КАК СОВЕРШАЕТСЯ НАМАЗ В ПУТИ
Вопрос: Как совершается намаз в пути?
Ответ: Сафари – значит быть путником. Человек вышедший в 3-дневную дорогу, если оставит место своего постоянного пребывания с намерением на 3-дневный путь, с того времени как закончатся дома с обеих сторон дороги, начинает считаться путником. В больших городах не осталось крайних домов. И поэтому, в больших городах, начало путешествия, начнется с ближайшего от места постоянного пребывания здания фабрики, кладбища, школы, казармы. Если не принято решения на 3-дневный путь, то даже объехав весь земной шар, путниками считатся не будут. Такова ситуация с военным который находится в поисках врага. Человек сделавший намерение на 2-дневный путь, прибыв на место или прямо с пути отправится на еще одно двухдневное путешествие, за все четыре дня путешествия не станет сафари. В мазхабе Ханафи, 4-ракаатные намазы читать в 2 ракаата является уаджибом. Читать в 4 ракаата является макрухом. В хадиси шарифе сказано: «Тот кто в пути читает намазы в 4 ракаата похож на того кто в состояний муким читает неполноценный намаз». Намазы в 3 ракаата и сунны читаются как обычно.
В Малики, 4-х ракаатные намазы читать в 2 ракаата является сунной. В Шафии, в пути разрешено читать и в 4 и 2 ракаата. Лучше читать в 2 ракаата. В Ханбали также как и в Шафии можно читать и в 2 ракаата и в 4 ракаата.
Мусульмане Ханафиты, чтобы не совершить грех, намазы в 4 ракаата должны делать в 2 ракаата. Поэтому нужно знать сведения по путнику. Эти сведения приведены ниже. Место Муким (постояного пребывания) называется Ватан (родина).
Различают три вида родины.
1) Ватан-и асли: Место где человек вырос и позже женился. После этого, место где он вознамерился остаться постоянно. Такое место можно поменять, переехав для постоянного пребывания в другое место. В таком случае, место откуда переехал будет называться ватан-и асли.
2) Ватан-и икамат: Место куда было намерение приехать на 15 дней и затем возвратиться обратно.
3) Ватан-и сукна: Место куда человек заехал будучи в пути, с намерением остаться на срок меньше чем 15 дней, и затем остался на долго не находя способов уехать.
ПЕРЕМЕНА РОДИНЫ
Изменение родины может быть в следующих примерах:
Пока человек не создаст семью или не вознамерится окончательно остаться в одном месте, место где он родился так и останется его ватан-и асли. Если создаст семью, то прежнее ватан-и асли перестает им быть. Место создания семьи станет его ватан-и асли. Если переселится в другое место для постоянного пребывания, то прежнее ватан-и асли перестанет быть родиной. Т.е. если человек родился в Уфе, то его ватан-и асли будет Уфа. Если этот человек создаст семью в Казани, то Уфа перестает быть для него ватан-и асли, теперь его ватан-и асли Казань. А если позже решит переехать на постоянно в Оренбург, то тогда его ватан-и асли станет Оренбург. А Казань перестанет быть ватан-и асли. Если остается в ватан-и асли хотя бы на час, то все равно намазы не сокращает.
Если человек создаст семью и расположится в одном месте и оставит жену в этом месте а для работы расположится в другом населенном пункте, то у него будет два ватан-и асли. Елси женщина живет в деревне родит в городском роддоме, то для ребенка ватан-и асли будет место где он будет жить. Потому что расти ребенок будет в деревне. Если в момент рождения остается на несколько дней, то это место не считается ватан-и асли.
