1. Главная >
  2. Вера. Ангелы. Пророки. Предопределение. Книги. Судный День. Джины, >
  3. КОНЕЧНО МУМИН

КОНЕЧНО МУМИН

Вопрос: В книге «Там ильмихал» сказано: произнося о своем имане в будущем, т.е. при смерти, надо говорить «Я конечно же мумин». Мы в этом не сомневаемся, но не можем полностью осмыслить эту ситуацию, кажется что это сообщение из гайба (сокрытое). Как понять «конечно я мумин» подразумевая будущую смерть?   

Ответ:

В «Там ильмихале» приведены следующие слова Имама Раббани:

Когда спрашивают, - ты мусульманин, то имам а′зам Абу Ханифа говорит: «Надо сказать, (альхамдулиллях) конечно же я мусульманин». А имам Шафии говорит: «Надо сказать, (иншаллах) если даст Аллах, то мусульманин». Разница между ними только в словах. Потому что говоря о нынешнем имане, надо сказать, - конечно же мусульманин, а говоря об имане в предсмертном состояний, надо сказать, - если позволит Аллах, то в то время я буду мусульманином. Но более благоразумно и уместно говорить, - конечно же я мусульманин, чем сказать условно и говорить «иншаллах». (1/266, 2/67, 3,17)

Шафииты, имея ввиду последний миг, хотят сказать «иншаллах, умру верующим». Само собой, человек не знает каким он будет на последнем издыханий. Потому что может прожить верующим а умереть кафиром. Может всю жизнь прожить кафиром и умереть верующим.  

А мы ханафиты, говорим: «если сохраню свою веру, то конечно же умру с верой». Не утверждаем: «обязательно умру верующим», а говорим: «если мой иман сохранится, то конечно же умру верующим». Имея ввиду что не сомневаемся в своей вере, не говорим обязательно умрем с верой.

Вопрос: Почему шафииты не говорят «Конечно же я мумин» а говорят: «иншаллах я мумин»? Что здесь значит Иншаллах?

Ответ:

Иншаллах – слово которое произносят когда хотят сказать, если позволит Аллах, если для меня уготовано, все отдал на волю Аллаха.

Досточтимый Имам Газали, толкуя почему в шафии говорят иншаллах, сказал:  

Шафииты говорят иншаллах по 4-м причинам:

1 – Конечно же я мусульманин, конечно же я ученый – чтобы это не прозвучало как самовосхваление, добавляют иншаллах. Потому что, когда у мудреца спросили ′′что такое правда и при этом является плохим′′, то он ответил: «Плохо - когда человек хвалит себя даже если догстоин похвалы».

Если у человека спросят доктор ли он, ученый ли он, то если он действительно являясь доктором скажет, «иншаллах, да я доктор» не будет неправильным.

В 32-м аяте суры «Наджм» сказано:

«Не старайтесь возвысить себя, не любуйтесь собой, не считайте себя лучше».

В переводе одного хадис шарифа говорится:

«Тот кто называет себя алимом, джахиль». (Табарани) (Алим не хвастается собой, восхваляющий себя не считается настоящим алимом).

2 – Произносят иншаллах чтобы всегда поминать имя Аллаха. В одном из аятов сказано:  

«Не говори никогда я сделаю это завтра не прибавя если угодно Аллаху». (Кахф 23, 24)

Говорят не только при сомнений, но и в случаях когда обязательно собираются выполнить. В 27-м аяте суры «Фатх»:

«Если угодно Аллаху вы войдете масджид аль-харам».

Это передает сам Аллаху тааля. Сообщает, войдете в Мекку. А «иншаллах» сказал в качестве наставления. И наш пророк, при том что смерть неизбежна, говорит: «иншаллах умрем». Посещая могилу сказал:

«Ассалямуалейкум о страна муминов, иншаллах и мы придем к вам». (Муслим)

3 – И того, кто сумел довести свою веру до совершенства и человека со слабой верой называют мумином. Обладатели совершенной веры говорят, «иншаллах я мумин» и при этом не имеют ввиду что он не мусульманин.  Смысл этого, - я настоящий, истинный мумин. В 4-м аяте суры «Анфаль» сказано:

«Таковые суть истинно верующие».

