АЗАН И ИКАМАТ – ЧТО ОЗНАЧАЕТ. КОГДА БЫЛ ПРЕДПИСАН.
Азан и Икамат – Что означает. Когда был предписан.
АЗАН – Это Призыв к молитве. Предписание по Сунне, близкое к Обязательному. Азан указывает начало времени каждой из пяти молитв. Ежедневно мусульмане читают 5 молитв, следовательно, и Азан произносится 5 раз.
Слова Азана:
Аллаху Акбар-ул-Лаху Акбар! |
Аллах Превелик, – Аллах Превелик! |
Аллаху Акбар-ул-Лаху Акбар! |
Аллах Превелик, – Аллах Превелик! |
Ашхаду аль ля иляха илля-л-Лаах! |
Свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха! |
Ашхаду аль ля иляха илля-л-Лаах! |
Свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха! |
Ашхаду анна Мухаммадар-расулю-л-Лаах! |
Свидетельствую, что Мухаммад посланник Аллаха! |
Ашхаду анна Мухаммадар-расулю-л-Лаах! |
Свидетельствую, что Мухаммад посланник Аллаха! |
Хаййя аляс-салях, Хаййя аляс-салях |
Спешите к Молитве, - Спешите к Молитве! |
Хаййя аляль-фалях, Хаййя аляль-фалях |
Спешите к Спасению, - Спешите к Спасению! |
Аллаху акбар-ул-Лаху акбар. |
Аллах Превелик – Аллах Превелик! |
Ля иляха илля-л-Лааах! |
Нет божества кроме Аллаха! |
В Утреннем Азане после слов «Хаййя аляль-фалях» дважды произносится:
«Ас-Саляту хайрум-минан-наум! - Ас-Саляту хайрум-минан-наум!» -
- Молитва лучше сна! – Молитва лучше сна!
Возможность прочтения Азана является для мусульманина великой благостью Всевышнего Аллаха. Такое мнение опирается на слова нашего Пророка (саллаллаху алейхи уасаллям):
«Если бы мусульмане знали о величайшей благости, которая дается за возглашение Азана и за стояния в первом ряду в молитве, и если бы потом они не имели бы возможности это делать (из-за большого количества желающих), то стали бы тянуть жребий.»[i]
В книге «Мир’ат-уль-Харамэйн»[ii] говорится: «Чтение Азана началось в первый год Хиджры в Медине. До этого времени оповещение о времени молитвы проводилось возгласом - Ас-саляту джами’а. Первым исполнителем Азана в Медине был Билял аль-Хабаши, а первым муадзином Мекки был Хабиб б. Абдуррахман (да будет доволен ими Аллах). Первый Азан перед Пятничной молитвой был введен во время правления Халифа Усмана (да будет доволен им Аллах). Поначалу этот Азан как и другие читался внутри мечети. Во время халифа Абд-ул-Малика правитель Медины Аббан б. Усман велел читать этот Азан с минарета. Малик Насыр б. Мансур в 700 г. велел по пятницам перед Азанами читать салаваты (ас-саляту ва-с-саляму). В 58 г. по приказу халифа хазрата Муавийа (да будет доволен им Аллах) правитель Египта, сподвижник Маслама б. Махлед (да будет доволен ими Аллах), велел построить первый Минарет и велел читать муадзину Шархабилю салаваты перед утренним Азаном».
В книге «Мэвахиб-и лядунНиййат», а также в хадисе от Абдуллаха б. Умара из «Сахиха» Бухари, сообщается: «В первый год Хиджры Пророк (мир ему и благословение Аллаха) советовался по поводу призыва к молитве со своими сподвижниками. Поступили разные предложения: кто советовал извещать о молитве ударами в колокол как назаретяне; кто предлагал дуть в трубу как иудеи; кто – разводить на высоком месте огонь как огнепоклонники. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не принял ни одно из этих предложений. Тут хазрат Умар заметил: «А почему бы нам не назначить ответственного человека, который бы призывал на совместную молитву?» На это Посланник (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Вставай-ка Билял, призови людей на молитву».
