ПОЧТЕНИЕ К МЕЧЕТЯМ
Вопрос: На что нужно обращать внимание находясь в мечети?
Ответ: Расскажем о некоторых из них:
1 – Вошедшим в мечеть надо поздороваться с ожидающим намаз людьми. Но когда ожидают наступление фарза уже совершив сунну, ответ на приветствие вошедших, также совершение еще какого-либо намаза между сунной и фарзом, уничтожает савабы сунны. Если времени мало, то надо предаваться тафаккуру-размышлениям или же читать зикр сердцем, а если времени еще достаточно много, то надо совершать пропущенные намазы! Если читают Коран, то слушать еще лучше. Тот кто совершил сунну утреннего намаза дома, войдя в мечеть ни с кем не разговаривает, ничего не читает вслух.
2 – Войдя в мечеть надо встать в первый ряд, не оправдываясь тем что в первые ряды должны занимать пожилые люди! Когда пустует первый ряд, вставать во второй ряд является макрухом. В хадис шарифе сказано:
«Вставшему за имамом дается 100 савабов, а вставшему справа от этого человека дается 75, вставшему слева от него 50 а тем кто встал в других рядах дается 25 савабов». (Шир′а)
«Милость спускаемая в мечеть, сначала идет к имаму, затем к тем кто справа, затем к тем что стоит слева». (Дейлеми)
«Аллаху тааля дает свою милость стоящим на первом ряду и ангелы читают дуа, прося прощения за тех кто находится на первом ряду». (Абу Давуд, Насаи, Имам Ахмед)
«Первый ряд самый лучший. Наименьший саваб дается за последующие ряды». (Муслим)
«Если бы были известны савабы за нахождение в первом ряду, то за эти места боролись бы бросая жребий». (Муслим)
«Совершая совместный намаз, более достойным добродетели дается встать на первый ряд, а другим выпадает шанс встать на следующие ряды». (Муслим)
Пророк, сахабу спросившему как войти в рай, ответил:
«Будь имамом или муэдзином». Тот ответил что не может выполнить такие обязанности. «Тогда совершай намаз в первом ряду!» ответил пророк. (Бухари)
Проходя в первый ряд нельзя никого беспокоить. Лучше остаться в последующих рядах, чем побеспокоить людей. В одном хадис шарифе сказано:
«Тот, кто не стал проходить в первые ряды боясь побеспокоить людей, получит в два раза больше савабов». (Табарани)
3 – Намного лучше встать сразу же за имамом. После этого лучшее место, справа от стоящего за имамом. Если встать в правой части ряда, то дается больше савабов и поэтому надо выбрать правую сторону. Если большинство хотят встать справа и левая сторона остается пустой, то в таком случае выбрать левую сторону более лучше.
Когда наш пророк разъяснял о преимуществе правой стороны, благородные сподвижники начали заполнять правую сторону ряда молящихся. А левая сторона начал оставаться незаполненной. Видя это пророк сказал:
«Тот кто заполнить пустующий левый ряд, получит в два раза больше саваба». (Табарани)
Это означает что встать с правой стороны лучше чем встать с лева. А если заполнить пустоту слева, то это намного лучше чем встать справа.
4 – Если в большой, широкой мечети джамаат выстроится в один ряд, то нужно встать как можно плотнее плечом к плечу. Тесный строй служит причиной милости. Ряд должен быть тесным, плечи касаться друг-друга! Сахабы стояли так тесно что со временем одежда на их плечах ветшала. В хадис шарифе сказано:
«Уплотняйте строй в намазе! Заполните пустоты чтобы не вошел шайтан!» (Хаким)
«Аллаху тааля смилуется над встающими плечом к плечу и гневается на тех, кто оставляет пустоту в рядах». (Насаи)
«Грехи тех кто заполняет пустоту в строю будут прощены». (Баззар)
5 – Тот, кто в большой мечети пройдет перед молящимся на расстояний между его ногами и местом для суджуда молящегося, а в маленькой мечети между ногами и стеной киблы, совершить грех. В хадис шарифе сказано: «Если бы человек знал о величине греха за то что проходят перед молящимся, то решил бы прождать хоть сто лет чем пройти перед молящимся». (Ибн Маджа)
Вставать на намаз где проходят люди – грех. Но если хотят пройти перед человеком чтобы заполнить пустующее в первых рядах место, то не будет грехом. Потому что человек пренебрег правом стоять в первом ряду и тем самым лишил себя почести. Если перед молящимся пройдет человек или животное, то намаз нарушится. Намаз необходимо совершать перед сутрой, т.е. стоя за каким-либо предметом наподобие колонны. В хадис шарифе сказано:
«Вставая на намаз поставьте сутру! Поставьте препятствие перед теми кто захочет пройти!» (Ибн Маджа)
(Можно помешать рукой или подав голос проходящему перед молящимся, но еще лучше этого не делать.)
