Некоторые из ошибок совершаемых в мечети
Вопрос: Расскажите об ошибках которые совершаются в мечети?
Ответ: Во время омовения не происходит троекратного омытия, не выполняется такая сунна как протирание, не выполняется сунна полного протирания головы. Нельзя оставлять без внимания сунну троекратного мытья и полного протирания головы. В хадис шарифе сказано: «За возрождение моей забытой сунны, ждет вознаграждение ста шахидов». (Хаким)
Нельзя входить в мечеть с мокрыми после омовения ногами. Совершать намаз босым, с голыми руками и неприкрытой головой - макрух.
Есть такие кто прочитывает икамат на ходу, а также при читая икамат складывают руки. Это макрух.
Читая азан даже дома, нужно прикладывать руки к ушам, при этом нельзя отворачивать грудь от киблы.
В мечетях некоторые широко расставляют ноги, а некоторые держат ноги вместе. В ханафи расстояние между ступнями должно быть в четыре пальца. В шафии, расстояние должно быть в одну пядь.
При ифтитах такбире некоторые внутреннюю сторону ладоней держат повернутыми к щекам и смыкают пальцы. При такбире ладони должны быть направлены на киблу а пальцы надо держать свободными, не смыкая.
Встав с суджуда на киям, расставляют ступни на четыре пальца. Ступни должны быть расставлены до подъема с суджуда.
Сидя в тахияте ладони не должны смыкаться на коленях. Надо положить на бедра, кончики пальцев должны находиться в месте начала колен.
При тахияте пальцы должны лежать свободно.
В мазхабе ханафи, по поводу пальца при тахияте ученые сказали: сунна, макрух, харам. Палец поднимать не надо. В шафии, поднятие пальца сунна.
В джамаате состоящего из двух человек, второй встает на расстояний метра от имама. Стоять надо на одной линии. Только для того чтобы не выступить вперед имама, встают чуть позади него, отступив буквально на пол пятки.
Многие разговаривают между сунной и фарзом или между фарзом и сунной. Произносят такие слова как: читайте икамат, закройте окно, заполните ряд, проходите пожалуйста. Даже приветствуют вошедших в мечеть знакомых. Сидя в мечети после прочтения сунны в ожиданий фарза отвечать на приветствие вошедших, между сунной и фарзом читать что-либо, разговаривать, читать дуа уничтожают савабы за прочитанную сунну. По мнению некоторых ученых, сунну надо исполнить заново. Если времени остается мало, то надо заняться тафаккуром или читать зикр про себя, а если времени много, то совершать пропущенные намазы.
При исполнений суджуда пальцы надо сжать, не ставить на землю предплечья, не выставлять наружу локти мешая рядом стоящим. После саляма имама, джамаат тут же поднимается на ноги. Перед вставанием, еще сидя произносят – Аллахумма антассалям ва минкассалаям табаракта я зальджали вальикрам. По окончанию последней сунны зухра, магриба и иша, по окончанию фарзов фаджра и асра прочитав Аллахумма антассалям… произносят три истигфара. Некоторые произносят перед Аллахумма антассалям… . Это ошибка.
В маленьких мечетях, в то время когда присутствуют совершающие намаз, читают вслух, громким голосом Коран. Нельзя мешать собраться мыслями совершающим намаз. Читать намаз когда имам читает Коран и даже совершать сунну или нафиля, большое заблуждение. Награды за сунны и нафиля совершенные на протяжений всей жизни, не сравнятся с савабом за фарз слушания Корана.
В мечетях бывают люди которые лежат протянув ноги к кибле, читают тасбихи сидя вразвалку. Так нельзя делать если нет уважительной причины. Нельзя начинать сунну когда имам начинает фарз. Если начали до имама, то надо завершить сократив намаз в два раката и становится на намаз за имамом.
ПРЕДАЕТСЯ ТАФАККУРУ
Тот, кто пришел в мечеть совершив сунну утреннего намаза дома не разговаривает, не читает вслух. Может произносить калима таухид про себя, не шевеля губами или же предаваться размышлению. Если у него есть долги по намазам, то восполняет их. Если читают Коран то, слушает.