Если человек садится в автобус собираясь сойти через 60 км. и по пути засыпает и просыпается только через 150-200 км. то путником не становится. Потому что он не намеревался приезжать на столь длительное расстояние. В этом же случае, если приехал в другое место за 60 км. То и здесь не будет сафари. Если намеревался вернутся откуда приехал, то будет сафари. И таким же образом, человек выедет с Алматы до города Есик который расположен в 70-и километрах и заснув в автобусе проснется в городе Чилик, то из-за того что приехал сюда не по своей воле, не намеревался приезжать, то в Чилике совершает намазы как муким, т.е. в 4 ракаата. А вознамерившись совершить путь до Алматы, то выехав из Чилика, намазы будет читать сокращенно.
Вопрос: Как путник принимает намерение на намаз?
Ответ: Не нужно говорить количество ракаатов и то что является путником. Намерение делается такое же как и всегда. Например «Намереваюсь совершить полуденный намаз».
Вопрос: Во время пути, за основу берется время или же расстояние пути?
Ответ: За основу берется расстояние.
Вопрос: Ханафит который следует мазхабу Малики, находясь в пути, в расчетах расстояний и времени в пути должен опираться мазхабу Малики?
Ответ: Расстояние рассчитывают по Ханафи, по времени пребывания основываются мазхабу Малики. Потому что со своего мазхаба мы не вышли, а следуем фарзам и не совершаем муфсиды мазхаба которому следуем.
Вопрос: По сколько ракаатов совершаются намазы во время пути?
Ответ: 4-х ракаатные намазы совершаются по 2 ракаата, 3-х ракаатные намазы не сокращают, сунны, если времени мало не читают, если есть время лучше прочитать.
Вопрос: Когда заканчивается ватан-и икамат?
Ответ: В трех случаях:
1) Если прибыв в другой ватан-и икамат не было намерения на дорогу а расстояние было меньше 3-х дневного пути, то первый ватан-и икамат перестает им быть.
2) Перестает быть по прибытию в ватан-и асли. Если человек постоянно проживает в Караганде которая является для него ватан-и асли и приезжает на месяц в Астану, затем едет в Алматы и создает там семью и остается там, то Алматы для него становится ватан-и асли. Караганда перестает для него быть ватан-и асли а Астана перестает быть ватан-и икамат.
3) Выехать с намерением на путь. Т.е. по выезду с ватан-и икамата с намерением на трех дневный путь, это место перестает быть таковым. Если бы выехали с намерением на короткую поездку, то ватан-и икамат не переставал бы нарушатся. Выехав с ватан-и икамат без всякого намерения в другое место и сделав там намерение на 3-х дневное путешествие, то если перед дорогой приехать в ватан-и икамат, перестает быть путником. Становится мукимом. Если с начала намерения по прошествий 3-х дневного пути опять возвратиться сюда то здесь не будет мукимом.
Вопрос: Если создавший семью человек спустя два года скажет «Я перееду туда-то в качестве своего постоянного местопребывания» то станет ли это место его ватан-и асли?
Ответ: Нет, так не станет. Расположившись в одном городе, сделав намерение что это есть место его постоянного пребывания, то данное место будет считаться его ватан-и асли. Если в это время он выедет на несколько месяцев или лет в другой город, то тогда это место, т.е. город где он сделал намерение на постоянное пребывание, будет его ватан-и асли. Чтобы какое-либо место стало ватан-и асли, сначала нужно его сделать своей родиной и жить там. Чтобы это положение нарушилось, нужно расположиться в другом месте на постоянно.
Вопрос: Если путешествие проходит легко, нет усталости, то нужно ли сокращать 4-х ракаатные намазы до двух?
Ответ: В Исламе чаще из-за того что путешествие проходит тяжело, 4-х ракаатные намазы нужно сделать в 2 ракаата. Если даже нет никаких трудностей, совершают 2 ракаата. Нельзя говорить «В наше время очень удобно путешествовать, нет нужды в сафари». Наоборот, во времена когда у человека муким есть сложности, то мы не можем 4-х ракаатные намазы совершать в 2 ракаата.
КОГДА В ПУТИ НЕТ ТРУДНОСТЕЙ
Вопрос: Если в пути тяжело, то четырех ракаатные намазы совершаются в два ракаата?