6 – Разговоры, смех, шутки в мечети уничтожают савабы. Посланник Аллаха (алейхисаллям) сказал: «У того, кто заговорит в мечети о мирском, изо рта начнет исходить неприятный запах. Ангелы скажут: ′′О, Аллах! Из-за того что этот раб говорит в мечети о мирском, нам сильно мешает запах из его рта ′′. Тогда Аллаху тааля скажет: ′′Во имя Моего величия и могущества, скоро нашлю на их головы большие беды′′». (О сын мой)
Сначала нужно совершить два раката намаза, называемый тахийатуль масджид, либо совершить какое-нибудь другое поклонение, а уже потом разрешается говорить тихим голосом. Без особой необходимости в мечети не разговаривают. В хадис шарифе сказано: «Перед приближением судного дня, в мечетях будут говорить о земном, вести праздные разговоры. Не присоединяйтесь к ним! У Аллаху тааля нет до них дела». (Ибн Хиббан)
Если войдя в мечеть совершили обязательный и другие намазы и при этом уже совершен намаз тахитяуль масджид, но если начиная сунну или фарз принять намерение и на сунну этого времени и тахиятуль масджид, то воздастся еще саваб за оба намерения.
7 – Между сунной и фарзом не надо читать дуа или три суры «Ихляс». А превращать это в некую традицию – это уже бид′ат. В хадис шарифе сказано: «Те, кто исполняют поклонения не так как мы, не из нас».
Поклонение совершается так, как это делал пророк, так как сообщено об этом в наших мазхабах. А решать что-либо добавить, это реформаторство в исламе. Подобное не разрешается ни в каком виде. В книге «Бахр-ур-раик» пишется что, совершение какого-либо поклонения между сунной и фарзом, аннулирует саваб за совершенную суну.
8 – Для вошедшего во время совместного намаза совершение сунны будет макрухом. Если не прочитавший сунну утреннего намаза поймет что начав сунну не успеет на последнее сидение, то сунну не читает а присоединяется к совместному намазу. Если поймет что успеет на последнее сидение, то быстро совершает сунну за пределами мечети или холле. Если снаружи прочитать негде то, совершает за колонной внутри мечети. Если нет колонны то, сунну не совершает. Потому что когда совершает совместный фарз, читать нафиля будет макрухом. Для того чтобы не совершать макрух, отвергается сунна. В пятничный день, начинать совершать сунну когда имам поднимается на минбар будет макрухом.
9 – Когда в мечети, рядом с уже самостоятельно совершившим обязательный намаз начинают совершать совместный зухр или иша, то ему надо присоединиться к джамаату и совершить нафиля намаз или же выйти из мечети. В случае с тремя другими фарзами он не может к ним присоединиться для совершения нафиля намаза и выйти из мечети для него будет ваджибом. Потому что, не присоединиться к совместному намазу находясь там - грех.
10 – Также неправильно входить в мечеть если изо рта пахнет чесноком, луком или другим подобным запахом. В хадис шарифе сказано:
«Съевший чеснок пусть не приближается к мечети пока не уйдет запах от всего что доставляет неудобство людям и чувствуют дискомфорт и ангелы». (Табарани)
Нельзя беспокоить людей заходя в мечеть в грязной, пропитанной маслом одежде, с грязными ногами! Некоторым некомфортно даже от запаха сигарет. Поэтому, в мечеть надо входить очистив от запаха сигарет рот и одежду. В ханафи, совершать намаз босым макрух-запрещено.