Сообщается о дуа которые должны быть прочитаны между фарзом и сунной утреннего намаза. Эти дуа надо читать до сунны или после фарза утреннего намаза. Потому что, досточтимый Ибн Абидин сказал:
«После сунны, можно произнести только Аллахумма антассалям… . Если прочитать больше этого, то сунна не была прочитана как ее нужно было прочитать. Некоторые ученые сказали, ′′Сунна в таком случае упраздняется, ее надо будет совершить еще раз′′. Сунну, которая должна быть совершена после фарза, не начинать сразу же после сидения достаточной для произнесения Аллахумма антассалям… будет макрухом. Наш пророк, после фарза сидел на месте пока не произнесет Аллахумма антассалям… и сразу же вставал для совершения сунны. Упомянутые в хадис шарифах аврады (дуа и зикры) прочитываются после последней сунны. Потому что намазы сунна, это продолжение фарз намазов. Чтение после последних суннатов, означает чтение после фарзов. Говорить, ′′Расулуллах после фарза читал тасбих, тахмид, такбир и тахлиль′′ означает ′′Прочитывал после последних суннатов′′. (Радд-уль мухтар)
Это по мазхабу ханафи. В шафий обстоит иначе. Каждый должен действовать согласно своему мазхабу. Например если ханафит станет после имама читать аль-Фатиху, оправдываясь что в шафии после имама тоже читают аль-Фатиху, то совершить тахриман макрух. Намаз надо будет исполнить снова.
НАШИДА В МЕЧЕТИ
Вопрос: В одной из больших мечетей служат три имама. Они поочередно ведут намазы. Один из имамов, когда выпадает его очередь, после намаза читает нашиду или стихи. Иляхи у него один и тот же. Читать такую нашиду бид′ат?
Ответ: Читать стихи поносящие верующего, восхваляющие похоть, про безнравственность тахриман макрух. Читать проповеди, наставления, мавлиды без музыкального мотива можно а также иногда читать исторические поэмы является мубахом но заниматься этим постоянно не дозволительно. В мечетях иногда можно читать иляхи и мавлиды (не мешая молящимся). Не разрешается читать на постоянной основе превращая это в обычай. (Радд-уль мухтар)
Досточтимый Имам Раббани говорит:
Читать под музыкальный мотив иляхи, касиды и Священный Коран на нашем пути запретно. (1т. 266 письмо. 3 т. 7 письмо)
Стихи – ритмически организованный текст. Мубах-разрешается слушать красивый голос в котором нет музыкальных ноток. По некоторым мнениям разрешается самому петь дабы рассеять плохое настроение. Но петь чтобы развлечь других людей или же для заработка – харам. (Ахляки аляи)
Как можем видеть, превращение имамом чтения иляхи в традицию, не допустимо.
Вопрос: Если войдя в мечеть обнаружится что читают икамат то, надо будет сесть?
Ответ: Если читают икамат то, надо сесть если имам еще не встал. Выжидать на ногах когда сидит имам - макрух. Если имам на ногах, то можно оставаться на ногах. (Нимети ислам)
Вопрос: Здороваться в мечети после намаза - это сунна?
Ответ: В известных книгах говорится что в мечети можно изредка здороваться пожимая друг другу руки вставая в круг. Досточтимый Ибн Абидин говорит: В мечети, выстраиваться в круг чтобы поздороваться пожимая друг другу руки – бид′ат. Это обычай шиитов. (Радд-уль мухтар)
Вопрос: Можно ли войти в мечеть без омовения чтобы забрать забытую вещь?
Ответ: Можно зайти и быстро выйти.
Вопрос: Что надо прочитать входя в мечеть?
Ответ: Войти с бисмилляхи.. и принят намерение на итикаф.
Вопрос: Надо ли совершить тахият-уль-масджид если посидели в мечети?
Ответ: Да.
Вопрос: Когда туристы входят в мечети без гусля то, совершают грех?
Ответ: На туристов без веры не распространяются приказы и запреты Всевышнего Аллаха. Грех неверия выше всех других грехов. Савабы и грехи предназначены для мусульман.
Вопрос: Что значит байтуллах?
Ответ: И Каабу и мечеть называют байтуллах. Означает дом Аллаха. Цель в доме Аллаха - место где совершают поклонения Аллаху тааля. При каждой возможности надо посетить мечеть. В хадис шарифах сказано:
«Мечети - дома Аллаха». (Хаким)
«Самое любимое место Всевышнего Аллаха - мечети». (Хаким)
«Вошедший в мечеть – гость Аллаха. Всевышний Аллах обязательно окажет прием гостю». (Табарани)
Вопрос: Дают ли деньги назойливым попрошайкам у мечети?
