ФАИЗ, РИБА (проценты, рост)
Вопрос: Каково место риба, фаиз (процент, рост) в исламе?
Ответ: В наши дни нет мусульман которые бы не знали что риба (фаиз (проценты, рост)), алкоголь, прелюбодеяние – харам. Харам, со временем не становится халялем. Даже сказано: «Уважительная причина, делает харам мубахом», но при окончании подобного фактора, харам снова вступает в силу. Например, тот кто может умереть от жажды, если нет ничего кроме вина, может выпить то количество, которое не даст ему умереть. Пить больше этого не разрешается. То же самое и с употреблением мертвечины.
В этих и других подобных случаях, риба нельзя назвать дозволенным. В книге «Таргиб» приведены хадисы про проценты:
«Риба (фаиз), одно из семи положении ведущих к погибели». (Бухари)
«Один из семи больших грехов, добывать средства процентами». (Беззар)
«Пусть будут прокляты дающие и берущие проценты». (Муслим)
«Пусть будут прокляты те, кто наносят на тело татуировку, те кто наносят себе тату, дающие и берущие проценты». (Бухари)
«Аллаху тааля не поместит в рай четверых людей: Это систематически употребляющий алкоголь, дающий проценты, растрачивающий имущество сироты и восстающий против родителей». (Хаким)
«Фаиз состоит из 73 частей. Самый легкий из них сродни прелюбодеянию с собственной матерью». (Хаким)
«Дать или взять один дирхам фаиза, хуже тридцатикратного прелюбодеяния». (Табарани)
«Добывавший пропитание только на фаизе, в конце впадет в нищету». (Ибни Маджа)
«Перед приближением Судного Дня увеличится фаиз, зина и алкоголь». (Табарани)
В НЕМУСУЛЬМАНСКОЙ СТРАНЕ
Про проценты существует множество хадисов. В 275-м аяте суры «Бакара» сказано: «Торговля халяль, проценты харам».
В книге «Мультека» пишется: В других странах, мусульмане могут занять у немусульманам деньги и взять с них проценты. В книгах «Маджма уль-анхур» и «Дюрар» пишется, что в немусульманских странах, мусульманам разрешено брать с немусульман проценты. В других случаях, кроме безвыходных ситуации, проценты являются запретным всегда и везде. (Джавхара)
Фаиз запретен не только в Исламе, но и во всех божественных религиях. В книге «Фатава-и хайрия» было сказано:
«Заняв не мусульманину 50 рублей и получив обратно с процентами 55, нужно будет вернуть 5 рублей. Потому что проценты запретны во всех религиях».
Фаиз бывает при долге, залоге и купле-продаже. В книгах по фикху передается о существований более семидесяти видов фаиза. Поэтому, при торговой сделке и других договоренностях, нужно тщательно изучить в каких случаях что является фаизом. Изучать такие положения, является фарз айном. Тот кто их не знает, может давать и получать проценты и таким образом совершает большой грех. А так как не знает что это харам, то не станет раскаиваться.
Досточтимый Имам Раббани говорит:
Давать долг с условием возврата большей суммы – фаиз. Все средства полученные путем запрещенного договора, является харамом. Если дать в долг 10 кг ячменя с условием возврата 12-и кг, то харамом будут все 12 кг ячменя. Так как взятые сверх 2 кг., нарушают права человека, то нужно их возвратить обратно. А оставшиеся 10 кг, которые являются харамом, отдаются бедняку в виде садака.
Один стакан мочи попавший в емкость с молоком, делает нечистым все молоко. С денег отданных в долг под проценты, невозможно отделить проценты. Также как и в случае с молоком, все деньги становятся грязными.
РАБОТА В БАНКЕ
Вопрос: Дозволена ли зарплата полученная за работу в банке?
Ответ: Да, зарплата, подарок полученные там, где перемешаны халяль с харамом, халяль.
ПРИБЫЛЬ ОТ ПРОЦЕНТОВ
Вопрос: Живу в Германий. Одни из местных имамов утверждают: ′′Проценты данные банками нельзя использовать для пропитания, их надо отдать на другие нужды′′. Некоторые имамы говорят: ′′Если данные банком проценты харам, то куда бы их не потратили, они остаются харамом. Если дозволенные, то могут быть потрачены на что угодно′′. Кто из них прав?
Ответ: Неправы первые. Вторые говорят правильно. Т.е. деньги из харама, куда бы они ни были потрачены, так и останутся харамом. Однако, в странах которые не управляются нормами Ислама, такие как Германия, проценты данные банками не являются харамом, о чем говорится в таких знаменитых трудах как «Кудури», «Джавхара», «Викая», «Хиндия», «Мабсут», «Дурр-уль мухтар», «Редд-уль мухтар».