В книге «аль-Бэдаиу’с-Санаи фи тартибу-ш-Шараи» имам аль-Касани пишет, что после того, как Абдуллах б. Зейд сообщил о том, что видел и слышал во сне, как некто призывал на молитву чтением Азана, в те же дни о таком же сне сообщил и хазрат Умар (да будет доволен ими Аллах). Ибн-и Абидин в своем сборнике «Рэдд-уль-Мухтар але-д-Дурр-уль-Мухтар» по этому поводу добавляет: «Автор «Фетх-уль-Кадыр»а (Ибн-и Хумам) передает сообщения Абдуллаха б. Зейда из книги «Сирадж…» со всеми подтверждениями, где так же говорит о подобном сне и хазрата Умара». Далее, имам дает разъяснение:
«Пророку (мир ему и благословение Аллаха) эта форма возвещения очень понравилась, и он велел отныне призывать к молитве подобным Азаном».[iii]
При исполнении молитвы дома или в поле, также весьма желательно читать Азан и Икамат. До наступления времени молитвы ни Азан, ни Икамат не читаются. Чтение Азана и Икамат при восстановлении пропущенных молитв является Обязанностью по Сунне. Нежелательно произнесение Азана нечестивым мусульманином (фасыком). Разрешается прочтение Азана подростком, достаточно образованным для своего возраста.
Женщины не читают ни Азан, ни Икамат. Если кто-либо при призыве на молитву, читает Коран, то обязан прекратить чтение и повторять слова Азана. Слушать призыв к молитве надо с почтением и повторять тихо, не мешая другим.
Не повторяются лишь выражения «Хаййя аляс-салях… Хаййя аляль-фалях…». В этом месте Азана тихо произносит: «Ляа хауля ва ляа куввата илляа бильЛяхи Алиййи-ль-Азыйм».
По окончании произносится салават:[iv]
«Аллахумма салли аляа сайидина Мухаммадин ва аляа али саййидина Мухаммад».
и читается следующая мольба к Аллаху Тааля:
«Аллахумма рабби хазихи’д-да’вати’т таматти вассалятиль-кааимати ати Мухаммадини’л-василяти валь фазиляти ваб’асху макааман махмуданиллязи ваадатху, иннака ля тухлифу’ль-миада».
Мусульманина, произносящего Азан, называют "Муадзин"[v]
Качества, которыми должен обладать муадзин:
1) Быть разумным, дееспособным. Слабоумный взрослый или неразумный ребенок не могут быть муадзинами.
2) Быть совершеннолетним. Несмотря на дозволенность произнесения Азана благоразумным подростком, все-таки благостнее, когда муадзином является совершеннолетний.
3) Иметь правильное представление о Кыбле и правильно различать время молитвы.
4) Иметь представление о том, что исполняемый им призыв к молитве является Сунной.
5) Быть человеком серьезным, нравственно чистым.
6) Быть в состоянии омовения.
7) Если есть возможность, исполнять свои обязанности бесплатно, ради Всевышнего Аллаха.
8) В мечетях и других местах перед совместной молитвой читать Азан стоя, высоким голосом и, по возможности, на более или менее возвышенном месте.
ИКАМАТ – Извещение о Начале Совместной Молитвы.
Произносится так же, как и Азан, но перед обязательными (Фард) молитвами и, после слов «Хаййя аляль-фалях», дважды произносятся слова:
«Кад кемати-с-салях – Кад кемати-с-салях»! – «Молитва начинается – Молитва начинается»!
«Кад камати-с-салях – Кад камати-с-салях»! – «Молитва начинается – Молитва начинается»!
Аллаху Акбар-ул-Лаху Акбар! |
Аллах Превелик, – Аллах Превелик! |
Аллаху Акбар-ул-Лаху Акбар! |
Аллах Превелик, – Аллах Превелик! |
Ашхаду аль ля иляха илля-л-Лаах! |
Свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха! |
Ашхаду аль ля иляха илля-л-Лаах! |
Свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха! |
Ашхаду анна Мухаммадар-расулю-л-Лаах! |
Свидетельствую, что Мухаммад посланник Аллаха! |
Ашхаду анна Мухаммадар-расулю-л-Лаах! |
Свидетельствую, что Мухаммад посланник Аллаха! |
Хаййя аляс-салях, Хаййя аляс-салях |
Спешите к Молитве, - Спешите к Молитве! |
Хаййя аляль-фалях, Хаййя аляль-фалях |
Спешите к Спасению, - Спешите к Спасению! |
Кад камати-с-саляту, Кад камати-с-салях! |
Молитва начинается, - Молитва начинается! |
Аллаху акбар-ул-Лаху акбар. |
Аллах Превелик – Аллах Превелик! |
Ля иляха илля-л-Лааах! |
Нет божества кроме Аллаха! |
НЕКОТОРЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ АЗАНА И ИКАМАТ
1) При совместном исполнении молитвы Икамат читается вслух[vi]
2) В мечетях, где молитвы совершаются совместно, нежелательно (Макрух) читать молитвы без Азана и Икамат.
