1. Главная >
  2. Мазхабы ахли сунна >
  3. II.ВОЗНИКНОВЕНИЕ ШКОЛ АХЛЮ-С-СУННА ВАЛЬ-ДЖАМА’А

II.ВОЗНИКНОВЕНИЕ ШКОЛ АХЛЮ-С-СУННА ВАЛЬ-ДЖАМА’А

Что Есть Иджтихад и как образовались Мазхабы.

Проявляя милость к мусульманам, Всевышний Аллах в Благородном Коране и Пророк Мухаммед (саллалаху алейхи уассалам) в своих высказываниях (хадисах), не разъяснили в открытой форме часть предписаний. Если бы эти предписания были указаны в открытой и единственной форме, то исполнение их было бы обязательным – ФАРД, или же весьма желательным – СУННА. А не исполнение, влекло бы за собой грех. Не придающие значения этим предписаниям и вовсе бы стали неверующими. Мусульмане оказались бы в сложном положении.

Способы исполнения таких предписаний могут определить лишь ученые Ислама, обладающие полным комплексом необходимых знаний. Ученых мусульман, занимавшихся определением этих способов, разъяснявших скрытые знания, называют МУДЖТАХИД. Для достижения этой цели муджтахиду необходимо использовать все свои физические и духовные возможности – знания, эрудицию, кругозор и т.п. К этому обязывают его айаты Благородного Корана и хадисы Пророка Мухаммеда (саллалаху алейхи уассалам). Эти исследования, целью которых является разъяснение скрытых знаний, называются ИДЖТИХАД.

Комплекс знаний, добытый муджтахидом самого высокого уровня путем упорного труда, есть ПУТЬ этого ученого, его школа, - его МАЗХАБ.

В случае, если муджтахид при своем иджтихаде (научном исследовании), совершит ошибку, то Всевышний Аллах даст ему за его труд один сауаб (благость, вознаграждение). При верном иджтихаде, муджтахид получит по разным сообщениям от двух до десяти сауабов. Не все сподвижники (радиаллаху анх), получившие знания непосредственно от самого Пророка Мухаммада (саллалаху алейхи уассалам), были учеными – муджтахидами, которые могли сами анализировать аяты, хадисы и выносить решения. Более чем из 100.000 сподвижников таким уровнем знаний и навыков обладали по некоторым сведениям 140-150 человек. Из них около 120-ти давали единичные фетвы и только около 30 сподвижников выделяются именно глубокой учёностью. Остальные обращались к ним за разъяснениями. И среди мусульман следующего поколения (Таби'ун), также было много крупных ученых, достигших уровня иджтихада. Каждый из них имел свою школу – мазхаб и своих последователей. Во времена Сподвижников и их последователей, существовало много мазхабов. Все они были истинными и верными. Если бы они сохранились до сегодняшнего дня, то мы могли бы следовать любому из этих мазхабов. Но со временем численность мазхабов стала уменьшаться. Последователи большинства школ начинали следовать мазхабам, в которых различные ветви основных религиозных наук были наиболее изучены и систематизированы, а для их познания использовалась более совершенная методика. В конце концов весь накопленный опыт извлечения знаний из первоисточников сконцентрировался в 4-х богословско-правовых школах (мазхабах), сохранившихся до нашего времени.

Мазхаб ХАНАФИ был основан Имамом А'замом Абу Ханифа (ан-Ну'ман бин Сабит, 80/699–150/767 г.г. Хиджры). Здесь слово «Ханиф» означает – «Правильно верящий», «Знающий» мусульманин. А сочетание «Абу Ханифа» в данном случае означает – «Отец мусульман с правильной верой».

Основателем мазхаба МАЛИКИ был имам Малик бин Анас, живший в 90 – 179 г.г. Хиджры.

Основателем мазхаба ШАФИИ был имам Мухаммад бин Идрис аш-Шафи'и, (150/767-204/820). Имам взял имя «аш-Шафи'и» в память о своем прадеде, который удостоился чести быть Сподвижником Пророка (саллалаху алейхи уассалам).

И четвертый мазхаб - ХАНБАЛИ. Эта школа образовалась на основе иджтихада имама Ахмад бин Ханбала (164–241 г.г. Хиджры).

Эти четыре имама были учеными из высшего разряда муджтахидов – МУТЛАК МУДЖТАХИДЫ (или Муджтахид-уль-Мустакиль).

ПРИВЕРЖЕНЦЫ СУННЫ следуют предписаниям Аллаха, указанным в Благородном Коране и Сунне. Сунна, это высказывания и образ жизни Пророка Мухаммада (саллалаху алейхи уассалам). На сегодняшний день подавляющее большинство суннитов (более 80%) являются последователями 4-х богословско-правовых ШКОЛ (МАЗХАБОВ), основанных на иджтихаде ученых высшего ранга, получивших знания непосредственно от СПОДВИЖНИКОВ (САХАБОВ; АСХАБОВ) Пророка Мухаммеда (саллалаху алейхи уассалам), или от их учеников (ТАБИ'УНОВ). Основы веры ученых 4-х мазхабов едины. Существуют различия в понимании лишь некоторых второстепенных вопросов вероучения. Разделение на четыре школы-мазхаба произошло в результате различного понимания муджтахидами айатов и хадисов, касающися способов поклонений. Именно об этом разномнении Посланник (саллалаху алейхи уассалам) сказал:

«Разномнение в иджтихадах алимов – благость Аллаха.» [Байхаки].

Другие статьи в этом разделе

УЧЕНИКИ ИМАМА АЗАМА АБУ ХАНИФЫ

1. ИМАМ ЗУФАР (АБУ ХУЗАЙЛ) 110/728-158/775

Имам Зуфар был учеником Имама А'зама. Выходец из Исфахана, начальное образование получил в Басре. Потом учился у Мухадиссов того времени и собирал хадисы. Затем учился в Куфе у Имама Абу Ханифа Фикху и Кыясу. Стал одним из известных ученых своего времени. Имам А'зам отзывался о нем так: "Мой самый безупречный ученик". Имам Зуфар, достигнув высокого уровня "Муджтахид фи-ль-Мазхаб", совершал иджтихад согласно прави...

ПЯТНИЧНЫЙ НАМАЗ В МАЗХАБЕ ШАФИЙ

Ваджибы джума намаза

1 – Быть мусульманином.

2 – Быть разумным.

3 – Быть совершеннолетним.

4 – Быть мужчиной. Для женщины не обязателен.

5 – Быть свободным. Для рабов необязателен.

6 – Находиться по месту жительства. Не обязателен для путника и кочующих.

7 – Быть здоровым. Для больного, который не в состояний сомостоятельно или верхом добра...


Москва

1445 год, 10 - Шаууаль.
2024 год, 19 - Апрель.
Имсак 2:05
Фаджр 2:35
Восход 5:04
Ишрак 6:12
Зауаль карахат 12:13
Зухр 12:44
Аср-и Аууаль 16:39
Аср 17:39
Исфирар 19:00
Магриб 19:56
Иштибак 21:15
Иша’а 22:29
Иша’а-и Сани 22:56