РАМАЗАН — МЕСЯЦ ПОСТА
(Четвертый столп Ислама)
Би-сми л-Лахи р-Рахмани р-Рахим!
О сущности Поста:
Соблюдение поста в месяце Рамазан одна из основных обязанностей, установленных для нас Аллахом (Велик Он и Славен). Сказано в Благородном Коране:
«О те, которые уверовали! Предписан вам пост, также как он предписан тем, кто был до вас, - может вы будете богобоязненны». (2: 183).
«Mecяц paмaдaн, в кoтopый ниcпocлaн был Kopaн в pyкoвoдcтвo для людeй и кaк paзъяcнeниe пpямoгo пyти и paзличeния, - и вoт, ктo из вac зacтaeт этoт мecяц, пycть пpoвoдит eгo в пocтy, a ктo бoлeн или в пyти, тo - чиcлo дpyгиx днeй. Aллax xoчeт для вac oблeгчeния, a нe xoчeт зaтpyднeния для вac,…….» (2: 185).
Всевышний Аллах вменил в обязанность мусульманам соблюдать пост во второй год Хиджры. Чтобы исполнить эту обязанность, ежедневно в течение всего месяца накануне вечером, до рассвета следующего дня, принимается намерение (на очередной день): Во имя Аллаха от рассвета до полного захода солнца не есть, не пить и не давать волю своим страстям, чтобы не нарушить пост.
Намерение, прежде всего. Намереваясь исполнить волю Всевышнего Аллаха, мы надеемся на Его благословение. Именно такое намерение в корне отличает пост от диеты. Пост – одно из основных форм поклонения. Один из самых сильных его способов. Если, при исполнении молитвы (намаза), мы используем небольшие отрезки дня, то для поста используем весь световой день целиком. Сподвижник Посланника Аллаха Абу Умама трижды подряд обращался к Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха), со словами: «Посланник Аллаха, дайте мне какое-нибудь серьезное дело на пути Аллаха». На что посланник трижды подряд ответил: «Тебе нужно поститься. Так как в форме поклонений посту нет равных». Абу Умама был настолько проникнут этими словами пророка, что после этого над его домом при дневном свете никогда не появлялся дым от очага. Разве что придут гости.
Постящиеся мусульмане получают много полезного. А главное, - соблюдение поста является причиной прощения грехов. Всевышний Аллах обязал нас поститься, чтобы легче было побороть свои страсти. Так как с сытостью уменьшается возможность духовного роста. А при опустевшем желудке от всего организма идет какое-то свечение. Сердце очищается от "ржавчины", исчезает душевная грязь. При духовном очищении человек глубже осознает содеянные ошибки и ему легче быть в состоянии мольбы о прощении своих грехов. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха), сказал: «Тому, кто вознамерится поститься в месяц Рамадан, искренне уверовав в обязательность поста и надеясь на благость Всевышнего Аллаха, - простятся прошлые грехи». [Бухари, Муслим].
Сказано в хадисе: «Все вещи имеют свой Закят (форму очищения), Закят же тела — пост. Пост — половина терпения». И далее: «Поститесь, и получите здоровье».
Пост — это владение собой, а не просто пустой желудок. Пост — это поклонение Аллаху всеми частями своего тела, всем организмом. Как Закят, который мы даем бедным мусульманам, - оберегает нас, наших близких, наше имущество, так и пост очищает постящегося от содеянных грехов. Можно сказать, пост - это Закят нашего организма.
В хадисе, приведенном у Муслима, говорится: «Грехи, совершенные между двумя молитвами, прощаются очередной молитвой; грехи, не прощенные обычной молитвой, прощаются очередной пятничной молитвой; более же серьезные грехи, не прощенные и в этот раз, прощаются во время поста в месяц Рамадан».
Однако грехи, и тем более крупные, нужно обязательно избегать.
Люди, в некотором смысле, похожи на ангелов. К примеру, и те и другие обладают умом. По этой причине люди, как и ангелы, обязаны поклоняться Аллаху. С другой стороны люди имеют много общего и с животным миром. Также как и твари имеют пол, едят, пьют и имеют другие естественные потребности. И, если люди думают только о еде, только набивают желудок, то в этом случае исчезает духовность, человек отдаляясь от подобия ангелов, приближается к подобию животных.
Пост служит также причиной принятия Аллахом нашей мольбы (дуа). Как известно, ангелы не едят и не пьют. Постящийся мусульманин, ограничив себя в приеме пищи и воды, приближается к духу ангелов и получает от Аллаха духовную силу. В таком состоянии молитвы его принимаются быстрее, потому что страсть покорена, душа более свободна и искреннее от этого молитва. Слова, сказанные в таком состоянии, имеют более высокий уровень. Особую силу имеет молитва вечером, после окончания дневного поста. Сказано в хадисе: «Во время ифтара (вечернего разговения) есть для постящегося мольба, которая не твергается»[i]. Посланник (мир ему и благословение Аллаха), будучи на вечернем разговении у Саида б. Муаза (да будет доволен им Аллах), обратился к Всевышнему Создателю со следующей мольбой: "Да будут и впредь разговляться рядом с вами постящиеся, да будут есть ваши угощения благочестивые люди и да будут за вас молиться ангелы". [ат-Тадж].
Одна из величайших благостей Всевышнего Аллаха для постящегося, - это удержание его от греховных поступков, ведущих в Ад, и утверждении его на пути в Рай. Как только человек при помощи поста возьмет верх над своими страстями, на него подует приятный легкий Райский ветерок. От этого нежного ветерка огни Ада успокоятся и закроются его врата. В хадисе, дошедшем до нас от Насаи и Байхаки, говорится: «Пришел к вам священный месяц Рамадан. Всевышний Алллах предписал вам пост в этот месяц. В месяце Рамадан открываются врата небес и закрываются врата Ада, связываются сатанинские силы. В этом месяце есть ночь Кадр. Эта ночь предопределения важнее тысячи других. Лишившийся благости этой ночи (кто не постится), может и вовсе лишиться благословения Аллаха». Соблюдающим пост для входа в Рай есть специальные ворота – "Раййан", и другим в эти ворота не войти.
В другом хадисе сказано: «Клянусь, что запах изо рта постящегося мусульманина гораздо приятнее Аллаху, чем запах мускуса. Если кто-либо говорит мусульманину что-нибудь невежественное, когда тот в посте, то пусть тот воскликнет в ответ: «Я пощусь! Я пощусь!».
В заключение обратим внимание на хадис, приведенный у Бухари и Абу Дауда:
«Аллах не обязывает поститься того, кто лжив и в делах своих нечистоплотен!».
***********
(Из сборника по фикху "Мухтасар Ильмихал" Мухаммада б. Йусуфа аль-Коккози)
[i] Хадис приведен в сборнике «Ат-Таргиб ва-т-Тархиб» мухадисса Исмаила Исфахани (ум. в 535/1141).