Ответ: Давать деньги настойчивым попрошайкам в мечети - харам.
ЧТО ТАКОЕ МАСДЖИДИ ДИРАР?
Мечеть построенная мунафиками во времена пророка в местечке Куба, которая была центром распространения фитны и смуты и использовалась как склад оружия.
В наши дни попадаются атеисты которые говорят: «Аллах приказывает разрушать мечети и пророк разрушал. Настоящие мечети это нововведения которые ни что иное как былые традиций». Это невежественные утверждения.
После переселения пророка в Медину многие люди стали мусульманами. Это конечно же вызвало беспокойство у мунафиков. Глава мунафиков Абу Амир, сын дяди Абдуллаха бин Убай бин Селула, уподоблялся священникам и носил священническую рясу. Из-за зависти к пророку, взяв с собой своих последователей, переехал в Мекку где присоединился к мушрикам. При Бадре, Ухуде, Хандаке воевал против мусульман. После взятия Мекки мусульманами бежал в Дамаск. В своем посланий к мунафикам Медины и Куба, попросил для себя соорудить храм в Куба и использовать его как склад оружия. А от себя пообещал прийти на помощь с Византийской армией.
Мунафики, в то же время когда пророк совершил хиджру в Медину и распорядился построить мечеть, рядом возвели свою мечеть. Его назвали масджиди дирар.
Целью мунафиков была ввести раскол в ряды мусульман. В планах было превратить его в склад оружия чтобы, когда придет Византийская армия, помочь им. А если пророк будет совершать в этой мечети намаз, то сложилось бы мнение что это святое место. Таким образом в мечеть станут заходить мусульмане и окажутся втянутыми в интриги мунафиков.
Пятеро мунафиков из строителей мечети пришли к пророку и с просьбой: «О расулуллах, мы построили мечеть чтобы в зимние ночи и в сезон дождей, больные и нуждающиеся могли совершать там намаз. Во времена наводнений между нами и джамаатом мечети Куба возникает водное препятствие. Пока не сойдет вода, будем совершать намазы в своей мечети. Просим вас посетить нашу мечеть и совершить с нами намаз».
А пророк сказал: «Я сейчас выхожу в дорогу. Если возвращусь целым и невредимым и позволит Аллах, то совершим там намаз».
Посланник Аллаха, возвращаясь с Табука в Медину, сделал стоянку в местечке Зи-еван. Здесь, мунафики построившие мечеть Дирар, пришли с просьбой к пророку чтобы тот посетил их мечеть. Аллаху тааля ниспослал 107-110 аяты суры «Тавба» и сообщил что не надо туда идти. Краткое содержание аята таково:
«Некоторые из них выстроили храм для вреда, неверия и разъединения верующих и для того, чтобы он служил местом засады для тех, которые прежде вели войну против Бога и Его пророка. Они клянутся, говоря: мы единственно желали доброе, но Бог свидетельствует, что они лгут не входи в него никогда! Есть мечеть (Куба), основанный с первого дня на страхе Божием. Он более заслуживает, чтобы ты входил в него для совершения намаза!»
После ниспослания этих аятов, пророк приказал Малику бин Духшуму и Асиму бин Адию, «Пойдите в злосчастную мечеть. Разрушьте и сожгите его». Они выполнили приказ предав его огню.
ПЕРСОНАЛЬНОЕ МЕСТО В МЕЧЕТИ
Вопрос: Может ли человек установить в мечети определенное для себя место?
Ответ: Выделять для себя отдельное место в мечети – макрух. Но выходя в наружу можно оставить на своем месте например свой пиджак и зайдя занять свое место. Также можно сделать и в общественных местах, например в Мине, Арафате, общественном транспорте. Но если в выделенное для себя место займет кто-то другой, то попросить вернуть свое место уже нельзя. Если занял место больше положенного, то лишнее место может взять другой. Если на лишнее место претендуют двое, то может выбрать любого из них. Если один из этих двоих займет место не попросив разрешения, то не может просить освободить место и посадить другого. Но если будет уверять что место занято и держат для другого, то может попросить освободить. Также и с торговым местом на рынках, когда у пришедшего раньше не могут отнять место пришедшие позже. В любом общественном месте, если первый занявший место несет вред для окружающих, то его можно поднять и освободить место.