КНИГА О НАМАЗЕ - 18

ВЕСЬМА ЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (СУННА)

МАЛОГО ОМОВЕНИЯ

Различают 18 сунн омовения:

1 – Начиная омовение прочитать «Бисмиллях».

2 – Троекратное мытье рук, включая запястья.

3 – «Мазмаза» - троекратное омывание ротовой полости, каждый раз отдельно набирая в рот воду.

4 – «Истиншак» - троекратное омывание носовой полости, втягивая каждый раз воду.

5 – При мытье лица протирать кожу под бровями, бородой, усами.

6 – При мытье лица омыть под бровями.

7 – Протирание свисающей части бороды.

8 – Расчесывание бороды мокрыми пальцами правой руки.

  9 – Чистить чем-либо зубы. [Использование мисвака - важная сунна].

  10 – Однократное протирание всей головы.

11 – Однократное протирание обоих ушей.

12 – Однократное протирание шеи тремя сомкнутыми вместе (средний, безымянный, мизинец) пальцами.

13 – Протирать между пальцами рук и ног.

14 – Места, которые должны быть омыты, промывать трижды.

15 – Во время омывания лица сделать намерение сердцем.

16 – Порядок. Совершать все действия последовательно.

17 – Дальк: протирать руками места омовения.

18 – Мувалат: действия должны совершаться беспрерывно, последовательно и быстро.

РЕКОМЕНДОВАННЫЕ ДЕЙСТВИЯ (АДАБ)

ПРИ СОВЕРШЕНИИ МАЛОГО ОМОВЕНИЯ

Различают 28 адабов омовения:

Говоря об адабах, имеется ввиду, что за их выполнение ожидаются савабы, а невыполнение не является грехом. Тогда как выполнение сунны вознаграждается савабом, а невыполнение является Танзихан макрухом. Адабы также называют ''мандуб'' и ''мустахаб''. Адабы омовения следующие:

1 – Совершать омовение до наступления времени молитвы. (Те, кто находятся в извинительном состоянии (узр), должны совершать омовение после наступления времени молитвы).

2 – При совершении очищения в уборных помещениях, находиться справа или слева от Киблы. При отправлении естественной нужды поворачиваться лицом и спиной к Кибле является весьма нежелательным – тахриман макрух.  

3 – Очиститься водой, если не испачкано нечистотами.  

4 – После очищения просушиться полотенцем.

5 – Прикрыть места аврат, сразу после очищения.

6 – Не просить помощи у других. Совершать омовение самому.

7 – Совершать омовение повернувшись в сторону Киблы.

8 – Произносить Калима-и-Шахада, при обмывании каждой части тела.

9 – Читать молитвы омовения.

10 – При омывании рта, подавать воду правой рукой.

11 – При омывании носа втягивать воду с правой ладони.

12 – Очищать нос, высмаркиваться левой рукой.

13 – При омывании рта, зубы чистить ''мисваком''. Если нет мисвака, можно пользоваться и зубной щеткой.

14 – Если пост не соблюдается, то ополаскивать рот (горло), запрокинув голову является сунной и для тахарата и для гусля (полного омовения). Во время поста ополаскивать горло нежелательно (макрух).

15 – Во время омывания носа, затянуть воду глубже.

16 – Обтирая уши, вводить один палец руки в ушное отверстие.

17 – Обмывание между пальцами ног проводится мизинцем левой руки.

18 – При мытье рук, прокручивать кольцо, свободно сидящее на пальце. Прокручивание плотно сидящего кольца является фарзом.

19 – Не тратить понапрасну воду, даже если ее много.

20 – При расходе воды не проявлять излишнюю экономию, чтобы омовение не походило на втирание масла (с трижды омытого места должно упасть хотя бы две капли воды).  

21 – Наполнить сосуд, из которого совершали омовение.  

22 – В конце или середине омовения прочитать дуа: «Аллахуммадж-альни минаттаввабийна...».

23 – После тахарата прочитать намаз «Субха», т.е. выполнить два ракаата молитвы.

24 – Обновлять омовение даже если есть. Т.е. перед следующим намазом обновить омовение.  

25 – При омовении лица промыть глаза.

26 – При омывании лица, рук, ног, омыть чуть больше, чем это является фарзом. [При мытье рук, набрав в ладони воды, омыть выше локтей.]

27 – Не разбрызгивать на себя, на одежду, на голову воду, использованную при омовении.

28 – Выполнение действий являющихся фарзом в другом мазхабе, но не являющихся макрухом в своем мазхабе, считается мустахабом (желательным).  

Действия, запрещенные при Малом Омовении

Существует 12 действий, запрещенных при совершении тахарата, выполнение которых является харамом или макрухом:

1 – Не поворачиваться лицом, спиной к Кибле во время отправления естественных нужд в уборной или на улице.

2 – При совершении тахарата, открывать свой аврат в присутствии других, является харамом.

3 – Нельзя пользоваться правой рукой для очищения загрязненных мест.

4 – При отсутствии воды, нежелательно (макрух) очищаться продуктами питания, навозом, костью, кормом для животных, углем, чужим имуществом, посудой, осколками керамики, камышом, листьями, тканью, бумагой.

5 – Не плевать и не сморкаться в источник, из которого используется вода для совершения омовения.

6 – Не омывать части тела, подлежащие очищению слишком много раз, либо меньше, чем это положено, и не омывать менее или более трех раз.

7 – Не пользоваться тем же полотенцем, которым просушивали половые органы.

8 – При омывании лица не расплескивать воду, а мыть сверху вниз, начиная со лба.

9 – Дуть на воду.   

10 – Нельзя сильно сжимать глаза и губы. Если вода не попадет хотя бы на маленький участок век или на видимую часть губ, то омовение будет считаться недействительным.

11 – Нельзя высмаркиваться правой рукой.

12 – Нельзя каждый раз смачивать руки для отдельного протирания ушей, головы или задней части шеи, и при этом протирать их более одного раза. Протирания можно повторять, не смачивая каждый раз руки.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МИСВАКА

Использование мисвака во время омовения является суннат-и муаккада. Сказано в хадисе: «Молитва, совершенная с омовением, при котором пользовались мисваком, ценнее в 70 раз, чем молитва с омовением без мисвака.»

В книге «Сирадж-уль-уаххадж» приведены 15 примеров о пользе применения мисвака:

1 – Станет причиной произнесения шахадата на смертном одре.

2 – Укрепляет десны.

3 – Останавливает выделение мокроты.

4 – Восстанавливает работу желчного пузыря.

5 – Останавливает болезни ротовой полости.

6 – Удаляет запах изо рта.

7 – Аллах будет доволен тем, кто пользуется мисваком.

8 – Укрепляет кровеносные сосуды головы.

9 – Шайтан будет недоволен.

10 – Улучшает зрение.

11 – Увеличатся благо и добро.

12 – Действия будут соответствовать сунне.

13 – Уста очистятся.

14 – Появится красноречие.

15 – За два ракаата намаза, выполненного в омовении с использованием мисвака, воздается намного больше савабов, чем за семьдесят ракаатов намаза, выполненного в омовении, при котором мисвак не использовался. 

Мисвак – корень или ветка дерева Эрак, произрастающего на Аравийском полуострове. Перед использованием, очищенный от коры, примерно на два сантиметра, один конец ветки, помещается в воду на несколько часов. Затем намокнувший конец нужно размять как щетку.

Если нет дерева Эрак, то в качестве мисвака, можно использовать ветку оливкового дерева. Женщины, вместо мисвака, должны использовать жевательную резину, сделав намерение на сунну очищения мисваком.