Человек у которого носки грязные и с запахом и не может найти чистые носки может совершить намаз босым чтобы не совершить харам побеспокоив людей, но для того чтобы не совершить макрух должен предпринять все меры и войти в мечеть в чистых носках.
Тела, одежды, белье, пища мусульман чисты. Если чистые, то не будет ни микробов ни болезней. В 222-и аяте суры «Бакара» сказано: «Люблю чистых».
В хадис шарифе сказано:
«Ислам религия чистоты. Будьте чистыми! В рай войдут только те кто были чистыми». (Дейлеми)
11 – Кроме тех кто находится в мечети с намерением на итикаф, есть и пить в мечети – макрух. Поэтому входя в мечеть надо принять намерение на итикаф. И после этого, если есть необходимость, в мечети можно есть и пить.
12 – За нахождение в мечети есть саваб. В хадис шарифе сказано:
«Эти пять положений считаются поклонением: не переедать, сидеть в мечети, смотреть на Каабу, Священный Коран и лицо алима». (Дейлеми)
Вошедший в мечеть с плохим намерением, например воровать обувь, совершает грех. Подумавший что мечеть любимое место Аллаху тааля, приняв еще и намерение на зиярат (посещение) получит еще больше савабов. Если будут такие намерения как ожидание намаза, на итикаф чтобы поразмышлять об ахирате, послушать проповедь ваиза, то получит отдельные савабы за каждое намерение.
13 – Многие привыкли садить в мечети на стульях, скамьях и поэтому не сидять поджимая под себя ноги. Садятся скрестив ноги или же подняв колени. Пока нет безвыходной ситуаций садиться так не соответствует правилам. Чтение Корана это беседовать с Аллаху тааля. Сидеть развалившись при чтений Корана нельзя никоим образом. Читая тасбих, зикр по возможности надо сидеть подогнув под себя ноги. И находясь при мусульманах надо сидеть соблюдая правила приличия. Наш пророк, даже при своей дочери ни разу не сел протянув ноги.
Один из авлия-праведников, устав сидеть с подогнутыми под себя ногами, решил сесть скрестив ноги. Но приняв позу он услышал голос, «Разве раб станет сидеть так перед своим господином?» Всю оставшуюся жизнь он садился только подгибая под себя ноги. Раб, пока есть возможность, перед Аллахом должен сидеть подогнув под себя ноги.
14 – Муэдзины должны знать некоторые обязанности. Например, икамат не читается на ходу. При чтений икамата руки на складываются перед собой. Три истигфара читаются по завершению всего намаза. Аллахумма антасаляму…. после саляма произносится после фаджра и асра, а при зухре, магрибе и иша, после совершения последней сунны. Муэдзин, при совместном намазе встает вместе с джамаатом а не отдельно сзади. Вставать отдельно от джамаата, в определенном месте, макрух.
15 – Дома, в мечети или минарете азан читается стоя по направлению к кибле. Читая хаййааляссалях.. поворачивают лицо направо, при хаййаалальфалях поворачивают лицо налево, это сунна. Тело не поворачивают. Услышав в азане имя пророка, прикладывают большие пальцы к векам и говорят, «ты свет моих очей, о расулуллах». Абу Бакр, услышав в азане имя пророка, поцеловал ногти больших пальцев и протер ими веки. На вопрос пророка он ответил: «О расулуллах, для того чтобы получить баракат твоим именем». Пророк сказал, «Правильно сделал. Тот кто сделает это, не испытает болезни глаз».
16 – Прежние мечети строили так что они не были ярко освещенными. Слишком светлое помещение мешает хушу. И поэтому нежелательно ярко освещать внутренность мечети, и еще можно сказать об экономий эл.энергий. В благословенные ночи, зажигать большое количество ламп – бид′ат. Но можно включить яркое освещение если читается Коран или при других обстоятельствах.
