ИКРАХ – угрожать, запугивать верующего является большим грехом
Вопрос: Что означает угрожать и запугивать верующего и неверующего подданного? Разрешается ли заставить человека под угрозой сделать что-либо против его воли?
Ответ: Угрожать и пугать верующего и неверующего подданного большой грех.
Ибн Абидин (рахметуллахи тааля алейх), в пятом томе и в «Дюрар-уль-хуккам» в 949 разделе говорит, что Икрах (угроза) это противозаконное действие при котором человека заставили силой сделать то что он не хочет делать. Чтобы принуждения считать Икрах - угрозой существует 4 условия: Принуждающий должен иметь для этого достаточно сил. Принуждаемый точно знает что угроза насильника будет приведена в действие. Угрожают смертью или лишением какой-либо части тела, или тем что сильно расстроит человека, и то к чему принуждают, должно быть не законным и не дозволенным.
Икрах (угроза) бывает двух видов:
1- Икрах аль-Мульджи (угроза насильственного характера)
2- Икрах аль-гайри мульджи (угроза не насильственного характера).
Насильственный вид угрозы (икрах аль-мульджи), полностью подавляет согласие и волю человека, и не оставляет ему другого выбора кроме как выполнить требования. При этом угрожают лишением жизни, искалечить, или же избиением или заключением. Угроза уничтожением всего имущества тоже входит в категорию «мульджи икрах», то есть насильственную угрозу, о чем написано в Ибни Абидине. Отсюда выясняется, что недопущение человека на работу к обеспечению жизненно необходимого, и боязнь не найти другую работу, тоже является угрозой насильственного характера (икрах аль-мульжди).
Ненасильственная угроза, это когда подавляют только согласие человека, такие как запугивание заключением в тюрьму больше чем на один день, или сильно избить.
Такой тип угрозы может быть узром (извинительной ситуацией) даже при принуждении отрицания веры. Порицание, резкие слова по отношению к ученым, праведникам, считается угрозой (икрах) по отношению к ним. Лишение свободы близких родственников разряда махрем тоже является угрозой (икрах). Приказы султана [государства, законов], значит принуждение. (Там Ильмихал стр 897)