1. Главная >
  2. Сподвижники, ученые, праведники >
  3. АБУДДАРДА (радиаллаху анх)

АБУДДАРДА (радиаллаху анх)

Один из известных сподвижников. Его имя Уваймир бин Зайд аль-ансари аль Хазрадж. Абуддарда это его кунья. Дата рождения неизвестна. Умер в 32 году хиджры (652 г.) в Шаме. Известный сахаба, ученый в таких науках как тафсир, хадис, фикх. Зная на память Священный Коран прославился еще и как передатчик Корана для огромного количества людей.

Абуддарда стал мусульманином во втором году хиджры. До этого был торговцем. Повидал много стран в путешествиях и виделся с большим  количеством людей. Вобрав в себя большое количество знаний, уединился чтобы совершать поклонения. Когда пророк (саллаллаху алейхи уасаллям) переселился в Медину, то Абуддарда узнал о превосходстве ислама и стал мусульманином. Как он говорил: «Вести одновременно торговлю и совершать поклонения оказалось невозможным. Оставив торговлю погрузился в  поклонения». Сражение при Бадре произошло до того как он стал мусульманином. Он стал участником сражений при Ухуде и всех других войн. В сражений при Ухуде все обратили внимание на его мужество. Пророк похвалил его словами: «Какой же великолепный воин Уваймир». Когда после хиджры пророк назначал сахабов друг-другу братьями по вере, то побратал его с Сальманом Фариси. Абуддарда был участником битвы при Хандаке, Худайбийском соглашений, взятий Хайбара, взятий Мекки, в сражениях при Хунайне и Табуке а также участвовал прощальном хадже. Выучил наизусть Коран при жизни пророка (саллаллаху алейхи уасаллям). Тафсиры многих аятов узнал лично из уст пророка (саллаллаху алейхи уасаллям).

Абуддарда (радиаллаху анх), после смерти расулуллаха (саллаллаху алейхи уасаллям), не в силах более оставаться в Медине, где все напоминало о пророке и не выдержав разлуки с ним, переселился в Шам. По просьбе досточтимого Умара, начал давать уроки в Шаме. Воспитал очень большое количество ученых. Вместе с уроками по тафсиру, хадису, фикху особо отмечены его уроки по Священному Корану. На занятиях особое внимание уделял кираату. На занятия в Дамасской мечети Джами Кабир, приходило большое количество учеников. Разбивал учеников на группы по 10 человек. Отдельно проверял каждую группу. На одном из занятий оказалось 1600 человек. Занятия посещали также и сахабы. Воспитал сотни ученых из табиинов. Самые известные из них, это ибн Амир аль-Яхсуби, Умми Дарда ас-Сугра, Халифа бин Са′д известный как Сахиб Абуддарда, Рашид бин Са′д и еще много ученых. Кроме этого, Абуддрада был знатоком науки Табабат (медицина). Лечил больных, мог изготовить лекарства.

Во времена правления Умара, на какое-то время вернулся в Медину. Досточтимый Умар назначил ему содержание как участнику битвы при Бадре. Во времена правления Османа (радиаллаху анх), Муавия, назначенный правителем Шама, попросил прислать человека в качестве кадия. Досточтимый Осман, сказав что с этой должностью лучше всех справится Абуддарда, приказал назначит его. Вместе с этой работой, он продолжил передачу знаний. Во время пребывания в Шаме, к нему прибывали из Куфы и других мест с вопросами по фикху, на что он давал фетву. 

Досточтимый Абуддарда передал хадисы от нашего пророка (саллаллаху алейхи уасаллям), Аишы (радиаллаху анх) и Зайд бин Сабита (радиаллаху анх). От него хадисы передали его жена Умми Дарда, Фадаля бин Убайд, Абу Умама, Ма′адан ибн Аби Талха, Абу Идрис Хавляни, Алкама бин Кайс, Саид бин Мусайяб, Мухаммед бин Сирин и еще множество ученых по хадису. Хадисы переданные Абуддардой, заняли место в известном сборнике «Кутуби ситта». 

