1. Главная >
  2. Поклонения. Намаз. Пост. Хадж. Закят. >
  3. ДЖАНАЗА НАМАЗ И ЗАХОРОНЕНИЕ

ДЖАНАЗА НАМАЗ И ЗАХОРОНЕНИЕ

Вопрос: Совершение джаназа намаза – фарз?

Ответ: Фарз кифая. Если его совершают несколько человек, то обязанность с других снимается. Т.е. мужчинам узнавшим о смерти мумина, если нет мужчин то женщинам, совершить джаназа намаз, омыть покойника, нарядить в кафан и похоронить является фарзом кифая.  

Вопрос: Нужен ли намаз для покойника?

Ответ: Джаназа намаз – это намаз ради Аллаха, а для покойника дуа.

Для того чтобы был принят джаназа намаз:

Вопрос: Существуют ли условия принятия джаназа намаза?

Ответ: Узнавшим о смерти мумина мусульманину, если нет мужчины то мусульманке становится фарзом кифая совершить джаназа намаз, омыть тело, одет в саван и похоронить. Не придающий этому значение становится кафиром. Для принятия джаназа намаза существуют 6 условий:

1- Покойник должен быть мусульманином.

2 – Покойник должен быть омытым. Если положили в могилу не омытым и не засыпали землей, то вынимают и омывают, затем совершают джаназа намаз.

3 – Покойник или большая половина туловища с головой, или большая половина туловища без головы должны находиться перед имамом.

4 – Тело должно быть на земле или близко к земле, можно держать на руках или поставить на камни. Если тело в другом месте или водружено на животное или же высоко держат на руках, то намаз не будет принят. Голова покойника должна быть справа от имама, нога слева. Укладывать тело наоборот – грех.

5 – Тело перед имамом должно быть подготовленным.

6 – Авраты покойника и имама должны быть закрыты.

2 фарза джаназа намаза:

1 – Четырехкратный такбир.

2 – Совершение стоя на ногах. Без уважительной причины нельзя совершать намаз сидя или верхом на животном. Если из-за дождя или грязи нельзя спешиться с животного, то разрешено.

Вопрос: Намерение на джаназа намаз - фарз?

Ответ: Да.

Вопрос: Как принимается намерение на джаназа намаз?

Ответ: Для этого необходим принять следующее намерение: «Встаю на намаз ради Аллаха, для дуа покойнику, следую за имамом».

Вопрос: Сколько сунны в джаназа намазе?

Ответ: Три:

1 – Прочитать «Субханака…»

2 – Прочитать салават. Потому что прочитать салават перед дуа относится к сунне дуа.

3 – Для себя, покойника и всех мусульман попросить прощения.

Вопрос: Как совершается джаназа намаз?

Ответ:

1 – Сначала принимается намерение: «Ради Аллаха встал на намаз, чтобы сделать дуа за покойного. Следую за впередистоящим имамом»

2 – Совершается первый такбир, т.е. произносится Аллаху акбар, руки складываются ниже пупка, читается «Субханака…». При прочтении добавляется «ва джалля санаука». Фатиха не читается.

3 – После второго такбира читается салли.. барик.. который читают в ташаххуде.

4 – После третьего такбира читается дуа джаназа. Тот кто не знает прочитывает Раббана атина… или же только «Аллахуммагфирлих» или же читает «аль-Фатиху» без бисмилляхи с намерением на дуа.

5 – После четвертого такбира сразу же дается салям (приветствие) направа и налево. При этом приветствий принимается намерение дать салям покойнику и джамаату. Прочитав руки опускаются. Есть риваят когда при саляме направо опускается правая рука, при саляме налево, опускается левая рука.

6 - Пришедший на намаз к какому бы то ни было такбиру, совершает такбиры вместе с имамом.  В этом своем такбире принимает намерение на ифтитах (начальный) такбир. После того как имам отдает салям, опоздавший один за другим произносит пропущенные такбиры, ничего другого не читая отдает салям. Не успевший на четвертый такбир считается пропустившим намаз.

