1. Главная >
  2. Вера. Ангелы. Пророки. Предопределение. Книги. Судный День. Джины, >
  3. КОНЕЧНО МУМИН

КОНЕЧНО МУМИН

Вопрос: В книге «Там ильмихал» сказано: произнося о своем имане в будущем, т.е. при смерти, надо говорить «Я конечно же мумин». Мы в этом не сомневаемся, но не можем полностью осмыслить эту ситуацию, кажется что это сообщение из гайба (сокрытое). Как понять «конечно я мумин» подразумевая будущую смерть?   

Ответ:

В «Там ильмихале» приведены следующие слова Имама Раббани:

Когда спрашивают, - ты мусульманин, то имам а′зам Абу Ханифа говорит: «Надо сказать, (альхамдулиллях) конечно же я мусульманин». А имам Шафии говорит: «Надо сказать, (иншаллах) если даст Аллах, то мусульманин». Разница между ними только в словах. Потому что говоря о нынешнем имане, надо сказать, - конечно же мусульманин, а говоря об имане в предсмертном состояний, надо сказать, - если позволит Аллах, то в то время я буду мусульманином. Но более благоразумно и уместно говорить, - конечно же я мусульманин, чем сказать условно и говорить «иншаллах». (1/266, 2/67, 3,17)

Шафииты, имея ввиду последний миг, хотят сказать «иншаллах, умру верующим». Само собой, человек не знает каким он будет на последнем издыханий. Потому что может прожить верующим а умереть кафиром. Может всю жизнь прожить кафиром и умереть верующим.  

А мы ханафиты, говорим: «если сохраню свою веру, то конечно же умру с верой». Не утверждаем: «обязательно умру верующим», а говорим: «если мой иман сохранится, то конечно же умру верующим». Имея ввиду что не сомневаемся в своей вере, не говорим обязательно умрем с верой.

Вопрос: Почему шафииты не говорят «Конечно же я мумин» а говорят: «иншаллах я мумин»? Что здесь значит Иншаллах?

Ответ:

Иншаллах – слово которое произносят когда хотят сказать, если позволит Аллах, если для меня уготовано, все отдал на волю Аллаха.

Досточтимый Имам Газали, толкуя почему в шафии говорят иншаллах, сказал:  

Шафииты говорят иншаллах по 4-м причинам:

1 – Конечно же я мусульманин, конечно же я ученый – чтобы это не прозвучало как самовосхваление, добавляют иншаллах. Потому что, когда у мудреца спросили ′′что такое правда и при этом является плохим′′, то он ответил: «Плохо - когда человек хвалит себя даже если догстоин похвалы».

Если у человека спросят доктор ли он, ученый ли он, то если он действительно являясь доктором скажет, «иншаллах, да я доктор» не будет неправильным.

В 32-м аяте суры «Наджм» сказано:

«Не старайтесь возвысить себя, не любуйтесь собой, не считайте себя лучше».

В переводе одного хадис шарифа говорится:

«Тот кто называет себя алимом, джахиль». (Табарани) (Алим не хвастается собой, восхваляющий себя не считается настоящим алимом).

2 – Произносят иншаллах чтобы всегда поминать имя Аллаха. В одном из аятов сказано:  

«Не говори никогда я сделаю это завтра не прибавя если угодно Аллаху». (Кахф 23, 24)

Говорят не только при сомнений, но и в случаях когда обязательно собираются выполнить. В 27-м аяте суры «Фатх»:

«Если угодно Аллаху вы войдете масджид аль-харам».

Это передает сам Аллаху тааля. Сообщает, войдете в Мекку. А «иншаллах» сказал в качестве наставления. И наш пророк, при том что смерть неизбежна, говорит: «иншаллах умрем». Посещая могилу сказал:

«Ассалямуалейкум о страна муминов, иншаллах и мы придем к вам». (Муслим)

3 – И того, кто сумел довести свою веру до совершенства и человека со слабой верой называют мумином. Обладатели совершенной веры говорят, «иншаллах я мумин» и при этом не имеют ввиду что он не мусульманин.  Смысл этого, - я настоящий, истинный мумин. В 4-м аяте суры «Анфаль» сказано:

«Таковые суть истинно верующие».

