АБУ′ЛЬ-АСВАД АД-ДУАЛИ (радиаллаху анх)
Из величайших табиинов. Ученый по фикху и хадису. Имя Залим бин Амр. Родился в Куфе, вырос в Басре. Умер от чумы. Был знатоком литературы и поэтом. Передал очень много хадисов от досточтимых Умара и Али (радиаллаху анхум). Основатель науки нахв, т.е. грамматики и синтаксиса (построение связной речи). Однажды услышав из уст своей дочери слово, которое не сходится с правилами арабского языка, обратился к Али, «Арабский, в которую начали вмешиваться другие слова, начал портиться». Сам досточтимый Али, являясь истинным и совершенным знатоком арабского, разъяснил ему несколько общих правил. Расширив их, он основал науку нахв. Когда у него спрашивали у кого он изучил эту наук, то говорил что у Али (радиаллаху анх).
Точки в предложениях Священного Корана поставил Абу′ль Асвад ад-Дуали. Так как он был первым кто предложил написание правил, то его можно назвать отцом литературы. Был человеком очень обходительным и остроумным.
Вместе с досточтимым Али участвовал в битве при Сиффине. Среди известных личностей он занимает выдающееся место благодаря своим верным взглядам и праведным мыслям. Он был поэтом, находчивым и к тому же надежным передатчиком в науке хадис. Передал хадисы от Али бин Аби Талиба, Ибн Аббаса, Абу Зара (радиаллаху анхум) и других ученых. От него хадисы передавал его сын Яхья бин Я′мар. Виделся и с досточтимым Муавией (радиаллаху анх). Муавия встретил его очень тепло и назначил его кадием Басры.
Абу′ль Асвад учил детей правителя Ирака Зияд бин Абиха. В один из дней он обратился к Зияд бин Абиху со словами: «Арабы смешались с другими, не арабскими народами. Арабский начал терпеть изменения и портиться. С вашего позволения я хочу внести правила и положения для изучения арабского языка и исправления произношения». Зияд бин Абих не принял его предложение. Но ему удалось понять только тогда, когда к нему пришли с просьбой в котором прошение было произнесено словом противоречащим правилам арабского языка. Допустив сам же такую ошибку он пригласил Абу′ль Асвада и разрешил ввести положения арабского языка. Таким образом было положено начало науки нахв. У него изучали нахв такие большие ученые как Яхья бин Я′мар, Наср бин Асим.
Зияд бин Абих попросил Абуль-Асвада составить для людей руководство и сделать что-нибудь для правильного чтения Священного Корана. Но Абуль Асвад поначалу не проявил желания заниматься этим. Но когда он в один из дней услышал как в 3-м аяте суры «Тавба», в слове «ва расулуху», букву лям прочитали с касрой, то сказал «Я не мог предположить что может дойти до такого и люди начнут читать Священный Коран с такими ошибками». И обратился к Зияд бин Абиху со словами «Я выполню ваш приказ». Для ведения записей потребовал писаря. Катибу (писарю) он сказал: «Если при произнесений одной буквы услышишь фатху, то над буквой поставь точку, если мои губы собираются при дамме, то поставь точку перед буквой, при прочтений касры, поставь точку внизу буквы». Писарь так и начал записывать. И таким образом, точка используемая в качестве хараката (огласовки) появилось благодаря Абуль-Асваду.
В одном из своих произведений Абуль-Асвад о бренности жизни сказал так: "Натиск вещей, происходивших в это время, разрушил мою молодость, не оставив ничего, что было мне дорого".
1) «Вафаят-уль-а′йян» т.2 стр. 535.
2) «Камус-уль-а′лям» т.1 стр. 686.
3) «Мифтах-ус-са′ада» т.1 стр 89, 149, 150. т. 2 стр. 9, 10, 24, 45.
4) «Фихрист» стр. 61, 62.