7 – Каждый такбир джаназа намаза приравнивается к отдельному ракату. Из четырех такбиров только при первом такбире руки поднимаются к ушам. Опуская руки складывают их ниже пупка. При оставшихся трех такбирах руки не поднимаются.

Вопрос: При джаназа тоже лучше занять первый ряд?

Ответ: Нет. Больше савабов дается за намаз совершенный в последнем ряду.

Вопрос: В мечети после окончания намаза надо прочитать Аятуль-курси и тасбихи. Можно ли их оставить чтобы быстрее приступить к совершению джаназа намаза?

Ответ: Неправильно когда отвергают сунну ради джаназа намаза. Исполнить джаназа как можно скорее – мустахаб. Ради исполнения мустахаба не отвергают сунну. Держать покойника чтобы собралось как можно больше народа но затем отвергнуть прочтение аятуль-Курси и тасбихов из-за спешки и таким образом отказаться от исполнения суннатов без уважительных причин, тем самым не придавать суннатам значения – большое заблуждение.

Вопрос: Может ли несовершеннолетний ребенок омыть тело покойника, совершить джаназа имамом?

Ответ: Пусть ребенок и может омыть тело покойника но совершить джаназа над ним ему не разрешается.

Вопрос: При омытий покойника тело нужно положить набок, повернув к Кибле?

Ответ: Тело закрывают тканью от пупка до колена и укладывают на спину или как удобно. Уложить повернув к Кибле – сунна.

Вопрос: Правильно ли умершего утром не хоронить ожидая полуденного намаза, чтобы собралось как можно больше людей?

Ответ: Ожидать пока соберется побольше людей для джаназа намаза является макрухом.

Вопрос: Как быть при виде похоронной процессий незнакомого нам человека? Нужно ли подняться на ноги, ждать пока пройдет процессия? Как поступают в таком случае?

Ответ: Вот что сказано по этому поводу в «Халеби»:

''Человек перед которым проходит траурная процессия не должен вставать на ноги. Можно встать для того чтобы пронести покойника, пройти вместе с похоронной процессией. Расулуллах, вставал при виде похоронной процессий, садился после того как процессия проходила и приказывал сахабам делать так же, но затем этот приказ был отменен. Т.е. спустя время, этот приказ был изменен.'' В «Марак-иль-фалях» и «Дурр-уль-мухтар» говорится что не разрешается вставать в знак уважения к покойнику.

Вопрос: Закапывая покойника люди не отдают лопату в руки а бросают на землю. Это правильно?

Ответ: Неправильно. Говорят что в каких то книгах написано что ангелы, если передать лопату из рук в руки, могут запутаться и записать савабы последнему державшему лопату. Это сильное заблуждение. Ангелы никогда не ошибаются, не совершают неправильных действии. Ничей саваб не будет записан другому. Лучше передать лопату в руки.

Вопрос: Правильно ли стоять у могилы на ногах?

Ответ: Когда уложили покойника в могилу, то те, кто ничем не занят должны присесть а не стоять на ногах как это делают немусульмане.

Вопрос: Что читать после захоронения?

Ответ: Является мустахабом во время захоронения читать суры Кадар, Кафирун, Наср, Ихлас, Фаляк, Нас и Фатиха. А также просить для покойника прощения и делать дуа. Также является мустахабом читать начало и конец суры Бакара.   

Вопрос: Читают ли громкий зикр при пересений покойника?

Ответ: При переносе покойника читать громко такбир, тахлиль, иляхи – бидат и грех. (Халеби, Маракиль-фалях, Хашия Тахтави, Нимет-и ислам, Шарх Шир'а)

Вопрос: Разрешается ли соблюдать траур по умершему, носить черное, занавешивать зеркала, нести портрет покойника?

