НЕТ ЗАТРУДНЕНИЙ В РЕЛИГИИ

Как надо понимать это выражение?

Некоторые мусульмане неверно понимают аяты Священного Корана:

«…Aллax xoчeт для вac oблeгчeния, a нe xoчeт зpyднeния для вac, … .»

«Aллax xoчoблeгчить вaм; вeдь coздaн чaбым.»

«… Oн избpaл вac и нe ycтpoил для вac в peлигии ник тягoты, … .»

Понимая смысл подобных аятов буквально, они ищут наиболее легкие способы поклонений и тем самым сознательно или бессознательно участвуют в разрушении своей религии.

Какова же на самом деле мера облегчений при поклонении Всевышнему Аллаху?

Религия Ислам отвергает чрезмерность в поклонениях. Сказано в хадиси шарифе от Байхаки: «Лучшими делами являются те, при совершении которых соблюдена мера». Действия, совершаемые сверх меры, называются «Ифрат», а недовершенные действия, - «Тафрит». Шариат предписывает нам избегать их (и того и другого), предлагая соблюдать меру. То есть, - придерживаться среднего пути – «Васат». К примеру, если человек уделяет сну слишком много времени, это Ифрат. Если большую часть ночи совершает поклонения и недосыпает, - Тафрит. Излишествует в пище, - Ифрат. Ест слишком мало, постится до истощения, - Тафрит.

Глубоко ошибается тот, кто, избегая излишества, впадает в другую крайность. Например, в стремлении к предполагаемым повышенным наградам, несмотря на свои ограниченные физические возможности, человек совершает продолжительные дополнительные молитвы по ночам. Постоянно недосыпает, и к тому же еще стремится соблюдать дополнительные посты; избегает супружеской близости; не ест мясное и так далее, и тому подобное.

Нет, не это нам завещал Посланник Аллаха (мир ему и благословение)! Сказано было им:

«Я послан передать вам религию, соблюдать которую легко и удобно. В ней нет места для монашества. Дозволено вам и употребление мяса, и супружеская близость; и пост (дополнительный), и дни, свободные от поста; и молитва (дополнительная), и сон. Вот с чем я к вам послан». [Табарани].

Трудно совершать поклонения, если организм истощен и силы на исходе.

В хадиси шарифе сказано: «Нет затруднений в религии. А кто излишествует, - будет ими (излишками) повержен». [Насаи].

В наше время редко встретишь того, кто стремится к поклонениям сверх меры. Но немало тех, которые стремятся к облегчению поклонений и тем самым нарушают саму их суть.

Вот несколько примеров ошибочных действий:

1. Мотивируя тем, что можно не мыть ноги, а только обтирать поверх одетой специальной обуви (аль-Хуффайн), они обтирают ноги в нейлоновых носках. Такие носки никак не могут заменить специальную обувь. Да, безусловно, так легче. Но такое омовение не будет действительным (не будет Сахих).

2. При отсутствии воды, дозволяется очищение чистым песком, землей. Но это вовсе не значит, что, как только вода перестала течь, так сразу можно приступать к такому очищению. Необходимо вначале поискать воду в установленных шариатом пределах местности и времени.

3. В последнее время во многих мечетях стали появляться стулья, сидя на которых пожилые или больные совершают молитву. Это противоречит шариату, так как для них предусмотрена другая форма облегчения, соответствующая сунне. Тем, кто не может исполнять молитву стоя, могут делать это сидя на полу. Нельзя в поисках облегчения приносить с собой или выставлять специально стулья, табуреты, скамейки, уподобляя наши мечети в церкви.