ОСТАВЛЕНИЕ СУННЫ АСРА
Вопрос: Когда спросили у имама не совершающего сунну асра почему он так поступает, он ответил: «Пророк сунну асра совершал не всегда, во многих случаях не читал. И мы выполняем его сунну. Потому что для нас сунна это повторять то что совершал он, не делать того, чего он не делал». Так ли все обстоит в Исламе?
Ответ: Нет такого. Думать таким образом большая ошибка. Делать то что совершал пророк сунна, не делать того что не делал пророк, не является сунной. Ученые Ислама сказали: «Делать то, за что дается саваб это сунна, совершать действия за которые не даются савабы не является сунной». Приведем два примера:
1) Говорить: «расулуллах на самолетах не летал, не пользоваться самолетом сунна» это ошибка.
2) Расулуллах не пользовался компьютером. Не будет сунной если мы не будем пользоваться ПК.
Нет необходимости делать все что делал расулуллах, не делать того, что он не делал. Т.е. не разрешено следовать пророку во всех отношениях. Потому что как сказано в книге «Мавахиб-и Лядунийа», есть фарзы и харамы присущие только самому пророку. Например, делать курбан, кушлук (духа) намаз, с сунной утреннего намаза чтение ночного намаза, пользование мисваком, советоваться перед делом, тут же исправить при виде плохого деяния и сделав это вовремя, окончить начатое дело, это все фарзы которые были присущи только нашему пророку. Были и харамы присущие только пророку. Ему было запрещено жениться на женщине ахли китаб, выплата закята, брать садака. Выплачивать закят если был богат, ему было не обязательно. И будет ли уместно если сейчас выступит невежда и начнет говорить: «Пророк не выплачивал закят, я буду следовать ему и по сунне не буду отдавать закят»? На эту тему можно привести много примеров.
Приведем несколько примеров из книги «Мавахиб»
1) Расулуллах (алейхиссалям) женился больше чем на четырех женщинах. Нельзя выполнять данную сунну пророка следуя этой сунне. Более того, это будет харамом.
2) Расулуллаху запрещено было писать. Вот один перевод аята: «Веруйте в Бога и Его посланного, умми пророка обретите правильную дорогу». (Араф 158)
Умми – быть далеким от того чтобы читать и писать. Будет ли считаться сунной если не писать?
3) Ему было запрещено оставлять наследство. Один из смыслов хадис шарифа:
«Мы пророки не оставляем наследства. Никто не может быть нашим наследником». (Бухари, Муслим, Абу Дауд, Тирмизи, Несаи) (Не оставлять наследства не будет считаться следованием сунне.)
4) Пророку было запрещено есть продукты с неприятным запахом, такие как лук, чеснок. Один из смыслов хадис шарифа:
«Ко мне подходят ангелы и поэтому я не ем лук, чеснок». (Хаким) (Не есть лук, чеснок чтобы быть похожим на пророка не считается сунной.)
5) Запрещено читать стихи (строки, куплеты песен). Один из смыслов хадис шарифа:
«Мне запрещено читать стихи». (Абу Давуд) (Не читать стихи не считается выполнением сунны. Если бы это было запрещено, то многие праведники и ученые не писали бы стихи.)
6) Он был обязан выплатить долг умершего мусульманина. Один из смыслов хадис шарифа:
«Если у умершего мумина есть долг, то я обязан выплатить его». (Муслим) (Нет необходимости выплачивать долги всех умерших мусульман.)
7) Расулуллаху запрещено брать закят. Один из смыслов хадис шарифа:
«Нам не дозволено брать закят». (Тирмизи, Абу Дауд)
Досточтимый Имам Мунави сказал:
«Пророкам закят не обязателен, потому что закят необходим для очищения имущества. К пророкам не пристает грязь. Они самые надежные люди созданные Аллахом на земле». (шарх Джамиус-сагир)
Не выплачивать закят богатому человеку чтобы стать похожим на пророка не будет считаться сунной, это будет харамом. Не будет сунной если мы отвергнем сунну разряда гайри муаккада из-за того что их иногда не выполнял Расулуллах, это противоречить его приказам. Потому что он сказал совершайте намаз, а не оставляйте намаз.
Вопрос: Возможно ли иногда пропустить сунну асра? Прибавляются ли сунны к несовершенным фарзам?
Ответ: В книге «Радд-уль мухтар» говорится: «Все сунны – нафиля, но не все нафиля являются сунной». Сунны гайри муаккада перед асром и ишаа, также как и другие муаккада сунны являются поклонениями разряда нафиля. Если в суннах обязательных намазов будут какие-то недостатки, то они будут восполнены нафиля намазами. В хадис шарифах сказано:
«В Судный День сначала спросят о намазах. Если намаз сделан правильно, то человек спасется. Если намазы сделаны с ошибками, то дела плохи. Если есть недостатки в обязательных намазах, то эти недостатки восполняются нафиля намазами». (Хаким)
«Если намаз человека оказался недостаточным, то его недостатки дополнят нафиля намазы». (Дарими)
«Недостатки в фарзах намаза, закята и в других фарзах восполняют нафиля поклонения». (Байхаки)
Каким бы высоким ни был уровень человека, он не сможет выполнять деяния без недостатков. Нафиля восполняют недостатки оказавшиеся в фарзах. Совершение нафиля приказано потому что оно восполняет недостатки фарзов. Избавиться от наказаний возможно при безупречном совершении фарзов. Особенно важен намаз. Потому что Аллаху тааля сказал: «Если отчитаешься за намаз, то спасен. Остальные расчеты сделаю легким». (Умдат-уль-Ислам)
Если так, то человек у которого нет долгов по обязательным намазам, чтобы исправить их недостатки должен совершать нафиля намазы!
Вместе с тем что сунна асра это гайри муаккада, к тому же еще и является и очень важным нафиля намазом. В хадиси шарифах сказано:
«Тому кто перед аср намазом читает 4 ракаата намаза, в Раю есть огромный дворец». (Абу Яла)
«Простятся грехи того кто читает сунну асра». (Абушшейх)
«Запретно для огня Ада тело того, кто читает сунну асра». (Табарани)
«Лицемер отсрочивает аср намаз ближе к магриб намазу». (Хаким)
«Пусть Аллах покажет свою милость тому, кто читает 4 ракаата намаза перед асром». (Тирмизи)
Мольба любимого пророка обязательно примется. А если так то чтобы получить такое дуа нужно стараться систематический совершать сунну аср намаза. Потому что самое любимое Аллахом деяние – то что совершается постоянно, систематически. В хадиси шарифах сказано:
«Для Аллаху тааля самое любимое деяние то что совершается пусть мало но постоянно». (Бухари)
«О люди, не оставляйте деяния пока вас не покинет возможность! Пока вам не надоедят деяния, Аллаху не надоест давать сауабы. Чаще всего Аллаху нравятся дела которые совершаются пусть мало, но непрерывно». (Муслим)
Аллаху тааля не нравятся дела которые то делают то оставляют. В хадис шарифе сказано:
«Аллаху тааля сильно возненавидит того кто оставил постоянно совершаемое поклонение, из-за того что ему надоело». (Ибн Сунни)
Сильна ярость Аллаха. Без возникновения безвыходной ситуации нельзя поклонения то совершать, то оставлять. Аллаху тааля не желал большого количества поклонений, «Совершайте благородные деяния» сказал Он. Он любит маленькие, но постоянно совершаемые благородные дела. В таком случае, мы должны стараться совершать деяния которые нравятся нашему Господу. (Анвар-уль Кудсийа)