3) Если из близлежащей мечети был услышан Азан, то нет необходимости его повторять перед молитвой этого времени. Однако Икамат надо произносить в любом случае.
4) Чтение Азана и Икамат перед восстановлением любой пропущенной Обязательной (Фард) Молитвы является сунной. Если же восстанавливается друг за другом несколько молитв, то достаточно прочтение Азана перед первой молитвой. Икамат же необходимо читать перед каждой молитвой.
5) Нельзя приветствовать муадзина при чтении им Азана и Икамат. Также весьма нежелательно (Макрух) муадзину отвечать на такие приветствия.
6) Азан и Икамат читается лишь на арабском языке. Они не будут действительными, если будут произнесены на другом языке.
7) При прочтении Азана и Икамат муадзину не дозволяется ходить, произносить другие слова, заниматься посторонними делами. Единственным дозволенным хождением является проход муадзина на свое место для молитвы при произнесении им слов: «Кад кематис-салях, - Кад кематис-салях!».
8) Желательно (Мустахаб) читать Азан медленно, с промежуточными паузами, А Икамат читать без пауз и быстрее[vii]
9) Является сунной обращаться в сторону Кыблы при чтении Азана и Икамат. Лишь при словах «Хаййа аля-с-салях», поворачивают голову вправо, и при словах «Хаййа але-ль-фалях», поворачивают голову влево.
Желательно (Мустахаб), чтобы Икамат произносил тот же человек, который читал Азан. Читать Икамат другому человеку без разрешения имама весьма нежелательно (Макрух), так как Биляль аль-Хабаши просил разрешения у Пророка (мир ему и благословение Аллаха) произнести Икамат. В хадисе, приведенном Ибни Адиййем[viii] от Зийада б. Хариса ас-Судаи говорится: «Я попросил разрешения у Пророка (мир ему и благословение Аллаха) произнести Икамат. Мне в ответ было сказано: «Муадзин имеет больше прав на Азан, а имам имеет больше прав на (указание о чтении) Икамат».
10) Желательно (Мустахаб) обращаться с мольбой к Аллаху субхана-Ху ва тааля между Азаном и Икамат. Так как по сообщениям от Пророка (мир ему и благословение Аллаха) известно, что мольба в это время не будет отвергнута.
11) Весьма желательно (Сунна) внимательно вслушиваться в Азан. И желательно (Мустахаб) повторять слова Азана.
12) По мазхабу Ханафи и Ханбали, при произнесении Икамат, вошедший в мечеть должен сесть и ожидать до тех пор, пока имам дойдет до михраба. Во время прочтения Икамат, джамаат не встает на молитву до тех пор, пока не встанет имам, так как в сборниках Бухари и Муслима приводится хадис: «Хазрат Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Когда произнесут Икамат, не вставайте на молитву до тех пор, пока меня не увидете».
13) Как и при чтении Азана, Икамат произносится в состоянии омовения и в направлении Кыблы. При этом является сунной не разговаривать и не ходить.
14) Между произнесением Икамат и исполнением молитвы не должно быть продолжительной паузы (например, прием пищи). Если пауза будет продолжительной, то Икамат надо будет повторить. Поэтому, после произнесения Икамат и до произнесения Вступительного Такбира, имаму дозволена пауза лишь для выравнивания рядов.
15) После произнесения Икамат, имаму рекомендуется посмотреть на ряды и, повернувшись вправо и влево, сказать: «Держитесь ровнее, да будет на вас милость Всевышнего Аллаха»[ix]
В каких случаях кроме молитвы рекомендуется читать Азан:
1. После рождения ребенка в левое его ухо читают Азан, а в правое – Икамат. Так как дочь Пророка (мир ему и благословение Аллаха) Фатима, после рождения своего сына Хасана (да будет доволен ими Аллах), читала ему в ухо Азанx]
2. Азан рекомендуется читать также при пожаре, битве и вслед уходящему путнику.
3. Рекомендуют читать Азан в ухо больному эпилепсией, с нервным заболеванием, а также человеку и животному, чрезмерно возбужденному или озлобленному.
4. Чтобы предохраниться от зла джиннов и шайтанов, иногда предстающих перед людьми в образе человека, также рекомендуется читать Азан. Так как шайтан, услышавший Азан, старается бежать прочь от этого места.
