УЧЕНЫЕ ИСЛАМА О МАЗХАБАХ

Ученые, передававшие знания каждому мазхабу от самого Пророка (саллалаху алейхи уассалам), были истинными последователями Корана и приверженцами Сунны, так как получали знания по непрерывной цепи передатчиков.

Один из крупнейших ученых Египта 16-го столетия Имам аш-Ша'рани (898/1493-973/1565) в своей книге «Мизан-уль-Кубра», разьясняющей знания по фикху 4-х мазхабов, пишет: «Существующие на сегодняшний день 4 школы (мазхабы) и существовавшие в прошлом, но забытые со временем мазхабы Ахлю-с-Сунна валь-Джама’а, верны и истинны. Преимуществ друг перед другом не имеют, так как взяты из одного и того же источника. Во всех школах есть предписания разной степени сложности. Если последователь, имеющий возможность исполнять более сложные предписания своей школы, ищет легкие пути в других мазхабах, то он принимает опасное решение. Использовать более легкие пути остальных 3-х мазхабов в исполнении некоторых поклонений, имеет право лишь тот, кто физически не может действовать по фетвам своей школы ввиду болезни или других уважительных причин. В противном случае, верующий, не придавший значения решениям своего мазхаба, рискует отойти от Последователей Сунны, а значит, и сбиться с Пути Спасения. Использование же в отдельных поклонениях более сложных форм исполнения, указанных в других мазхабах, говорит о духовном росте мусульманина. Но для этого необходимы знания по всем школам. Действовать по собственному разумению, не придавая значения указаниям основателей мазхабов, очень опасно. В сравнении со знаниями этих великих Имамов – Муджтахидов самого высшего разряда, знания других мусульман, даже самых учёных, – Ничто!»

А вот мнение известного ученого 17-го столетия, жившего в Сирии, Исма'ила бин Абд-уль-Гьани ан-Наблуси (ум. в 1062/1652) В своем 12-ти томном произведении «аш-Шарх ад-Дурар» он пишет: «Мусульманин не обязан следовать только одному мазхабу. Он может (в случае затруднений) исполнять отдельные предписания и по другой школе. Однако при этом должен соблюсти все условия этого мазхаба в исполняемом поклонении. При исполнении разных предписаний, не связанных друг с другом, у мусульманина есть право выбора любой из 4-х школ Ахлю-с-Сунна валь-Джама’а» (если исполнение данного поклонения затруднено по правилам своей школы).

Другой крупнейший ученый 19-го столетия из Сирии Ибн-и Абидин ад-Димашки (ум. в 1252/1836)  в своей книге «Рэдду'ль-Мухтар…» пишет по этому поводу следующее: «Совершать какое-либо поклонение, выискивая и используя легкие способы из разных школ, не разрешается. Например: По мазхабу Имама Абу Ханифа, омовение будет нарушено, если на коже у совершившего омовение появится кровь. Надо будет совершить повторное омовение. В мазхабе Имама аш-Шафи'и просто вытирают кровь, и омовение не нарушается. В другом случае, если, совершивший омовение, прикоснулся кожным покровом к кожному покрову посторонней женщины, по мазхабу «Шафии» омовение нарушается. По мазхабу «Ханафи» никакого нарушения не будет и намаз можно исполнять без повторного омовения. Если же у совершившего омовение на коже появилась кровь, а также он соприкоснулся с кожей женщины, необходимо повторное омовение по обоим школам, так как произошло совокупное нарушение. Таким образом, совершая какое либо поклонение мусульманин не может следовать фетвам разных школ. Чтобы совершаемое поклонение было действительным, оно должно быть исполнено в соответствии с фетвами одной из 4-х мазхабов. В противном случае, исполняемое поклонение не будет действительным…». То есть, получается, что мусульманин по существу не следует ни одному из указанных мазхабов.

Как было отмечено выше, указаниями других школ можно пользоваться лишь в  случае каких-либо существенных затруднений. Использовать фетвы других мазхабов под силу лишь тем, кто хорошо изучил данный вопрос по всем четырем школам. Совершать собственный иджтихад, как предлагают отдельные реформаторы, - практически невозможно. Для этого, как минимум, необходимо знание всех 4-х мазхабов, и знания по 20 основным наукам. Достаточно сказать, что только в мазхабе Имама Абу Ханифа (80/699-150/767), самим имамом и его главными учениками Абу Йусуфом (113/731-182/798) и Мухаммадом аш-Шэйбани (135/752-189/805) на основе Корана и Сунны разрешены около 500 000 основных вопросов!!! С вариантами число фетв составляет почти вдвое больше!!!

Муджтахиды – передатчики знаний мазхаба Ханафи

Основатель мазхаба Имам Абу Ханифа (ум. в 150/767) получил основные знания по фикху от имама Хаммада б. Аби Сулеймана (ум.120/738). Тот учился у Ибрахима ан-Наха'и (ум. в 96/715), который учился у Алкама бин Кайса (ум. в 62/681). Алкама же был учеником знаменитого Сахаба – Абдуллаха бин Мас'уда (рахметуллахи алейх).  

