1. Главная >
  2. Поклонения. Намаз. Пост. Хадж. Закят. >
  3. КАК СОВЕРШАЕТСЯ НАМАЗ В ПУТИ

КАК СОВЕРШАЕТСЯ НАМАЗ В ПУТИ

Вопрос: Как совершается намаз в пути?

Ответ: Сафари – значит быть путником. Человек вышедший в 3-дневную дорогу, если оставит место своего постоянного пребывания с намерением на 3-дневный путь, с того времени как закончатся дома с обеих сторон дороги, начинает считаться путником. В больших городах не осталось крайних домов. И поэтому, в больших городах, начало путешествия, начнется с ближайшего от места постоянного пребывания здания фабрики, кладбища, школы, казармы. Если не принято решения на 3-дневный путь, то даже объехав весь земной шар, путниками считатся не будут. Такова ситуация с военным который находится в поисках врага. Человек сделавший намерение на 2-дневный путь, прибыв на место или прямо с пути отправится на еще одно двухдневное путешествие, за все четыре дня путешествия не станет сафари. В мазхабе Ханафи, 4-ракаатные намазы читать в 2 ракаата является уаджибом. Читать в 4 ракаата является макрухом. В хадиси шарифе сказано: «Тот кто в пути читает намазы в 4 ракаата похож на того кто в состояний муким читает неполноценный намаз». Намазы в 3 ракаата и сунны читаются как обычно.   

В Малики, 4-х ракаатные намазы читать в 2 ракаата является сунной. В Шафии, в пути разрешено читать и в 4 и 2 ракаата. Лучше читать в 2 ракаата. В Ханбали также как и в Шафии можно читать и в 2 ракаата и в 4 ракаата.

Мусульмане Ханафиты, чтобы не совершить грех, намазы в 4 ракаата должны делать в 2 ракаата. Поэтому нужно знать сведения по путнику. Эти сведения приведены ниже. Место Муким (постояного пребывания) называется Ватан (родина).

Различают три вида родины.

1) Ватан-и асли: Место где человек вырос и позже женился. После этого, место где он вознамерился остаться постоянно. Такое место можно поменять, переехав для постоянного пребывания в другое место. В таком случае, место откуда переехал будет называться  ватан-и асли.

2) Ватан-и икамат: Место куда было намерение приехать на 15 дней и затем возвратиться обратно.

3) Ватан-и сукна: Место куда человек заехал будучи в пути, с намерением остаться на срок меньше чем 15 дней, и затем остался на долго не находя способов уехать.  

ПЕРЕМЕНА РОДИНЫ

Изменение родины может быть в следующих примерах:

Пока человек не создаст семью или не вознамерится окончательно остаться в одном месте, место где он родился так и останется его ватан-и асли. Если создаст семью, то прежнее ватан-и асли перестает им быть. Место создания семьи станет его ватан-и асли. Если переселится в другое место для постоянного пребывания, то прежнее ватан-и асли перестанет быть родиной. Т.е. если человек родился в Уфе, то его ватан-и асли будет Уфа. Если этот человек создаст семью в Казани, то Уфа перестает быть для него ватан-и асли, теперь его ватан-и асли Казань. А если позже решит переехать на постоянно в Оренбург, то тогда его ватан-и асли станет Оренбург. А Казань перестанет быть ватан-и асли. Если остается в ватан-и асли хотя бы на час, то все равно намазы не сокращает.

Если человек создаст семью и расположится в одном месте и оставит жену в этом месте а для работы расположится в другом населенном пункте, то у него будет два ватан-и асли. Елси женщина живет в деревне родит в городском роддоме, то для ребенка ватан-и асли будет место где он будет жить. Потому что расти ребенок будет в деревне. Если в момент рождения остается на несколько дней, то это место не считается ватан-и асли.

Если человек садится в автобус собираясь сойти через 60 км. и по пути засыпает и просыпается только через 150-200 км. то путником не становится. Потому что он не намеревался приезжать на столь длительное расстояние. В этом же случае, если приехал в другое место за 60 км. То и здесь не будет сафари. Если намеревался вернутся откуда приехал, то будет сафари. И таким же образом, человек выедет с Алматы до города Есик который расположен в 70-и километрах и заснув в автобусе проснется в городе Чилик, то из-за того что приехал сюда не по своей воле, не намеревался приезжать, то в Чилике совершает намазы как муким, т.е. в 4 ракаата. А вознамерившись совершить путь до Алматы, то выехав из Чилика, намазы будет читать сокращенно.