О Смысле и Сути некоторых поклонений, связанных с молитвой
АЗАН - это громкий голос Ислама, возвещающий о том, что мусульманин – свободный человек. Азан, - это продолжение призыва Пророка (мир ему и благословение Аллаха) представителями его общины, которое будет продолжаться до Конца Света.
Азан, - возвещает о том, к чему стремится, чем обеспокоен и на что надеется человек.
Азан, - ежеминутное напоминание всему миру о Единстве и Величии Всевышнего Аллаха.
Азан, - это приглашение к поклонению Всевышнему Аллаху и свидетельство, что нет другого божества, достойного поклонения; что никакое другое поклонение не способно избавить от невзгод в этом мире, и избежать огня Ада после Судного Дня.
[i] Хадис от Абу Хурайры приведен у Бухари и Муслима.
[ii] "Мир’ат-уль-Харамэйн" - Книга имама Аййуба Сабри Паша (ум. в 1308/1890).
[iii] В книге «Гъайату-т-тахкык» раздела «Хад-уд-даллин» сообщается, что в третьем томе книги «Хильйе-ту-ль-Аулийа» передается хадис от Абдуллаха Ибни Аббаса, в котором Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда Иблис (Сатана) был спущен на Землю, он спросил у Всевышнего Аллаха:
"Опустив на Землю Адама, Ты указал его потомкам Путь к спасению через Книги и Пророков. Как это будет осуществляться"? Всевышний Аллах ответил: "Через ангелов, известных пророков и четырех известных книг". Иблис: "А какие же книги, и каких пророков Ты дашь мне, чтобы я их мог обольщать и сбивать с толку"? Всевышний Аллах: "Твоей книгой будут стихи и музыка, развращающие душу человека. Твоими пророками будут прорицатели, гадальщики, колдуны и маги. Пищей твоей - пьянящие напитки, а также все, что будет выпито и съедено без упоминания Моего имени. Наставлениями твоими будет обман, домом – спортивные площадки и бани; капканами твоими – полуодетые девушки;
молельнями твоими – места, где собираются нечестивцы (фасык). А Муадзинами твоими будут мизмары (музыкальные инструменты и приспособления)».
[От Абдуллаха Ибни Аббаса].
[iv] Бухари и Муслим приводят в своих сборниках хадис: «Когда услышите голос муадзина, то повторяйте то, что он говорит, а затем произнесите мне салават». (DMIF, I-437)
[v] Вопрос: Можно ли за чтение ежедневного Азана и подобных действий получать зарплату?
По мазхабам Ханафи и Шафии дозволяется получать заработную плату за должность Муадзина, Имама определенной мечети, за должность Мударриса (руководитель Медресе) и за другие подобные должности.
Маликиты вносят уточнение: Да, за ежедневный Азан и Икамат получать зарплату дозволено. Однако за должность имама дозволено лишь с тем условием, когда он совмещает эту должность вместе с должностью Муадзина. Имам может получать зарплату лишь в случае, когда зарплата выделяется из государственного или благотворительного фонда. Но нежелательно, чтобы он получал деньги, собранные с прихожан.
Ханбалиты считают, что если есть человек, который согласен читать ежедневно Азан и Икамат безвозмездно, то нанимать Муадзина за деньги непозволительно. Если же нет добровольцев, то ответственные за дела мечетей исследуют положение, и только при наличии необходимости нанимают такого человека за плату. (DMIF, I – 436, 437).
[vi] В хадисе от Абдуллаха б. Зэйда, переданном ат-Тирмизи говорится: «Предложения Азана и Икамат Посланника (мир ему и благословение Аллаха) были парными».
[vii] Подтверждается это хадисом, переданным от Джабира: «Когда читаешь Азан, старайся делать это медленно, а при произнесении Икамат, делай это быстрее, и помни, что между Азаном и Икамат тебе надо будет выделить столько времени, сколько необходимо услышавшему Азан доесть свою пищу.»
[viii] Ибни Адийй – Абу Ахмад Абдуллах б. Адийй ад-Джурджани (Ибн-уль-Кассар; 279-365). Крупный ученый по хадисам (хафиз). Автор книги "Аль-Камиль".
[ix] В хадисе, который приводят Бухари и Муслим, говорится: «Держите ряды ровнее. Так как способность держать ровными ряды, увеличивает возможные благости за молитву».
[x] Хадис об этом передает Тирмизи и называет его «хасен-сахих».