЯ МОЛИТВЫ

 Пророк (мир ему и благословение Аллаха) в одном священном хадисе передал: «Джабраил (алейхиссалям) два дня был для меня имамом у дверей Каабы. Мы вдвоем с приходом ''фаджра'' совершали намаз ''ссубх'', после полудня читали ''зухр'', когда тень от предмета стала равной высоте самого предмета, читали ''аср'', как садилось солнце (исчезал верхний горизонт) совершали ''магриб'', и как чернел горизонт, читали ''ишаа''. На второй день утренний намаз читали на рассвете, потом читали зухр, когда тень от предмета стала в два раза больше высоты самого предмета, затем сразу же читали ''аср'', после разговения читали ''магриб'', ''ишаа'' читали после наступления одной трети ночи. Потом он сказал мне: ''О! Мухаммед! Это времена твоих молитв и молитв остальных Пророков. Пусть твоя община совершает каждую из пяти молитв, в промежутке тех двух времен, в которых совершали мы». Отсюда же нам становится понятным, что количество ежедневных молитв, предписанных к совершению – пять.

Время Утренней Молитвы ''Фаджр'': наступает с момента, когда по всему горизонту появляется белая полоса рассвета и продолжается до восхода солнца.

Время Послеполуденной Молитвы ''Зухр'': наступает, когда начинают удлиняться тени предметов после полудня и продолжается до того момента, когда тень от предмета становится длинее самого предмета в один или два раза. Мнение, что тень предмета должна составлять одну длину, принадлежит имамейн (имаму Абу Юсуфу и имаму Мухаммеду), а мнение, что тень должна увеличиться в два раза, принадлежит Имам-и А’зама Абу Ханифа (да будет милостив к нему Аллах).

Время Предвечерней Молитвы ''Аср'': наступает сразу после окончания времени послеполуденной молитвы:

1 – По мнению имама Абу Юсуфа и имама Мухаммеда, это время наступает, когда тень от предмета равняется его высоте и продолжается до захода солнца.

2 – По мнению имама А’зама Абу Ханифа это время наступает, когда тень от предмета равняется длине двух высот предмета и продолжается до захода солнца.

Однако, как только Солнце покраснеет и расстояние между солнцем и горизонтом составит высоту одного копья, совершать какой-либо намаз становится не дозволенным, а значит и откладывать предвечернюю молитву до наступления этого времени, является харамом. В то же время, если по какой-либо уважительной причине не совершен ''аср'' этого дня, то необходимо совершить его до захода солнца.

Время Вечерней Молитвы ''Магриб'': наступает с закатом солнца и заканчивается, когда горизонт перестает быть алым.

Время Ночной Молитвы ''Ишаа'' и Молитвы ''Витр'': начинается с окончанием времени ''магриб'' и продолжается до ''фаджра''. По мнению Имам-и А’зам Абу Ханифы (рахметуллахи алейх) время ''ишаа'' наступает, когда на горизонте исчезает белизна. Так же, как и во времени ''аср''. То есть по мнению имамейнов, если после наступления времени ''ишаа'' подождать минимум 30 минут и затем уже начать ''ишаа'', то молитва будет совершена согласно мнению всех ученых. Откладывание молитвы на вторую половину шариатской ночи без веских причин, является макрухом.

Совершать молитву до наступления и после окончания их времени является харамом. Это большой грех. В календарях, подготовленных газетой «Türkiye gazetesi», времена молитв и имсак даны верно.

Различают три времени, когда совершение молитв является тахриман макрухом, то есть запрещенным. Фарзы, начатые в эти времена, будут недействительными[1]. Это время, когда солнце встает, садится и в полдень. Так же в это время нельзя совершать джаназа намаз[2], саджда-и тилауат[3] и саджда-и саху[4]. Во время заката можно совершать предвечернюю молитву «аср» этого дня.

Существуют два промежутка времени, когда совершение дополнительных молитв является макрухом. Это время после совершения фарза утреннего намаза и до восхода солнца. После совершения фарза предвечернего намаза исполнять дополнительную молитву перед фарзом вечернего намаза, является макрухом.                                     

ПОЯСНЕНИЕ (Намаз и Пост на Полюсах)

Для каждой местности время молитвы меняется по мере удаленности от экватора и в соответствии с временами года.

В холодных странах, находящихся севернее 67˚ Северного полюса, из-за того, что Солнце не садится полностью за горизонт, фаджр начинается, когда на западном горизонте еще не исчезла вечерняя белизна. Поэтому в странах, расположенных севернее Балтийского моря, в летнее время ночь не наступает. Времена для утренней (фаджр) и ночной (ишаа) молитв тоже не наступают.

По мазхабу Ханафи, время является не условием молитвы, а причиной для ее совершения. Если причина отсутствует, то и намаз не совершается. Соответственно, для мусульман, находящихся в подобных странах, эти две молитвы не являются фарзом. Так как вся территория Южного полушария состоит из морей и океанов, то там таких государств нет.

Когда на тридцатую ночь месяца Ша’бан в одном городе на небе появляется полумесяц, во всем мире наступает время поста.

Полумесяц, появившийся днем, является полумесяцем будущей ночи. [Мусульманину, находящемуся на Полюсе и полетевшему на Луну, в эти дни необходимо держать пост, если он не является мусафиром. Если световой день длится более 24-х часов, то пост начинается и заканчивается по определенным часам. Нужно держать пост в соответствии со временем мусульман какого-нибудь города, где дни не такие длинные. Если пост не соблюдался, то восстанавливать его необходимо по прибытию в город (местность), где дни не такие длинные.]

 

[1]  То есть за такой намаз не будет награды.

[2]  Заупокойная молитва.

[3]  Земной поклон, который совершается во время чтения аятов Корана.

[4]  Земной поклон, который требуется совершить при допущении ошибок во время намаза.

Другие статьи в этом разделе

КНИГА О НАМАЗЕ - 52

Имам Мухаммед Масум (да будет милостив к нему Аллах) в 11 письме 2-го тома книги «Мактубат» говорит:

«Всевышний Аллах не предоставлял людей самих себе. Не давал им разрешения делать все, что заблагорассудится. Он не желает, чтобы люди, поддавшись желаниям нафса и природным животным страстям, навлекли на себя несчастья. Для того, чтобы они жили в мире и спокойствии и обрели бесконечное счастье, Он указал пути удовлетворения своих желаний и удовольст...

КНИГА О НАМАЗЕ - 8

Столп третий

ВЕРА В КНИГИ

«Уа кутубихи»: означает веру в книги, ниспосланные Всевышним. Аллаху тааля ниспослал эти книги пророкам через ангела Джабраила (алейхиссалям). Некоторым пророкам эти книги были переданы в виде устных откровений (вахи), некоторым - письменно в виде свитков, а некоторым пророкам были оповещены, минуя ангела. Все эти послания являютс...


Москва

1445 год, 15 - Шаууаль.
2024 год, 24 - Апрель.
Имсак 1:38
Фаджр 2:11
Восход 4:52
Ишрак 6:01
Зауаль карахат 12:12
Зухр 12:43
Аср-и Аууаль 16:43
Аср 17:46
Исфирар 19:10
Магриб 20:06
Иштибак 21:28
Иша’а 22:49
Иша’а-и Сани 23:23