Если сомневаются в истинности и совершенстве своей веры, то это не заблуждение. В таком случае можно сказать «иншаллах мумин». Здесь не сомневаются в своем мусульманстве, сомневаются в совершенстве своей веры. Иман обретает совершенство поклонениями. Нам неизвестно насколько совершенны наши поклонения. Разрешается говорит, «иншаллах я мумин» имея ввиду, - если есть на то воля Аллаха, то мой иман совершенен.

4 – Опасаются умереть без веры. Никто не имеет гарантию как он умрет. Если умрет без веры, то все хорошие деяния исчезнут. Принятие деяний зависит от смерти с верой. Если постящегося, в дообеденное время спросят держит ли тот пост, то он скажет «конечно держу». Но если пост окажется прерванным до вечера, то он уже не вправе будет говорить что соблюдает пост и считается солгавшим. Чтобы пост оказался действительным, он не должен прерываться до азана вечернего намаза. И чтобы иман оказался действительным, он (иман) должен быть и в последний миг жизни человека. Кто-то может всю жизнь прожить с верой а умереть кафиром, кто-то может прожить всю жизнь кафиром и умереть с  верой. После такого уже не имеет значения что он прожил жизнь кафиром, также и как и жизнь прожившего верующим и умершего кафиром не будет иметь никакого значения. Досточтимый Абуддарда говорит: «Тот кто не боится умереть без веры, умрет без веры». В 41-м аяте суры «Хадж» говорится:

«Конец всего зависит от Аллаха».

Иман, введет своего владельца в рай. Пост, выполнение обязанностей перед Аллахом. Прерванный до вечера пост не считается постом, тем самым обязательство не выполняется, и таким же образом иман которого не было к концу жизни, не введет своего владельца в рай. А поэтому сказали «иншаллах мусульманин». Имея ввиду, - в последний миг умру с верой. (Ихья)

(Все приведенные слова Имама Газали относятся к мазхабу шафии. Ханафитам надо говорить «конечно же я мумин»).

Другие статьи в этом разделе

ПРЕВРАЩЕНИЕ ИСЛАМА В ТРАДИЦИЮ

Вопрос: Как происходит превращение Ислама в традиции и обычаи, т.е. следование не Исламу а своему уму и взглядам?

Ответ: У Имама Наблуси, на 187 странице «Хадика» говорится: ''Утрата Ислама, т.е. превращение ее в традиции и обычаи, т.е. следование не Исламу а собственному разумению и взглядам появляются в четырех случаях: Первое, не следование  полученным знаниям. Второе, совершать что-либо не имея...

О Наврузе

В книге Баззазийя сказано: «Праздник Навруз, отмечается огнепоклонниками. В этот день, идти на сборища огнепоклонников, совершать их ритуалы, будет куфром. Мусульманин, отметивший этот день как праздник, потеряет веру и даже не будет знать об этом». Следуя аналогии этой фетвы, отмечать день и ночь Рождества, праздник Пасхи тоже ведет к неверию. (Саадати Абадийа)

Празднование навруза не имеет ничего общего с тюркскими народами, исламом и даже с Ираном. Этот праздник был у...


Москва

1445 год, 16 - Шаууаль.
2024 год, 25 - Апрель.
Имсак 1:31
Фаджр 2:06
Восход 4:50
Ишрак 5:59
Зауаль карахат 12:12
Зухр 12:43
Аср-и Аууаль 16:44
Аср 17:47
Исфирар 19:11
Магриб 20:08
Иштибак 21:30
Иша’а 22:54
Иша’а-и Сани 23:30