АДАБ – ХАЙА – ИФФАТ
этикет – стыд - целомудрие
Вопрос: расскажите о месте адаба в исламе?
Ответ: адаб, можно обьяснить такими словами как, хорошее воспитание, хорошее поведение, прекрасный нрав, стыдливость, вежливость, утонченность. Например, воспитанный ребенок, это ребенок с адабом. В хадис шарифе сказано: «Растите детей воспитанными». Наша религия вся состоит из адаба. Адаб, полная покорность раба воле Всевышнего Аллаха, быть хорошего нрава. В хадис шарифе сказано: «Лучший из вас, у кого лучший характер».
Досточтимый Умар сказал: ''Адаб превыше знаний''. Несмотря на свою величественность, внушительный мужественный вид, он, в силу своего адаба, стеснительности, скромности, говорил перед пророком очень тихо. А пророк, сидел перед людьми поджав под себя колени, чтобы показать им свое уважение, не сидел свесив ноги. Досточтимый Абу Саид Худри говорит: ''Скромности у расулуллаха было гораздо больше чем у мусульманских незамужних девушек.''
Хазрат Ибн Мубарак говорит: ''Я не стану переживать если не встречусь невоспитанным большим ученым. Но буду сожалеть если не встречусь с воспитанным человеком.''
Всегда и везде нужно показывать свою воспитанность и скромность! «Бесстыдство приводит человека к греху» говорится в хадис шарифе. Скромность – опора которая держит строение. Здание не сможет устоять без опоры, а нескромному человеку сложно сохранить свою веру.
В хадис шарифах говорится:
«Стыдитесь Аллаху тааля! Тот кто стыдится Всевышнего Аллаха, далек от плохих мыслей, контролирует все что входит в его мысли, помнит о смерти». (Тирмизи)
«Скромность – благо от начала до конца». (Муслим)
«У каждой веры есть своя нравственность. В Исламе это скромность». (Ибн Маджа)
«Бесстыжий человек всегда делает дурное». (Ибн Маджа)
«Беззастенчивый человек, покусится на доверенное, предаст, в нем не останется сострадания и жалости, отдалится от веры, будет страдать от проклятий, будет жить как шайтан». (Дейлеми)
«Скромность и вера близнецы-братья. Без одного нет другого». (Абу Нуайм)
«Мумин, не будет обвинять, не проклинает, не бранится и застенчив». (Тирмизи)
«Скромность – мера веры. Когда ломается мера, ломается все остальное». (Имам Маверди)
«Стыд от имана. Нет стыда, значит нет имана». (Ибн Хиббан)
«Человек, должен стыдиться двух ангелов, которые постоянно находятся при нем, так же как стыдится двух праведных соседей!» (Байхаки)
«У бесстыжего нет веры и человек без стыда не войдет в Рай». (Дейлеми)
«Иман голый, его украшение - стыд, одежда - таква (богобоязненность), его капитал – фикх а плоды – деяния». (Дейлеми)
«Скромность и вера обитают вместе. Уйдет один и другой не останется». (Хаким)
В Исламе скромность занимает очень важное значение. Стыдиться Аллаху тааля, признак сильной веры а бесстыдство говорит о слабости веры. В хадис шарифе сказано: «Малое количество стыда, от неверия».. Бесстыжий человек, со временем может дойти до неверия. Стыд основа веры. Тот, у кого есть стыд избегает совершения греха, потому что стыдится Аллаху тааля. Кто не стыдится людей, не постыдится и Всевышнего Аллаха. Скрывать грех из-за стыда перед людьми, тоже скромность. По человеку который стыдится людей, можно понять что он стыдится Аллаха. Потому что в хадис шарифе сказано: «Кому стыдно перед Аллахом, стыдно и перед людьми». Нет стыда - нет мужественности. Хазрат Абу Бакр сказал: ''Человек без стыда, похож на голого среди людей''.
В Священном Коране говорится:
«Те, которые распростроняют гнусные слухи про верующих, получат тяжкое наказание и в этом мире и в будущем». (Нур 19)
Когда досточтимая Асма спросила как пророк совершал гусль, то жена пророка Аиша, сказала: ''Как же прекрасны женщины ансаров, их стыд не препятствует изучению Ислама'' (Бухари)
Это говорит о том, что не изучать обязательные знания думая что будет стыдно - заблуждение. Наш пророк, разъясняя интимные вопросы говорит: «Аллаху тааля не будет стесняться перед объяснением истины».
Есть такой же по смыслу аят: «Он стыдится вас, но Бог не стыдится истины». (Ахзаб 53)
БЫТЬ ВЛЮБЛЕННЫМ - ГРЕХ?
Вопрос: можно ли любить друг-друга с условием не грешить?
Ответ: влюбленность - состояние которое не зависит от человека. Можно любить друг-друга с условием не согрешить, сохранить целомудрие и честь. А скрыть свою влюбленность ради сохранения своей целомудренности еще лучше, за это есть много вознаграждения. В хадис шарифах сказано:
«Становится шахидом тот, кто умер скрывая свою любовь, оберегая свое целомудрие». (Хаким, Хатиб)
«Аллаху тааля простит грехи проявившего терпение скрывая свою влюбленность и охраняя целомудрие, и поместит его в Рай». (Ибн Асакир)
Это говорит о том, что в нашей религий, защитить целомудренность и не согрешить из-за чувства любви, дело за которое ожидается много вознаграждений. Потому что удержать себя в руках из-за любви, которая как известно делает людей слепыми и глухими, очень тяжело. А вознаграждения за подобные тяжести, конечно же тоже большие.
