КНИГА О НАМАЗЕ - 26
4. ИСТИКБАЛ-И КИБЛА
(Обращение в сторону Киблы)
Совершение намаза в направлении Киблы. Обращение в направлении Каабы - строения, находящегося в священной Мекке, называется Киблой. Ранее Киблой служил Кудус. Через семнадцать месяцев после хиджры, в середине месяца Шабан, во вторник, направлением Киблы приказано было сделать Каабу.
Киблой является не само строение Каабы, а участок, где располагается Кааба. То есть все пространство территории Каабы от земли до Арша. Поэтому, находясь на дне моря или на дне колодца, на высоких горах или в самолете, намаз совершается в направлении Киблы. Если Кааба попадает в обозримое пространство между перекрестными направлениями глазных нервов, то молитва будет считаться действительной.
Однако в случаях: 1 – болезни, 2 – опасности кражи имущества, 3 –угрозы нападения дикого зверя, 4 – опасности встречи с врагом, 5 – если человек не может, обратно взобраться на свое животное, без постороненней помощи, и если не может совершить две молитвы (послеобеденный и предвечерний, вечерний и ночной намазы, следуя мазхабу Малики или Шафии) объединив их, то он совершает намаз в том направлении, куда сможет повернуться.
На корабле, в поезде и самолете, придерживаться направления Киблы, является обязательным условием.
5 - ВРЕМЯ МОЛИТВЫ
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) в одном священном хадисе передал: «Джабраил (алейхиссалям) два дня был для меня имамом у дверей Каабы. Мы вдвоем с приходом ''фаджра'' совершали намаз ''ссубх'', после полудня читали ''зухр'', когда тень от предмета стала равной высоте самого предмета, читали ''аср'', как садилось солнце (исчезал верхний горизонт) совершали ''магриб'', и как чернел горизонт, читали ''ишаа''. На второй день утренний намаз читали на рассвете, потом читали зухр, когда тень от предмета стала в два раза больше высоты самого предмета, затем сразу же читали ''аср'', после разговения читали ''магриб'', ''ишаа'' читали после наступления одной трети ночи. Потом он сказал мне: ''О! Мухаммед! Это времена твоих молитв и молитв остальных Пророков. Пусть твоя община совершает каждую из пяти молитв, в промежутке тех двух времен, в которых совершали мы». Отсюда же нам становится понятным, что количество ежедневных молитв, предписанных к совершению – пять.
Время Утренней Молитвы ''Фаджр'': наступает с момента, когда по всему горизонту появляется белая полоса рассвета и продолжается до восхода солнца.
Время Послеполуденной Молитвы ''Зухр'': наступает, когда начинают удлиняться тени предметов после полудня и продолжается до того момента, когда тень от предмета становится длинее самого предмета в один или два раза. Мнение, что тень предмета должна составлять одну длину, принадлежит имамейн (имаму Абу Юсуфу и имаму Мухаммеду), а мнение, что тень должна увеличиться в два раза, принадлежит Имам-и А’зама Абу Ханифа (да будет милостив к нему Аллах).
Время Предвечерней Молитвы ''Аср'': наступает сразу после окончания времени послеполуденной молитвы:
1 – По мнению имама Абу Юсуфа и имама Мухаммеда, это время наступает, когда тень от предмета равняется его высоте и продолжается до захода солнца.
2 – По мнению имама А’зама Абу Ханифа это время наступает, когда тень от предмета равняется длине двух высот предмета и продолжается до захода солнца.
Однако, как только Солнце покраснеет и расстояние между солнцем и горизонтом составит высоту одного копья, совершать какой-либо намаз становится не дозволенным, а значит и откладывать предвечернюю молитву до наступления этого времени, является харамом. В то же время, если по какой-либо уважительной причине не совершен ''аср'' этого дня, то необходимо совершить его до захода солнца.
Время Вечерней Молитвы ''Магриб'': наступает с закатом солнца и заканчивается, когда горизонт перестает быть алым.
Время Ночной Молитвы ''Ишаа'' и Молитвы ''Витр'': начинается с окончанием времени ''магриб'' и продолжается до ''фаджра''. По мнению Имам-и А’зам Абу Ханифы (рахметуллахи алейх) время ''ишаа'' наступает, когда на горизонте исчезает белизна. Так же, как и во времени ''аср''. То есть по мнению имамейнов, если после наступления времени ''ишаа'' подождать минимум 30 минут и затем уже начать ''ишаа'', то молитва будет совершена согласно мнению всех ученых. Откладывание молитвы на вторую половину шариатской ночи без веских причин, является макрухом.
Совершать молитву до наступления и после окончания их времени является харамом. Это большой грех. В календарях, подготовленных газетой «Türkiye gazetesi», времена молитв и имсак даны верно.
Различают три времени, когда совершение молитв является тахриман макрухом, то есть запрещенным. Фарзы, начатые в эти времена, будут недействительными[1]. Это время, когда солнце встает, садится и в полдень. Так же в это время нельзя совершать джаназа намаз[2], саджда-и тилауат[3] и саджда-и саху[4]. Во время заката можно совершать предвечернюю молитву «аср» этого дня.
Существуют два промежутка времени, когда совершение дополнительных молитв является макрухом. Это время после совершения фарза утреннего намаза и до восхода солнца. После совершения фарза предвечернего намаза исполнять дополнительную молитву перед фарзом вечернего намаза, является макрухом.
ПОЯСНЕНИЕ (Намаз и Пост на Полюсах)
Для каждой местности время молитвы меняется по мере удаленности от экватора и в соответствии с временами года.
В холодных странах, находящихся севернее 67˚ Северного полюса, из-за того, что Солнце не садится полностью за горизонт, фаджр начинается, когда на западном горизонте еще не исчезла вечерняя белизна. Поэтому в странах, расположенных севернее Балтийского моря, в летнее время ночь не наступает. Времена для утренней (фаджр) и ночной (ишаа) молитв тоже не наступают.
По мазхабу Ханафи, время является не условием молитвы, а причиной для ее совершения. Если причина отсутствует, то и намаз не совершается. Соответственно, для мусульман, находящихся в подобных странах, эти две молитвы не являются фарзом. Так как вся территория Южного полушария состоит из морей и океанов, то там таких государств нет.
Когда на тридцатую ночь месяца Ша’бан в одном городе на небе появляется полумесяц, во всем мире наступает время поста.
Полумесяц, появившийся днем, является полумесяцем будущей ночи. [Мусульманину, находящемуся на Полюсе и полетевшему на Луну, в эти дни необходимо держать пост, если он не является мусафиром. Если световой день длится более 24-х часов, то пост начинается и заканчивается по определенным часам. Нужно держать пост в соответствии со временем мусульман какого-нибудь города, где дни не такие длинные. Если пост не соблюдался, то восстанавливать его необходимо по прибытию в город (местность), где дни не такие длинные.]