КНИГА О НАМАЗЕ - 21

ГУСЛЬ

ПОЛНОЕ ОМОВЕНИЕ

Для того, чтобы молитва (намаз) считалась правильной, правильными должны быть малое (тахарат, абдест) и полное омовения (гусль). Для всех женщин и мужчин в состоянии «джунуб», для женщин с закончившимся менструальным циклом (Хайз) или закончившимся послеродовым периодом (Нифас), совершение полного омовения перед окончанием времени намаза, когда остается время достаточное лишь для совершения этого намаза, является фарзом. Причиной джунуба является Джима (половая близость) или Ихтилам (выход спермы).

Наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тому, кто встает для совершения полного омовения (гусль), воздаются савабы, равные количеству волос на его теле. Столько же грехов будет прощено. Поднимется его степень в Раю. Нет ничего благостнее на этом свете, чем вознаграждения за совершение полного омовения. Всевышний Аллах скажет ангелам: Посмотрите на моего раба! Ночью, не поленившись, помня о Моих повелениях, встал, чтобы очиститься от джунуба. Будьте свидетелями, Я простил его грехи.»

Еще в одном хадис-и шарифе сказано: «Как станете грязными, скорее совершайте гусль! Ибо ангелы, ведущие запись ваших деяний, обижаются на тех, кто ходит в состоянии джунуб.» Имам Газали (да будет милостив к нему Аллах) сказал: «Пришел ко мне во сне человек и сказал: ''Некоторое время я пребывал в состоянии джунуб. Теперь на меня надели рубашку из огня. Я до сих пор пылаю в огне''». В одном хадис-и шарифе сказано: «В дом, где есть портрет, собака и человек в состоянии джунуб, не входят ангелы милосердия.»

Любой совершающий, и не совершающий молитву человек, если будет находиться в состоянии джунуб на протяжении промежутка времени, равного времени одного намаза, то он будет подвергнут очень суровым наказаниям. Если нет возможности помыться водой, совершается таяммум. В состоянии джунуб запрещены следующие действия:

1 – Совершать любую молитву (намаз).   

2 – Брать в руки Священный Коран или аяты.

3 – Совершать таваф (обход) вокруг Каабы.

4 – Входить в мечеть. 

ФАРЗЫ ПОЛНОГО ОМОВЕНИЯ (ГУСЛЬ)

По мазхабу Ханафи гусль имеет 3 фарза:

1 – Полоскание ротовой полости. Если при полоскании рта, не омоются все стороны зубов и дырки в них, и если в полости останется хоть какое-то место, даже с кончик иголки, куда бы не попала вода, то гусль не считается действительным.

2 – Полоскание носовой полости. Если вода не попадет под застывшие корочки в носу и под остатки пищи во рту, то гусль будет недействительным. По мазхабу Ханбали, омывание полостей рта и носа является фарзом и при малом (вуду, тахарат), и при полном омовении (гусль). По мазхабу Шафии, при гусле обязательно (фарз) нужно сделать намерение.   

3 – Омывание всего тела. Омывание выемки пупка, усов, бровей, бороды и кожи под ними, а также волос на коже головы, является фарзом. Если на ногтях, губах, веках или же на любых других частях тела, имеются водонепроницаемые вещества (например, лак на ногтях), то гусль не будет считаться совершенным.

СУННЫ ПОЛНОГО ОМОВЕНИЯ

1 – Сначала промыть руки.

2 – Омыть срамные места.

3 – Очистить все тело от грязи.

4 – Перед полным омовением (гусль) совершить малое омовение (тахарат, вуду), при этом омывая лицо, сделать намерение на гусль. По мазхабу Шафии намерение является фарзом.

5 – Растирая, трижды омыть все тело.

6 – После омывания всего тела, промыть ноги.

КАК СОВЕРШАТЬ ПОЛНОЕ ОМОВЕНИЕ (ГУСЛЬ)?