Ответ: Даже если не тяжело, все проходит легко, то во время пути 4-х ракаатные намазы совершаются в 2 ракаата. У себя дома, когда очень тяжело, намазы не сокращаются.
ПРО РОДИВШЕГОСЯ В ПУТИ
Вопрос: Есть ли ватан-и асли у человека который появился на свет в пути, в горах, у холостяка, у обладающего разумом, достигшего совершеннолетия который нигде не живет постоянно?
Ответ: Не бывает человека без ватан-и асли. Место куда его привезли после рождения, там где человек вырос, есть и ватан-и асли.
ВИЗИТ В ВАТАН-И ИКАМАТ
Вопрос: Постоянно проживаю в Алматы. Если отсюда выеду в Узунагач, останусь там два дня, затем с намерением ехать в Тараз выеду оттуда и заеду обратно в Алматы то буду ли в Алматы сафари?
Ответ: Путешествие начинается когда выезжаете с Узунагача в Тараз. Но когда заезжаете в Алматы с визитом, то становитесь мукимом. Выехав из Алматы вновь становитесь путником, потому что при первом выезде из Алматы вы не сделали намерение на путешествие. Чтобы Алматы перестало считаться ватан-и икамат, нужно было выезжать с Алматы с намерением на путешествие дальше 104 км. Если не будете заезжать в Алматы, не становитесь мукимом.
ВАТАН-И АСЛИ
Вопрос: Меняется ли ватан-и асли у того кто после смерти жены женился на другой? Т.е. перестает ли быть ватан-и асли место где он женился в начале, и становится ли ватан-и асли место где он женился в последний раз?
Ответ: Да. Когда есть намерение остаться на прежнем месте, то сам факт женитьбы, не выводит место постоянного пребывания из состояния ватан-и асли.
МОЖЕТ ЛИ ДАЧА СТАТЬ ВАТАН-И АСЛИ?
Вопрос: Какое местопребывание считается ватан-и асли у человека который создал семью в загородном доме, или живет пол года на даче, а пол года живет в городе?
Ответ: Человек у которого есть место постоянного пребывания, если женится в другом месте, то его основное местопребывание не перестает им оставаться. Где бы он не женился, его основное городское жилье так и продолжает оставаться ватан-и асли. Если основную часть года или весь год пребывает в другом городе, если даже годами пребывает в другом городе, то его ватан-и асли не перестает им оставаться. Пока не решит поменять родину, оно не поменяется.
НАЧАЛО ПУТИ
Вопрос: Говорят – Покидая ватан-и асли, путешествие начинается когда пройдут какое-либо значимое здание в виде казармы, или пройдут мимо могил. Но если находиться в ватан-и икамат, то путешествие начинается сразу по выходу из дома. Это так?
Ответ: Нет, это неправильно. В обоих случаях, путешествие ситается начатым после того как пройдут мимо зданий фабрики, казармы или могилы.
МЕСТО РОЖДЕНИЯ И МЕСТО ГДЕ СОСТОЯЛСЯ
Вопрос: Один из друзей сказал: «Ватан-и асли человека не там где он родился а там где он нашел свое пропитание. Даже если останешься там где зарабатываешь на несколько лет, то это будет твоим ватан-и асли». Разве ватан-и асли не то место где родился?
Ответ: Ватан-и асли человека там где он родился. Если он женился в другом месте, то родное место перестает быть ватан-и асли, теперь его родина там где он создал семью. Если после этого он вознамерится переехать в другое место для постоянного проживания, то место где он создал семью больше не является ватан-и асли. Место которое решил сделать своим основным местопребыванием, принимается как ватан-и асли. «Человек должен жить не там где родился а там где нашел пропитание» поговорка которая не имеет никакого отношения к ватан-и асли. Это означает «Человек должен жить там где у него лучше идут дела, где успешна его торговля».