ЧТО ТАКОЕ ДУНИЯ

Вопрос: Что такое дуния?

Ответ: Все что есть до смерти, называют, Дуния (мирское). То, что из этого будет полезным после смерти, не относится к дуния, это ахират. Потому что дуния - место подготовки, поле действия для ахирата. Мирское, от которого нет пользы для ахирата вредно. Если дуния используется в соответствии с нормами Ислама - будет полезным в ахирате. Можно будет получить и мирские удовольствия, и блага для жизни в ахирате. Хорошее и плохое не в имуществе, не в богатстве, а в том, как им пользуются. Таким образом, нехорошее мирское, это то, что использовалось там, где запрещено Всевышним Аллахом, в то, что разрушит ахират.

Человек, который забыл своего Господа, тот кто следует прихотям своего нафа, похож на отставшего от каравана, нерасторопного путника, который был занят навьюченным грузом животным. Такой путник останется один в знойной пустыне и погибнет. Так и человек, который забыл для чего был создан, увлекся украшениями этого мира, и не подготовился к ахирату, будет отправлен в вечное наказание. Страсть к мирскому, мешает подготовке к ахирату.

Дуния и ахират все равно что восток и запад. Приближаясь к одному, отдаляешься от другого. Если человек не исполняет поклонения и в жизни не преследует веления Всевышнего Аллаха, то постепенно становится падким к мирскому. Аллаху тааля охладит к нему сердца людей.

Дуния (мирское) - поле для ахирата. Тот, кто не посеял здесь и не стал тем, кто собирает богатый урожай, очень жалок. Тот, кто не подготовился ко дню, когда брат откажется от брата, а мать откажется от своего ребенка, обманулся и в этом мире и в ахирате, навредил самому себе. Разумный человек воспринимает этот мир как очень хорошую возможность и в этот короткий промежуток времени, соберет богатый урожай, засеяв семена, выполняя для этого то, что нравится Всевышнему Аллаху. Аллаху тааля за добрые, хорошие дела, выполненные в этот короткий период даст бесконечные блага.
В книге Марифатнама приводятся хадисы шарифы:

«Это дуния длится два дня. Один, день радости, второй, день грусти. Длится до поры до времени. Если это так, то оставьте временное, потрудитесь над тем, чтобы получить бесконечные блага».

«Трудись для дуния столько, сколько останешься здесь, для ахирата же, будто останешься там навсегда! Повинуйся Аллаху столько, сколько в Нем нуждаешься! Греши столько, сколько сможешь вытерпеть Адского огня!»

«Дуния - это мост, который нужно перейти как можно быстрее, не занимайтесь его ремонтом, продолжайте свой путь!»
«Тому, чье желание ахират и тот, кто прилагает усилия для ахирата, Аллаху тааля даст в прислужники этот мир».

«Тому, кто трудиться только для дуния, придет только то, что ему положено, дела его будут сложны и запутаны, а переживаний будет много».

«Сильно удивляет тот, кто верит в бесконечность Ахирата и при этом цепляется за этот мир».

«Дуния создана для вас. А вы созданы для ахирата! В Ахирате нет другого места кроме Рая и Ада».

«Привязанность к мирскому, вредит ахирату человека. Тот, кто любит ахират, избегает харамов. Вам лучше выбрать вечное, чем временное!»

Временные и приятные блага этого мира полезны и дозволены только тогда, когда они полезны для ахирата и помогают следовать Исламу. Мирская польза пригождается только тогда, когда она получена вместе с пользой для ахирата. Мирские удовольствия, от которых нет пользы для ахирата, все равно что яд, покрытый сахаром. Мирские удовольствия, это все что приятно для тела и нафса. Дела обстоят так, что человек создан не только для мирских удовольствий.