Ответ: Не разрешается. (Хазанат-ур-риваят)

Вопрос: Можно ли про неизвестного покойника сказать: «Да помилует его Аллах»?

Ответ: Необязательно говорить что-либо. Но если есть кто-либо знавший покойника то, конечно же надо сказать.

Вопрос: Можно ли занести покойника внутрь мечети и прочитать джаназа намаз?

Ответ: Это харам. В хадис шарифе сказано: «Нет саваба тому кто совершил джаназа намаз в мечети». (Ибн Маджа)

Вопрос: Повстречав потерявшего близкого человека надо ли принести соболезнования?

Ответ: Да. Это мустахаб.

ПОТ И СЛЕЗЫ

Вопрос: О чем говорят пот и слезы с глаз покойника?

Ответ: Это к хорошему.

Вопрос: Можно ли по отношению к мусульманину сказать: пусть земля будет пухом?

Ответ: Нет. Подобное говорится для кафиров.  

Вопрос: Совершается ли джаназа над убийцей?

Ответ: Пусть это и большой грех, но если убийца не кафир то, джаназа намаз над ним совершается. В хадис шарифе сказано: «Совершайте джаназа над каждым мусульманином, даже если он совершил убийство». (Дейлеми)

Вопрос: Если покойника перезахоранивают в другое кладбище, то надо ли совершить еще один джаназа?

Ответ: Нет. Если сделают то, будет бидатом.

Вопрос: Есть ли в исламе похоронный марш?

Ответ: В исламе нет похоронного марша. Это привнесенный, чуждый обычай. И без этого те кто нанимают музыкантов для похоронного марша делают это подражая кафирам, а не потому что в исламе есть подобный обычай. 

Вопрос: В шафии не совершают джаназа над шахидом. Если шахид ханафит то шафииты все равно не совершают джаназа?

Ответ: Совершают не по принадлежности к мазхабу усопшего а следуя мазхабу совершающих намаз. Если шахид шафиит, то живые ханафиты прочитают джаназа. (Хуласат-ут-тахкик)

Вопрос: Прочитать джаназа над покойником умершим 10 лет назад будет бидатом?

Ответ: Да.

Вопрос: Приходя в мечеть на намаз видим как совершают джаназа намаз. Можно ли совершить намаз не спрашивая кем является покойник?

Ответ: Да можно. Об этих мусульманах надо подумать хорошее.

Вопрос: Можно ли принести на могилу цветы?

Ответ: От цветов нет никакой пользы. Но полезно посадить цветы на могилу.

Вопрос: Можно ли за похоронные услуги брать плату?

Ответ: Обмыть тело покойника, облачить его в кафан, совершить над ним джаназа и похоронить – фарз кифая. Все эти действия надо совершить ради Аллаха, не беря плату. Обмыть тело покойника не беря за это деньги – огромный саваб. Можно просить и плату. Но если не найдется кто помыл бы бесплатно, то можно заплатить. То же самое и с оплатой перевозки тела, копкой могилы.

Вопрос: Можно ли поставить надгробный камень?

Ответ: Да.

Вопрос: Можно ли на надгробном камне написать аяты, имена праведников, стихи, похвалы?

Ответ: Не разрешается. Плохое нововведение. Некоторые ученые сообщили что на надгробном камне разрешено написать только имя и год смерти. Написать их надо по арабски.

Вопрос: Разрешается ли соорудить красивую фамильную гробницу, склеп?

Ответ: Можно построить усыпальницу над могилами ученых. Для того чтобы их могилы были защищены.

Вопрос: Можно ли над могилой сделать железную ограду, оградить камнем, бетоном?

Ответ: Да можно.

Вопрос: Говорят что хорошо если полить могилу водой. А если не поливать?

Ответ: Полить могилу водой – сунна. Если не поливать то не будет выполнена сунна, не будет саваба.

Вопрос: Можно ли очистить могилу от травы?

