МОЛИТВА В ПУТИ
Последователь мазхаба Ханафи, намеревающийся оставаться меньше 15 дней, отдалившись на 104 км от своего постоянного местопребывания, будет считаться Мусафиром (путником).
Путник обязательные четырехракатные намазы совершает в два ракаата. Если следует за местным имамом, то совершает в четыре раката. Если путник совершает намаз, будучи имамом, то после второго раката, завершает намаз. Следующий за ним джамаат из местных людей, довершает намаз без имама.
Путник имеет право обтирать кожаные носки в течение трех дней и ночей. Имеет право нарушить пост. Но будет лучше, если путник не нарушит свой пост.
Совершение жертвоприношения во время «Курбан-айта» для путника не является ваджибом. Пятничная молитва, для путника не является фарзом.
Если человек засобирался в дорогу в конце времени намаза, который он еще не совершил, то совершает его в два ракаата. В то же время, если путник приехал домой, в конце времени несовершенного намаза, то совершает его в четыре ракаата.
В книге «Ни’мет-и Ислам» говорится: Совершать дополнительные (Нафиля) намазы в положении сидя, разрешено в любое время и в любом месте. Когда намаз совершается сидя, то для совершения руку, нужно наклонить тело вперед. Для суджуда нужно приложить голову к земле. Нужно помнить, что совершающему дополнительный намаз сидя, дается половина того вознаграждения, которые он смог бы получить совершая намаз стоя на ногах. Сунны пяти ежедневных намазов и намаз тарауих, относятся к нафиля намазу. По дороге, вне населенного пункта, нафиля намазы разрешается совершать верхом на животном или находясь на транспорте. В это время, можно не поворачиваться к Кибле и разрешено не cовершать руку и суджуды. Их можно делать, легкими жестами. Т.е. для руку, легкий поклон, а для совершения суджуда, сделать поклон побольше. Наджаса на теле животного не препятствует совершению намаза. При совершении нафиля намаза на земле, очень уставший человек, может совершать намаз, прислонившись на стену, на человека, на палку-трость. Нельзя совершать намаз, передвигаясь на ногах.
Фарзы и ваджибы, совершать верхом на животном, без особой на то необходимости не разрешается. Такие намазы можно совершать, если нет никакой другой возможности. Такая необходимость наступает, если есть опасность лишиться жизни, имущества. Если животное может убежать, почувствовав что всадник спешился, или может потерять имущество при спешивании или если есть опасность нападения дикого животного, врага. Если земля в непролазной грязи или идет дождь. Если всадник болен, и спешиваясь или забираясь на животное, можно усилить болезнь, или же увеличить срок выздоровления. А также когда отставание от попутчиков, не желающих ждать, может быть опасным для человека. Если, невозможно будет обратно забраться на животное. По возможности, животное нужно повернуть к Кибле. Если животное нельзя повернуть в нужном направлении, то намаз делается по направлению движения. Это же относиться к путнику, который передвигается на сооружении для сидения, под названием «Махмиль», которое водружают на верблюда или на другое животное. Если остановить животное с махмилем и к земле от махмиля прислонить палку, то получиться подобие тахты, и можно совершать намаз, оставаясь на махмиле. Т.е. нужно совершать намаз также как совершается стоя на земле. Тот, кто может слезть с махмиля, совершает на земле.
Совершение намаза на корабле. Вот как наш пророк (саллаллаху алейхи уассалам) учил Джафар Таяра совершать намаз на судне, когда отправлял его в Эфиопию: «На плывущем судне, совершаются необходимые фарзы и ваджибы. На корабле можно совершать намаз и в джамаате. Совершаются все рукны, т.е. все руку и суджуды. Также нужно встать в направлении Киблы. Намаз нужно начинать, встав напротив Киблы, если корабль во время передвижения, изменил свой курс, то нужно самому повернуться к Кибле». Также на корабле необходимо очищение от нечистот. По имаму а'заму, на плывущем корабле, разрешено читать фарзы сидя, если даже нет в этом необходимости.
Стоящее на якоре, но при этом сильно раскачивающееся на волнах судно, считается за плывущее судно. А если нет при этом сильной качки, то считается за судно стоящее в порту или на берегу. На судне, пришвартованному к берегу, фарзы сидя не совершаются. Если есть возможность, то намаз нужно совершать на берегу. Если есть опасность лишиться жизни или имущества, или корабль может отплыть, то можно не спускаться на берег.
У Ибн Абидина сказано: «Если передвигаться на запряженной двухколесной телеге, которая не останется стоять ровно в распряженном виде, то намаз будет считаться прочитанным верхом на животном. Если телега четырехколесная, которая, если ее распрячь останется стоять ровно, то телегу можно отнести к столу. Если телега движется, то молятся, как было указано выше для сидящих на ездовом животном, совершая обязательные рукны.
Если находясь на транспорте, нет возможности повернуться к Кибле, то можно следуя мазхабу Шафий, объединить два намаза. Если нет возможности сделать и это, то необходимость в поварачивании к Кибле исчезает, и намаз нужно читать в том направлений, куда можно повернуться. Сидя на стуле, или диване, при этом делая намаз жестами ни для кого неразрешено. В автобусе или самолете, намаз совершается так же как на телеге.
Находясь в пути, фарзы и ваджибы лучше не совершать, оставаясь верхом на животном без особой на то необходимости. Нужно остановить транспорт, и повернуть к Кибле, и совершать намаз, стоя на ногах. Для этого, перед выходом на дорогу нужно договориться со спутниками.
Путник, находясь на пароме или в поезде, при чтении фарзов должен поставить перед собой компас, дабы не терять направление Киблы. Если транспорт начнет поварачиваться, то тут же нужно поварачиваться грудью к Кибле. Если при намазе, поменяется направлений Киблы, то намаз нарушится. При чтении намазов в автобусе, поезде, при штормовой погоде находясь на корабле, намазы в условиях, которых не допускается терять направление Киблы, можно обьединить намазы, следуя мазхабу Шафий. (Зухр с Асром, Магриб с Ишаа). Т.е находясь в пути, эти намазы можно совершать друг за другом. Потому что по мазхабу Шафий, путник удалившийся за 80 км от дома, может во время зухра, обьединить намазы «Зухр» и «Аср», во время намаза магриб, обьединить «Магриб» с «Ишаа». Также можно, во время намаза «Аср», объединить, «Зухр» и «Аср». А во время «Ишаа», объединить «Магриб» и «Ишаа». Путник ханафит, если не может остановить транспорт в пути, то во время остановки, если днем то, может объединив совершить «Зухр» и «Аср», если остановка вечером, то может объединить «Магриб» и «Ишаа». При прочтении этих намазов нужно пропустить через сердце намерение, следовать мазхабу Шафий. Объединять намазы, можно только находясь в пути.