КНИГА О НАМАЗЕ - 18
ВЕСЬМА ЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (СУННА)
МАЛОГО ОМОВЕНИЯ
Различают 18 сунн омовения:
1 – Начиная омовение прочитать «Бисмиллях».
2 – Троекратное мытье рук, включая запястья.
3 – «Мазмаза» - троекратное омывание ротовой полости, каждый раз отдельно набирая в рот воду.
4 – «Истиншак» - троекратное омывание носовой полости, втягивая каждый раз воду.
5 – При мытье лица протирать кожу под бровями, бородой, усами.
6 – При мытье лица омыть под бровями.
7 – Протирание свисающей части бороды.
8 – Расчесывание бороды мокрыми пальцами правой руки.
9 – Чистить чем-либо зубы. [Использование мисвака - важная сунна].
10 – Однократное протирание всей головы.
11 – Однократное протирание обоих ушей.
12 – Однократное протирание шеи тремя сомкнутыми вместе (средний, безымянный, мизинец) пальцами.
13 – Протирать между пальцами рук и ног.
14 – Места, которые должны быть омыты, промывать трижды.
15 – Во время омывания лица сделать намерение сердцем.
16 – Порядок. Совершать все действия последовательно.
17 – Дальк: протирать руками места омовения.
18 – Мувалат: действия должны совершаться беспрерывно, последовательно и быстро.
РЕКОМЕНДОВАННЫЕ ДЕЙСТВИЯ (АДАБ)
ПРИ СОВЕРШЕНИИ МАЛОГО ОМОВЕНИЯ
Различают 28 адабов омовения:
Говоря об адабах, имеется ввиду, что за их выполнение ожидаются савабы, а невыполнение не является грехом. Тогда как выполнение сунны вознаграждается савабом, а невыполнение является Танзихан макрухом. Адабы также называют ''мандуб'' и ''мустахаб''. Адабы омовения следующие:
1 – Совершать омовение до наступления времени молитвы. (Те, кто находятся в извинительном состоянии (узр), должны совершать омовение после наступления времени молитвы).
2 – При совершении очищения в уборных помещениях, находиться справа или слева от Киблы. При отправлении естественной нужды поворачиваться лицом и спиной к Кибле является весьма нежелательным – тахриман макрух.
3 – Очиститься водой, если не испачкано нечистотами.
4 – После очищения просушиться полотенцем.
5 – Прикрыть места аврат, сразу после очищения.
6 – Не просить помощи у других. Совершать омовение самому.
7 – Совершать омовение повернувшись в сторону Киблы.
8 – Произносить Калима-и-Шахада, при обмывании каждой части тела.
9 – Читать молитвы омовения.
10 – При омывании рта, подавать воду правой рукой.
11 – При омывании носа втягивать воду с правой ладони.
12 – Очищать нос, высмаркиваться левой рукой.
13 – При омывании рта, зубы чистить ''мисваком''. Если нет мисвака, можно пользоваться и зубной щеткой.
14 – Если пост не соблюдается, то ополаскивать рот (горло), запрокинув голову является сунной и для тахарата и для гусля (полного омовения). Во время поста ополаскивать горло нежелательно (макрух).
15 – Во время омывания носа, затянуть воду глубже.
16 – Обтирая уши, вводить один палец руки в ушное отверстие.
17 – Обмывание между пальцами ног проводится мизинцем левой руки.
18 – При мытье рук, прокручивать кольцо, свободно сидящее на пальце. Прокручивание плотно сидящего кольца является фарзом.
19 – Не тратить понапрасну воду, даже если ее много.
20 – При расходе воды не проявлять излишнюю экономию, чтобы омовение не походило на втирание масла (с трижды омытого места должно упасть хотя бы две капли воды).
21 – Наполнить сосуд, из которого совершали омовение.
22 – В конце или середине омовения прочитать дуа: «Аллахуммадж-альни минаттаввабийна...».
23 – После тахарата прочитать намаз «Субха», т.е. выполнить два ракаата молитвы.
24 – Обновлять омовение даже если есть. Т.е. перед следующим намазом обновить омовение.
25 – При омовении лица промыть глаза.
26 – При омывании лица, рук, ног, омыть чуть больше, чем это является фарзом. [При мытье рук, набрав в ладони воды, омыть выше локтей.]
27 – Не разбрызгивать на себя, на одежду, на голову воду, использованную при омовении.
28 – Выполнение действий являющихся фарзом в другом мазхабе, но не являющихся макрухом в своем мазхабе, считается мустахабом (желательным).
Действия, запрещенные при Малом Омовении
Существует 12 действий, запрещенных при совершении тахарата, выполнение которых является харамом или макрухом:
1 – Не поворачиваться лицом, спиной к Кибле во время отправления естественных нужд в уборной или на улице.
2 – При совершении тахарата, открывать свой аврат в присутствии других, является харамом.
3 – Нельзя пользоваться правой рукой для очищения загрязненных мест.
4 – При отсутствии воды, нежелательно (макрух) очищаться продуктами питания, навозом, костью, кормом для животных, углем, чужим имуществом, посудой, осколками керамики, камышом, листьями, тканью, бумагой.
5 – Не плевать и не сморкаться в источник, из которого используется вода для совершения омовения.
6 – Не омывать части тела, подлежащие очищению слишком много раз, либо меньше, чем это положено, и не омывать менее или более трех раз.
7 – Не пользоваться тем же полотенцем, которым просушивали половые органы.
8 – При омывании лица не расплескивать воду, а мыть сверху вниз, начиная со лба.
9 – Дуть на воду.
10 – Нельзя сильно сжимать глаза и губы. Если вода не попадет хотя бы на маленький участок век или на видимую часть губ, то омовение будет считаться недействительным.
11 – Нельзя высмаркиваться правой рукой.
12 – Нельзя каждый раз смачивать руки для отдельного протирания ушей, головы или задней части шеи, и при этом протирать их более одного раза. Протирания можно повторять, не смачивая каждый раз руки.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МИСВАКА
Использование мисвака во время омовения является суннат-и муаккада. Сказано в хадисе: «Молитва, совершенная с омовением, при котором пользовались мисваком, ценнее в 70 раз, чем молитва с омовением без мисвака.»
В книге «Сирадж-уль-уаххадж» приведены 15 примеров о пользе применения мисвака:
1 – Станет причиной произнесения шахадата на смертном одре.
2 – Укрепляет десны.
3 – Останавливает выделение мокроты.
4 – Восстанавливает работу желчного пузыря.
5 – Останавливает болезни ротовой полости.
6 – Удаляет запах изо рта.
7 – Аллах будет доволен тем, кто пользуется мисваком.
8 – Укрепляет кровеносные сосуды головы.
9 – Шайтан будет недоволен.
10 – Улучшает зрение.
11 – Увеличатся благо и добро.
12 – Действия будут соответствовать сунне.
13 – Уста очистятся.
14 – Появится красноречие.
15 – За два ракаата намаза, выполненного в омовении с использованием мисвака, воздается намного больше савабов, чем за семьдесят ракаатов намаза, выполненного в омовении, при котором мисвак не использовался.
Мисвак – корень или ветка дерева Эрак, произрастающего на Аравийском полуострове. Перед использованием, очищенный от коры, примерно на два сантиметра, один конец ветки, помещается в воду на несколько часов. Затем намокнувший конец нужно размять как щетку.
Если нет дерева Эрак, то в качестве мисвака, можно использовать ветку оливкового дерева. Женщины, вместо мисвака, должны использовать жевательную резину, сделав намерение на сунну очищения мисваком.