Ответ: Выдергивать зеленую траву, ветки трав будет макрухом. Можно очистить от засохшей травы. Посадить над могилой цветы принесет пользу для покойника. 

Вопрос: Если тело в могиле сгнило и превратилось в землю то можно ли здесь на этом месте засадить поле, построить здания?

Ответ: Да.

Вопрос: Если могилы остались под селью, рекой, то можно ли перезахоронить тела?

Ответ: Нет. Не разрешается.

Вопрос: Если от старых могил кафиров уже ничего не осталось, то можно ли здесь начинать хоронить мусульман?

Ответ: Да.

На месте мечети пророка раньше было кладбище кафиров, которую раскопали, кости перенесли в другое место и закопали, а на этом месте построили мечеть.

Вопрос: Нужно ли омыть тело утопленника?

Ответ: Утопленника также омывают три раза, или же три раза полощут тело в воде с намерением на омытие. Омывается тело покойника оставшегося под дождем. Омытие тела есть во всех религиях. Тело Адама (алейхиссалям) мыли ангелы и сказали: «Покойники омываются таким образом».

Вопрос: Совершается ли джаназа намаз над еще не омытым покойником?

Ответ: Омытие покойника относится к ваджибу-уль-кифая. Над не омытым телом джаназа не совершается.

Вопрос: Что нужно говорить при тазия (соболезнования)?

Ответ: Выражение соболезнования должно быть в виде: Дай Аллаха вам хорошего сабра, пусть Аллах простит грехи покойного.  

Вопрос: В течение какого периода можно выражать соболезнования?

Ответ: По прошествии трех дней будет макрухом. Не станет макрухом для тех кто находился дале ко, или же тем кто бьл рядом но узнал позже.

Вопрос: Наш пророк не пожелал совершать джаназа над должником, а над другим должником совершил только после того как его простили. Над должником не совершается джаназа намаз?

Ответ: Совершается. Пророк сделал это чтобы показать важность нарушенного права.

Вопрос: Над каким мусульманином не совершается джаназа намаз?

Ответ: Для следующих четырех джаназа намаз не совершается: 1 – Над тем кто неправомерно выступил против халифа и был убит во время драки. 2 – Над вором которого застали за воровством у мусульман и был убит во время драки. 3 – Племена известные своим злодеянием убитые во время драки. 4 – Грабитель вошедший в дом с оружием и убитый во время драки.

Другие статьи в этом разделе

О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МОЛИТВАХ 3) Молитва "ТАХАДЖУД"

Термином «Тахаджуд» обозначаются все дополнительные молитвы, исполняемые ночью, кроме молитв фарз, ваджиб и таравих. По многочисленным сообщениям (Бухари; Муслим и др.) известно, что пророк Мухаммед (саллаллаху алейхи уасаллям) после исполнения ночной молитвы ложился спать, не прочитав молитву витр. Затем вставал во второй половине ночи и до начала времени утренней молитвы проводил в молитвах. Перед самым рассветом читал молитву Витр, а затем переходил к сунне утренней молитвы.

АЗАН И ИКАМАТ – ЧТО ОЗНАЧАЕТ. КОГДА БЫЛ ПРЕДПИСАН.

Азан и Икамат – Что означает. Когда был предписан.

АЗАН – Это Призыв к молитве. Предписание по Сунне, близкое к Обязательному. Азан указывает начало времени каждой из пяти молитв. Ежедневно мусульмане читают 5 молитв, следовательно, и Азан произносится 5 раз.

Слова Азана:


Москва

1446 год, 2 - Рабиульахир.
2024 год, 5 - Октябрь.
Имсак 4:14
Фаджр 4:38
Восход 6:30
Ишрак 7:38
Зауаль карахат 12:02
Зухр 12:33
Аср-и Аууаль 15:25
Аср 16:10
Исфирар 17:11
Магриб 18:05
Иштибак 19:13
Иша’а 20:05
Иша’а-и Сани 20:20