                                        МЕСТО ИСТИННОГО УДОВОЛЬСТВИЯ

А Ахират, место настоящего удовольствия, предназначенного для руха человека. Дуния и Ахират - полная противоположность друг другу. Если в одном из них получаешь удовольствие, то в другом придется испытать горечь. Если тот, кому в этом мире достается много благ и удовольствий не станет благодарен в должной мере, в ахирате испытает сильный страх, пройдет через горькие испытания. Верующий, который в этом мире избегал множество опасностей, работая, испытал много трудностей, в ахирате получит много удовольствий.    
Земная жизнь по сравнению с бесконечностью ахирата сравнима капле воды рядом с морем. Несмотря на это, Аллаху тааля, проявляя свою милость, чтобы влюбленные в Него получили бесконечные блага, дает им в этом мире несколько дней трудностей. Разумный человек, тот кто не переживает за свои дела и мирскую жизнь, размышляющий, что до утра может и не дожить, не думает ни о чем другом, что ему даст силы для исполнения поклонений и оставаться на верном пути. В Священном Коране говорится:

«Жизнь этого мира – ничего более, как игра и суета. Будущая жизнь лучше для тех, которые боятся Бога, разве вы этого не понимаете?» Анам 32

«То, что у вас - пройдет; а то что у Бога - останется вечно». Нахл 96

«Но вы предпочитаете жизнь этого мира, хотя будущая жизнь лучше и более долгая». аль-Аля 16-17

Хазрат-и Ибни Масуд говорит: В этом мире все считаются путниками. Все, что у них с собой, это аманат, который находится у них временно. Путнику обязательно нужно двигаться, а доверенный ему аманат обязательно придется вернуть.

Этот мир – благо (нимат) для тех, кто отвергает харам: для тех, кто совершает поклонения - добыча (ганимат); мудрость (хикмат) - для того, кто ищет назидания; для того, кто понял смысл - безопасность (саламат).

ВЫБОР МИРСКОГО ВМЕСТО АХИРАТА

Разумный человек, не станет менять бесконечную прибыл ахирата на мимолетное мирское. Такой человек знает, что, все хорошее можно получить, следуя и исполняя приказы Ислама. В хадиси шарифах сказано:

«Когда выбор идет на пользу ахирата, слово ''Ля иляха иллаллах'' спасет от гнева Всевышнего Аллаха. Если выбор сделан в пользу дуния, то при произнесении ''Ля иляха илляллах'', Аллаху тааля будет говорить: ''Врешь, ты не верен своему слову''». (Байхаки ) 
Неуместно использовать знания как средство получения богатства и положения. Понимая, что знания это запрещают и тем не менее не следовать им - нанесение очень сильного оскорбления. В хадиси шарифе сказано:

«Тем, кто получают знания для мирских целей, разменивают знания на деньги, в Судный День наденут рубашку из огня». (Дейлеми)

Аллаху тааля придает огромное значение знанию, которое является лучшим из всего что есть. Но те, кто используют знания для зарабатывания денег и получения должностей, без всякого сомнения, увидят от них вред. Потому что стремление к мирскому, то что Аллаху тааля вообще не любит. Это распоряжение знаниями так, как этого не хочет Всевышний Аллах, к тому же это очень отвратительное занятие. Это осрамление того, чему Аллаху тааля придает большое значение. В хадиси шарифе сказано:

«Самый худший из ученых, наихудший из людей». (Баззар)

ДУНИЯ ХАРАМ

Вопрос: ученые в своих трудах порицают дуния. Но если бы не дуния, мы бы не смогли подготовиться к Ахирату? Говорят, ''Ад - дуния джифатун, талибуха килабун'' т.е. ''Дуния падаль, которую желают собаки''. Почему дуния - это падаль, мертвечина? Разве собаки желают дуния?

Ответ: Тут харамом (запретом) названо падаль. А тех, кто желает мертвечину, назвали собаками. Наша религия не порицает дуния (мир). Здесь порицается любовь и симпатия к запретам (харамам). Дуния (мир), место зарабатывания ахирата. Нельзя осуждать место заработка. В хадиси шарифе сказано:

«Дуния место подготовки к ахирату». (Дейлеми) 
Хазрат Имам Раббани сказал:

«Дуния, значит то что отдаляет тебя от Аллаху тааля. Если, жена, ребенок, имущество, положение, ранг, занимают настолько, что можно позабыть Всевышнего Аллаха, то это является дуния. Игра на музыкальных инструментах, танцы, время, проведенное за бесполезными делами (азартные игры, плохие друзья, плохие фильмы, журналы и романы), поэтому и считаются мирским. Невозможно одинаково вместе зарабатывать мирское и ахират. Тот, кто желает заработать для ахирата, должен отказаться от перечисленного мирского. Этот мир, посевная площадь для ахирата. Как же жаль тех, кто не засеял поле, не использовал свои силы, не стал получать выгоду, а растратил семена деяний и поклонении!» (1/73, 1/23)