17 – Приводить маленького ребенка в мечеть, даже если нет никакого вреда от него, макрух. Если ребенок может нанести вред, испачкать то приводить харам-запрещено. В хадис шарифе сказано:
«Не приводите в мечеть детей и умалишенных». (Ибн Маджа)
Можно приводить ребенка от семи лет, если он уже ничего не испачкает и не навредит.
18 – Нельзя бежать в мечеть, даже чтобы успеть на совместный намаз. Пророк (алейхиссалям) сказал: «Не бегите идя на намаз!» Бежать чтобы успеть на совместный намаз, макрух.
19 – Если по дороге не будут заводить разговоры, то сунну утреннего намаза надо совершить дома. В хадис шарифе сказано:
«Сунна утреннего намаза служит для благости ризка, хорошему отношению с домочадцами и смерти с верой». (Имад-уль-ислам)
20 - Имаму, последнюю сунну совершать там же где читал фарз будет макрухом. Джамаату можно читать там где совершали фарз. Нельзя беспокоить людей для того чтобы поменять место.
21 – Не будет грехом временами читать в мечети стихи о хорошей нравственности, наставлениях, иляхи. Но вводит подобное на постоянной основе будет макрухом.
22 – Будет макрухом если имам первого джамаата в мечети не прочитает намаз стоя напротив михраба. В каждой мечети где есть свой имам и джамаат, после того как имам совершит назначенный по времени совместный намаз стоя в михрабе, можно совершить еще один совместный намаз. Но этому джамаату напротив михраба вставать нельзя, надо отодвинуться. Некоторые ученые сказали: «Если имам следующего джамаата будет стоять в михрабе и не станут читать азан и икамат, то не будет макрухом». Поэтому следующим джамаатам лучше не вставать напротив михраба! В мечетях у дороги, где не бывает определенного джамаата, читается азан и икамат, затем совершается намаз в михрабе или другом месте. (Халеби)
23 – Имаму не надо растягивать намаз, доставляя неудобства джамаату. В хадис шарифах сказано:
«Если встанете имамом, то заканчивайте скорее намаз! Среди джамаата могут быть юные и старые, больные и оказавшиеся в извинительном состояний. Можете растягивать намаз когда совершаете намаз одни». (Бухари)
«Вставший имамом пусть страшится Аллаха, пусть знает что на него возложена ответственность за джамаат который стоит за ним! Если имам совершит намаз без недостатков, то ему воздастся такой же саваб сколько получит джамаат. Если намаз окажется неполноценным, с недостатками, то все грехи окажутся только имама!» (Табарани)
24 – Тот кто совершает намаз один, отдает салям с намерением поприветствовать ангелов хафаза (охранителей). При совместном намазе, вместе с ангелами приветствует также и джамаат.
25 – Если войдя в мечеть уже читают икамат и начнут фарз, то сразу же надо встать на намаз. Потому что совершать сунну когда читают совместный намаз – макрух.
Вошедший в мечеть во время совершения фарза утреннего намаза, в сторонке от джамаата совершает сунну и присоединяется к джамаату. Если видит что не успеет на совместный намаз, то сразу же встает на совместный намаз за имамом. После этого уже сунну не совершает. Потому что после фарза утреннего намаза сунна не читается.
Если человек вошедший в мечеть во время зухра, обнаружит что читают икамат или уже начался совместный намаз, то сразу же следуя имаму встает на намаз. По окончанию фарза совершает первую сунну и после вторую сунну. Тот, кто вошел в мечеть на ночной намаз, в случае опоздания делает также как описано выше. (Халеби)
Вошедший в мечеть во время совершения фарза асра, сразу же встает на намаз за имамом. По завершению фарза не читает сунну. Потому что после фарза асра читать нафиля – макрух. Но можно читать пропущенные намазы. Каза-восполнение пропущенных намазов можно совершать пока еще до магриба есть 40 минут времени.
Увидев что мечети джамаат еще не начал фарз, то если позволять время, то надо совершить хотя бы два раката сунны. Наш пророк бывало совершал сунну асра в два раката. От сахабов передается также и то что пророк перед асром совершал два раката сунны.