Теперь посмотрим, кто они, эти муджтахиды:

АБДУЛЛАХ Б. МАС'УД (рахметуллахи алейх; ум. в 32/651).

Первый в цепи передатчиков знаний по фикху мазхаба Ханифа.

Абдуллах б. Мас'уд был шестым человеком, принявшим Ислам. В то время был очень молод. Дважды совершал хиджру. Вначале в Абиссинию (Эфиопию), затем в Ясриб (Медину). И до, и после хиджры постоянно жил рядом с Пророком. Из-за этого, многие считали его членом семьи Пророка (саллалаху алейхи уассалам). Был участником всех сражений против неверных и одним из немногих Сподвижников, знавших весь Коран наизусть. Также, знал на память и передал большое количество хадисов. Он стремился во всем следовать Пророку Мухаммаду (саллалаху алейхи уассалам), и был из числа лучших его учеников.

Ученые Ислама называют Абдуллаха бин Мaс'уда и Ибн-и Аббаса первыми Муфассирами. Имам также был и одним из первых и лучших знатоков религиозного права (Фикха). Знания, полученные от Пророка (саллалаху алейхи уассалам), передал своим ученикам, среди которых выделялся Алкама бин Кайс. (IAA, I: 193-198).

АЛКАМА Б. КАЙС /ум. в 62/681/

(Абу Шибл Алкама б. Кайс б. Абдуллах б. Малик ан-Нэхаи аль-Куфи)

Алкама б. Кайс - выдающийся Таби'ун и известный ученый по Фикху, Толкованию Корана, Хадисам и другим религиозным наукам. Он из числа тех, кто родился при жизни Пророка, но не видел его (то есть – «Мухадрамун»). Все ученые единодушно признают высочайшую степень его образованности. Алкама встречался со многими Сподвижниками, обучался у них разным наукам и изучал хадисы. В том числе, у Абу Бакра, 'Умара, 'Усмана, Али, Айшы, Абдуллаха бин Мaс'уда, Салмана аль-Фариси, Абу-д-Дарда, Хузайфата аль-Йамани (радиаллаху анх). Алкама сражался в Нихаванде против Хариджитов с саблей в руках и плечом к плечу с хазратом Али б. Аби Талибом (да будет доволен им Аллах). Таких ученых называют «Раббани» – «Божеский» или «Ученый от Бога». Ученый, милостью Всевышнего Аллаха, он и в жизни неукоснительно следовал сообразно полученным знаниям. И в этом смысле был святым человеком. В числе его знаменитых учеников были Ибрахим ан-Нэха'и и аш-Ша'би, которых обучал религиозному праву (фикху). …    (IAA, I: 222-223).

ИБРАХИМ АН-НЭХА'И (Абу Имран; ум. в 96/715)

(Ибрахим б. Йазид б. Асвад б. Амр б. Рабиа б. Хариса б. Са'д б. Малик).

Ученик Алкамы б. Кайса, выдающийся ученый – факих времени первых  Табиунов. Основатель иракской школы муджтахидов, совершавших иджтихад методом «Рэ'й» – методом сопоставления аналогий. Жил в Куфе. Родом из Йеменского племени Нэха'. Одним из лучших его учеников был Хаммад б. Аби Сулейман, (рахметуллахи алейх),. (IAA – I: 347).

ХАММАД Б. АБИ СУЛЕЙМАН (Абу Исмаил; ум. в 120/738).

Выдающийся Табиун, известный ученый по фикху, учитель Имама А'зама Абу Ханифа. Жил в Куфе. Основными учителями его были Анас б. Малик и Ибрахим ан-Нэхаи, да будет милостив к ним Аллах. Учился также у Зайда б. Вэхба, Саида б. Мусаййаба, Саида б. Джубайра, Икримы, Эби Ваила. Его учениками были: его сын Исмаил б. Хаммад, Асим аль-Ахвэл, Шу'бэ, Суфьян ас-Саури, Хаммад б. Салама, Мис'ар б. Кэдам, Абу Ханифа, Хаким б. Утайба, да будет милостив к ним Аллах. Переданные им хадисы помещены в 4-х сборниках «Сунан», а также в сборнике хадисов Имама Муслима и в книге «Адаб-уль-Муфрад»  Имама аль-Бухари.

Будучи последним звеном в цепи передатчиков науки Фикх мазхабу Ханафи, он передал эти знания от Анаса б. Малика и Ибрахима ан-Нэхаи, который передал их от Алкамы б. Кайса, а тот от Абдуллаха б. Мас'уда (рахиму-хуллаху та’аля,)  Абдуллах б. Мас'уд передал эти знания непосредственно от Пророка Мухаммада (саллалаху алейхи уассалам).     (IAA - II: 195).