Если сомневаются в истинности и совершенстве своей веры, то это не заблуждение. В таком случае можно сказать «иншаллах мумин». Здесь не сомневаются в своем мусульманстве, сомневаются в совершенстве своей веры. Иман обретает совершенство поклонениями. Нам неизвестно насколько совершенны наши поклонения. Разрешается говорит, «иншаллах я мумин» имея ввиду, - если есть на то воля Аллаха, то мой иман совершенен.

4 – Опасаются умереть без веры. Никто не имеет гарантию как он умрет. Если умрет без веры, то все хорошие деяния исчезнут. Принятие деяний зависит от смерти с верой. Если постящегося, в дообеденное время спросят держит ли тот пост, то он скажет «конечно держу». Но если пост окажется прерванным до вечера, то он уже не вправе будет говорить что соблюдает пост и считается солгавшим. Чтобы пост оказался действительным, он не должен прерываться до азана вечернего намаза. И чтобы иман оказался действительным, он (иман) должен быть и в последний миг жизни человека. Кто-то может всю жизнь прожить с верой а умереть кафиром, кто-то может прожить всю жизнь кафиром и умереть с  верой. После такого уже не имеет значения что он прожил жизнь кафиром, также и как и жизнь прожившего верующим и умершего кафиром не будет иметь никакого значения. Досточтимый Абуддарда говорит: «Тот кто не боится умереть без веры, умрет без веры». В 41-м аяте суры «Хадж» говорится:

«Конец всего зависит от Аллаха».

Иман, введет своего владельца в рай. Пост, выполнение обязанностей перед Аллахом. Прерванный до вечера пост не считается постом, тем самым обязательство не выполняется, и таким же образом иман которого не было к концу жизни, не введет своего владельца в рай. А поэтому сказали «иншаллах мусульманин». Имея ввиду, - в последний миг умру с верой. (Ихья)

(Все приведенные слова Имама Газали относятся к мазхабу шафии. Ханафитам надо говорить «конечно же я мумин»).

Другие статьи в этом разделе

ПУТИ ОЧИЩЕНИЯ ОТ ЗЛА

Вопрос: Как нам очиститься от зла которое поселяется в нашем сердце от грехов, от пищи которую мы ели с рук плохих людей, от зла плохих людей?

Ответ: Имам Раббани говорит: Чтобы очистить сердце от зла, нужно каяться (тауба) и просить у Аллаха прощения (истигфар).

Сподвижник пророка Абу Бакр сказал: Пять видов зла, освещают пять лучей.

1 – Поклонения, льют свой свет на зло этого мира.

2 – Покаяние, освещ...

ОТНОСИТЕЛЬНО ХИДАЯТА. КАК ПОЛУЧИТЬ ХИДАЯТ. 1

Хидаят – уверовать, стать мусульманином, оставить ересь и заблуждение, осознать истину как истину а ложь как ложь и таким образом вступить на верную дорогу. Также имеет и такое значение как поставить на правильную дорогу, указание правильной дороги, Коран, таухид. Также хидаят это, идти дорогой, которым доволен Аллаху тааля, указание правильного пути, когда Всевышний Аллах освобождает сердце человека от тоски и стесненности а вместо этого наполняет его спокойствием и свободой, когда воз...


Москва

1446 год, 10 - Зильхиджа.
2025 год, 6 - Июнь.
Имсак *0:35
Фаджр *1:29
Восход 3:40
Ишрак 4:57
Зауаль карахат 12:13
Зухр 12:44
Аср-и Аууаль 17:14
Аср 18:29
Исфирар 20:14
Магриб 21:18
Иштибак 23:30
Иша’а *23:18
Иша’а-и Сани -