Вопрос: Как путник принимает намерение на намаз?

Ответ: Не нужно говорить количество ракаатов и то что является путником. Намерение делается такое же как и всегда. Например «Намереваюсь совершить полуденный намаз».

Вопрос: Во время пути, за основу берется время или же расстояние пути?

Ответ: За основу берется расстояние.

Вопрос: Ханафит который следует мазхабу Малики, находясь в пути, в расчетах расстояний и времени в пути должен опираться мазхабу Малики?

Ответ: Расстояние рассчитывают по Ханафи, по времени пребывания основываются мазхабу Малики. Потому что со своего мазхаба мы не вышли, а следуем фарзам и не совершаем муфсиды мазхаба которому следуем.

Вопрос: По сколько ракаатов совершаются намазы во время пути?

Ответ: 4-х ракаатные намазы совершаются по 2 ракаата, 3-х ракаатные намазы не сокращают, сунны, если времени мало не читают, если есть время лучше прочитать.

Вопрос: Когда заканчивается ватан-и икамат?

Ответ: В трех случаях:

1) Если прибыв в другой ватан-и икамат не было намерения на дорогу а расстояние было меньше 3-х дневного пути, то первый ватан-и икамат перестает им быть.

2) Перестает быть по прибытию в ватан-и асли. Если человек постоянно проживает в Караганде которая является для него ватан-и асли и приезжает на месяц в Астану, затем едет в Алматы и создает там семью и остается там, то Алматы для него становится ватан-и асли. Караганда перестает для него быть ватан-и асли а Астана перестает быть ватан-и икамат.

3) Выехать с намерением на путь. Т.е. по выезду с ватан-и икамата с намерением на трех дневный путь, это место перестает быть таковым. Если бы выехали с намерением на короткую поездку, то ватан-и икамат не переставал бы нарушатся. Выехав с ватан-и икамат без всякого намерения в другое место и сделав там намерение на 3-х дневное путешествие, то если перед дорогой приехать в ватан-и икамат, перестает быть путником. Становится мукимом. Если с начала намерения по прошествий 3-х дневного пути опять возвратиться сюда  то здесь не будет мукимом.

Вопрос: Если создавший семью человек спустя два года скажет «Я перееду туда-то в качестве своего постоянного местопребывания» то станет ли это место его ватан-и асли?

Ответ: Нет, так не станет. Расположившись в одном городе, сделав намерение что это есть место его постоянного пребывания, то данное место будет считаться его ватан-и асли. Если в это время он выедет на несколько месяцев или лет в другой город, то тогда это место, т.е. город где он сделал намерение на постоянное пребывание, будет его ватан-и асли. Чтобы какое-либо место стало ватан-и асли, сначала нужно его сделать своей родиной и жить там. Чтобы это положение нарушилось, нужно расположиться в другом месте на постоянно.

Вопрос: Если путешествие проходит легко, нет усталости, то нужно ли сокращать 4-х ракаатные намазы до двух?

Ответ: В Исламе чаще из-за того что путешествие проходит тяжело, 4-х ракаатные намазы нужно сделать в 2 ракаата. Если даже нет никаких трудностей, совершают 2 ракаата. Нельзя говорить «В наше время очень удобно путешествовать, нет нужды в сафари». Наоборот, во времена когда у человека муким есть сложности, то мы не можем 4-х ракаатные намазы совершать в 2 ракаата.

КОГДА В ПУТИ НЕТ ТРУДНОСТЕЙ

Вопрос: Если в пути тяжело, то четырех ракаатные намазы совершаются в два ракаата?

Ответ: Даже если не тяжело, все проходит легко, то во время пути 4-х ракаатные намазы совершаются в 2 ракаата. У себя дома, когда очень тяжело, намазы не сокращаются.

ПРО РОДИВШЕГОСЯ В ПУТИ

Вопрос: Есть ли ватан-и асли у человека который появился на свет в пути, в горах, у холостяка, у обладающего разумом, достигшего совершеннолетия который нигде не живет постоянно?

Ответ: Не бывает человека без ватан-и асли. Место куда его привезли после рождения, там где человек вырос, есть и ватан-и асли.

ВИЗИТ В ВАТАН-И ИКАМАТ

Вопрос: Постоянно проживаю в Алматы. Если отсюда выеду в Узунагач, останусь там два дня, затем с намерением ехать в Тараз выеду оттуда и заеду обратно в Алматы то буду ли в Алматы сафари?