У ЦЕЛОМУДРЕННОГО И ЖЕНА ЦЕЛОМУДРЕННА
Хазрат Имам Газали говорит: ''Похоть не слушает разум и часто восстает против. Пусть для людей и полезно избежать похоти из-за того что могут осудить, но получить вознаграждения не удастся. Но в ситуации, когда для совершения греха есть все возможности и ничего не угрожает, то препятствовать похоти, не оказаться в его плену только из-за страха перед Аллахом, приведет человека к огромной добродетели. Это уровень сыддиков и шахидов.''. В хадис шарифе сказано:
«Стыд, целомудрие, быть хозяином языку и разум, от имана. У такого человека увеличивается желание Ахирата, уменьшается желание к этому миру. Скупость, непристойность, использование бранных слов, бесстыдство, стоят впереди лицемерия. У таких людей умножается вожделение к мирскому, а стремление к ахирату становится меньше». (Байхаки)
Когда мужчины бесчестны, безнравственны, то и близкие могут впасть в плохую дорогу. Наш пророк сказал: «Если вы целомудренны, то и ваши женщины будут целомудренны». (Табарани)
Хадис шариф переданный Ибни Надджаром «Совершивший прелюбодение, сам же подвергнется тому же». говорит о том, что близкие непристойного человека могут стать такими же как и он. Тот, кто стремится к благопристойности, добъется целомудрия. Тому доказательством хадис шариф: «Аллаху тааля сделает целомудренным того, кто хочет быть таким». (Хаким)
Не соответствущие нормам Ислама действия (гайри машру), для человека позорны в этом мире. А наказания в Ахирате очень сильны. Если есть кто говорит ''Я не умру'' или ''Мне не навредит Адский огонь'' то пусть совершает любой грех который заблагорассудится! В хадис шарифе сказано:
«В этом мире работай так, словно останешься здесь навсегда! Для Ахирата трудись так, словно останешься там навсегда! Повинуйся Аллаху насколько в Нем нуждаешься! Греши столько, сколько выдержишь Адских наказаний!» (Айиухаль валяд)
Сделает ли плохое тот кто верит в смерть и размышляет, с чем придется столкнуться после смерти?
ВАЖНОСТЬ ПРОИСХОЖДЕНИЯ
Происхождение имеет ценность вкупе с некоторыми чертами человека. Все произошли от Адама (алейхиссалям). Но нет беспрекословного утверждения, что у хорошего человека будут хорошие дети, а каждый плохой станет отцом плохих детей.
Один из сыновей пророкв Адама и Нуха, были кафирами. Жены пророков Нуха (алейхиссалям) и Лута (алейхиссалям), были неверующими. Абу Джахль был кафиром, но его сын стал сахабом, т.е. превосходным из людей. Родной дядя пророка Абу Ляхаб был кафиром.
Мнение, что дети не станут хорошими людьми из-за родителей грешников ошибочно. Аллаху тааля создаст из плохого хорошего человека, а из хорошего, создаст плохого.
В нескольких местах Священного Корана говорится: «Ты вызываешь живого из мертвого и вызываешь мертвого из живого». (Аль-Имран 27) Ученые Ислама толкуя этот аят сказали ''Создаст из кафира мусульманина, из мусульманина кафира''. Поэтому, если в семье есть непутевый, то это не значит что и другие будут такими же. Все мы пришли от Адама (алейхиссалям). В Исламе нет расового превосходства. Перед Всевышним Аллахом, превосходство только в богобоязненности.
«Наиболее почитаемый из вас у Бога есть тот, кто наиболее боится Его». (Худжурат 13)
(Быть из числа богбоязненных (таква), следовать приказам и избегать запретов из-за боязни перед Аллахом.)
ХОРОШИЙ ХАРАКТЕР – БЛАГОРОДСТВО
В ничего из себя не представляющей книге сказано: ''Если нет хорошего происхождения, то нет никакого толка от воспитания. Ведь сколько бы не начищали медь, спустя время оно вновь почернеет. Декоративный, не настоящий блеск, продлится совсем короткое время. Ну а золото никогда не потускнеет. Оно сохранит свое благородство даже если не будете его чистить. Это говорит о том, насколько важно происхождение.''
Мысль из этой книги как и сама книга, противоречит Священному Корану.
Если человек не происходит из аристократов, но имеет хороший характер, предан вере, то его хороший характер и религиозность, лучше чем аристократическое происхождение. В хадис шарифе сказано:
«Нет более лучшего благородства чем хороший нрав». (Ибн Маджа)
«Женяться из-за богатства, красоты, принадлежности к знатному роду и религиозности. Выбирайте религиозную женщину, вы получите и материальные и духовные блага». (Бухари)
С помощью наставлений и безродный человек может внять воспитанию. По этому поводу в Коране говорится: «Поучай, ибо учение принесет пользу правоверным». (Зарият 55)
Разве пророк мог сказать «Украшайте свой нрав» если бы невозможно было воспитать простолюдина? (Ибн Лал)