Согласно сунне, полное омовение (гусль) совершается следующим образом:

1 – В первую очередь, даже если чистые, моются руки и половые органы, с тела смываются все нечистоты (наджас).

2 – Затем совершается малое омовение, при умывании лица делается намерение на гусль. Если под ногами не собирается вода, то омываются и ноги.

3 – Затем тело три раза обливается водой. Сначала три раза обливается голова, затем три раза правое плечо, потом три раза левое плечо. При каждом обливании, стороны должны быть полностью увлажнены поливаемой водой. При первом обливании необходимо растирать омываемые места.

При гусле, если вода, омывающая одну часть тела, стекая, попадает и на другие части тела, то они тоже считаются омытыми, поскольку при гусле все тело считается как один орган. При малом же омовении, если вода, омывающая одну часть тела, попадает на какую-нибудь другую, то эта часть омытой не считается. Совершение малого омовения сразу после завершения гусля является макрухом (нежелательным). Однако, если во время совершения полного омовения тахарат был нарушен, то необходимо повторно совершить малое омовение.    

ПОЯСНЕНИЕ (для тех, у кого имеются зубные пломбы и коронки):

По мазхабу Ханафи, если вода не проникла между зубов и в дырки в зубах, полное омовение (гусль) не будет считаться завершенным. Поэтому, если есть зубные коронки и пломбы, гусль не будет действительным. Человек не очистится от скверны. По мнению всех ученых мазхаба Ханафи, пока вода не проникнет под пломбы и коронки из золота, серебра и других дозволенных материалов, полное омовение (гусль) не будет считаться совершенным.

В примечаниях к книге «Марак-иль-фалях» (96 стр.) имама Тахтави и в его переводе «Ниъмат-уль-ислам» пишется: ''Для того, чтобы ханафит мог исполнить действие, которое он не может совершить по условиям своего мазхаба, ему достаточно последовать мазхабу Шафии''. То же самое написано и в книгах «Бахр-ур-раик» и «Нахр-уль-фаик». Однако, при выполнении этого действия, он должен соблюдать и условия этого мазхаба.  

Если, следуя другим мазхабам, выполнять только облегчающие действия, но не выполнять при этом всех требуемых условий данного мазхаба, то это называется муляффик и это не разрешено.

Тому, кто не имеет возможности выполнить один из фарзов по своему мазхабу, необходимо последовать другому мазхабу только для выполнения данного фарза. При выполнении этого фарза должны выполняться и все условия следуемого мазхаба. Для следования мазхабам Шафии или Малики, имеющему пломбу или коронку ханафиту, при произнесении намерения для полного и малого омовений и для намаза, достаточно помнить, что он следует мазхабу Шафии или Малики. То есть, тот, кто перед началом полного омовения сделает намерение, пропустив его через свое сердце: ''Намереваюсь совершить омовение и следовать мазхабу Малики (или Шафии)'', у того гусль будет принят. Если ханафит, имеющий пломбу или коронку, совершит полное омовение с таким намерением, его гусль будет считаться действительным. Он очистится от нечистот. Следуя мазхабам Малики или Шафии, его малое омовение и намаз будут приняты. Он сможет быть имамом для тех, у кого нет пломб и коронок.   

Тот, кто следует мазхабу Шафии, должен будет читать за имамом суру Фатиха, совершать малое омовение при дотрагивании до своих, либо чужих половых органов ладонью руки, при касании своей кожи, с кожей женщин, кроме тех 18 категорий женщин, брак с которыми является харамом, делать намерение на малое омовение и избегать даже небольшого количества скверны. Перед тем, как взять в руки Священный Коран, так же необходимо быть в омовении по мазхабу Шафии. Для того, чтобы путник, относящийся к мазхабу Ханафи, следуя мазхабу Шафии, мог объединить послеполуденный намаз с предвечерним, а вечерний с ночным намазом, он должен совершить малое омовение в соответствии с мазхабом Шафии.