Ответ: Путешествие начинается когда выезжаете с Узунагача в Тараз. Но когда заезжаете в Алматы с визитом, то становитесь мукимом. Выехав из Алматы вновь становитесь путником, потому что при первом выезде из Алматы вы не сделали намерение на путешествие. Чтобы Алматы перестало считаться ватан-и икамат, нужно было выезжать с Алматы с намерением на путешествие дальше 104 км. Если не будете заезжать в Алматы, не становитесь мукимом.  

ВАТАН-И АСЛИ

Вопрос: Меняется ли ватан-и асли у того кто после смерти жены женился на другой? Т.е. перестает ли быть ватан-и асли место где он женился в начале, и становится ли ватан-и асли место где он женился в последний раз?

Ответ: Да. Когда есть намерение остаться на прежнем месте, то сам факт женитьбы, не выводит место постоянного пребывания из состояния ватан-и асли.

МОЖЕТ ЛИ ДАЧА СТАТЬ ВАТАН-И АСЛИ?

Вопрос: Какое местопребывание считается ватан-и асли у человека который создал семью в загородном доме, или живет пол года на даче, а пол года живет в городе?

Ответ: Человек у которого есть место постоянного пребывания, если женится в другом месте, то его основное местопребывание не перестает им оставаться. Где бы он не женился, его основное городское жилье так и продолжает оставаться ватан-и асли. Если основную часть года или весь год пребывает в другом городе, если даже годами пребывает в другом городе, то его ватан-и асли не перестает им оставаться. Пока не решит поменять родину, оно не поменяется.

НАЧАЛО ПУТИ

Вопрос: Говорят – Покидая ватан-и асли, путешествие начинается когда пройдут какое-либо значимое здание в виде казармы, или пройдут мимо могил. Но если находиться в ватан-и икамат, то путешествие начинается сразу по выходу из дома. Это так?

Ответ: Нет, это неправильно. В обоих случаях, путешествие ситается начатым после того как пройдут мимо зданий фабрики, казармы или могилы.

МЕСТО РОЖДЕНИЯ И МЕСТО ГДЕ СОСТОЯЛСЯ

Вопрос: Один из друзей сказал: «Ватан-и асли человека не там где он родился а там где он нашел свое пропитание. Даже если останешься там где зарабатываешь на несколько лет, то это будет твоим ватан-и асли». Разве ватан-и асли не то место где родился?

Ответ: Ватан-и асли человека там где он родился. Если он женился в другом месте, то родное место перестает быть ватан-и асли, теперь его родина там где он создал семью. Если после этого он вознамерится переехать в другое место для постоянного проживания, то место где он создал семью больше не является ватан-и асли. Место которое решил сделать своим основным местопребыванием, принимается как ватан-и асли. «Человек должен жить не там где родился а там где нашел пропитание» поговорка которая не имеет никакого отношения к ватан-и асли. Это означает «Человек должен жить там где у него лучше идут дела, где успешна его торговля».

Другие статьи в этом разделе

НАМАЗ АУУАБИН

Вопрос: Что такое намаз Аввабин, как этот намаз нужно читать?

Ответ: Дополнительный (нафиля) намаз совершаемый после вечернего намаза, называют  Аввабин, совершение этого намаза относится к мустахабу. Совершается в 6 ракатов.

Этот намаз можно совершать сделав в конце 6-го раката приветствие, или давать приветствие через каждые 2 раката. В обоих случаях, первые два раката считаются сунной вечернего намаза. Этот намаз можно совершить от...

ФАРЗЫ ПЯТНИЧНОЙ МОЛИТВЫ

Во время пятничного намаза совершается 16 ракаатов намаза. Два ракаата из них выполнить надо обязательно (фарз). Значимость этого фарза больше чем у полуденного намаза. Чтобы совершение джума намаза стало обязательным, есть два условия.

1 – Условия, которые должны быть выполнены. (Ада)


Москва

1445 год, 18 - Рамазан.
2024 год, 28 - Март.
Имсак 3:34
Фаджр 3:59
Восход 5:59
Ишрак 7:07
Зауаль карахат 12:19
Зухр 12:50
Аср-и Аууаль 16:16
Аср 17:08
Исфирар 18:18
Магриб 19:12
Иштибак 20:22
Иша’а 21:20
Иша’а-и Сани 21:37