Абуддарда положил жизнь служению исламу. Распространил знания полученные им из источника нубувват. Скончался в последние годы правления халифа Османа. Сын Абдуллах бин Салямы Юсуф сказал: «Я находился рядом с Абуддардой когда он находился при смерти. Он мне сказал: Вставай, сообщи что я собираюсь умирать». Я вышел и сказал людям что приблизилось время смерти. Услышавшие эту весть начали подходить к дому. Дом и двор наполнились людьми. Затем он попросил вынести его на улицу. Мы его вынесли и он попросил посадить его. После тогоо как его усадили, он обратился к собравшимся: «О люди, я слышал от пророка как он говорил: ′′Тот, кто совершит тщательное омовение без недостатков и затем с искренностью совершит намаз, тому Аллаху тааля исполнит его желания′′». После этого он обращался к собравшимся с наставлениями на протяжении времени одного намаза. Это были последними его словами.

Наш пророк сказал: «У каждой уммы есть судья. Судья этой уммы, Абуддарда». Муаз бин Джабаль (радиаллаху анх) перед смертью, завещал своему ученику Амр бин Маймуну пользоваться знаниями Абуддарды, «На земле не было человека лучше него» сказал он. С каждым человеком был в прекрасных отношениях. Подавлял свой гнев и злость, всегда был приветлив. Никого не обижал, ни на кого не обижался. Был очень скромным и щедрым. Каждого пришедшего гостя встречал с большими почестями, при этом сам же ухаживал за гостем. Заслужил огромное уважение как обладатель большого багажа знаний, богобоязненности, высокой нравственности и еще множества достоинств.

У Абуддарды было двое жен. Одна из сахабов. Ее звали Хайра бинти Хадрад, которая была известна под прозвищем Уммуддарда аль-Кубра. Эта женщина была ученым в науках фикх и хадис. Хадисы от нее есть во всех известных шести сборниках. Другая жена из табиинов и известна как Уммуддарда ас-Сугра, ее имя Хурайма. У него было четверо детей: Биляль, Язид, Дарда и Насиба.

Его жена Умму Дарда рассказывала: «Когда Абуддарда разъяснял или передавал хадис, то на его лице всегда сияла улыбка. Я как спросила почему он улыбается. ′′Расул-и акрам (саллаллаху алейхи уасаллям), произнося хадис всегда улыбался′′ - ответил он мне». 

Кайс бин Касир передал: «В один из дней, к Абуддарде приехал человек из Медины. Зашел проведать его. Абуддарда спросил у него причину визита. Он ответил: ′′Я слышал что вы передаете хадисы услышанные от пророка (саллаллаху алейхи уасаллям). Поэтому я здесь′′. Абуддарда спросил: ′′Разве ты приехал не по торговым делам?′′ Но тот сказал что нет. Он снова спросил может ты приехал по другим делам или по какой-либо нужде. Но путник сказал что приехал только лишь чтобы послушать хадисы. Тогда Абуддарда (радиаллаху анх) сказал: Если так, то слушай и прочитал этот хадис шариф:

Я слышал от пророка следующие слова:

«Если человек выйдет в дорогу за знаниями, то Аллаху тааля откроет ему дорогу в рай. Ангелы, преисполненные уважением к людям идущими за знаниями, раскинут свои крылья под их ногами, обитатели небес и земли будут просить Аллаха простить обладателей знаний. Даже рыбы под толщей воды будут молится за них. Превосходство алима (ученого) над абидом (занятого поклонениями), такое же как у луны перед звездами. Ученые наследники пророков. Они не идут за дирхамами и динарами (за деньгами), они идут за знаниями. И поэтому, они возьмут от знаний столько прибыли, сколько это будет возможно».

Еще как-то раз, в дом Абуддарды пришел человек. Он спросил, если останешься на ночь, то приготовлю тебе место, если тебе надо ехать, то приготовлю тебе припасы  на дорогу. Гость сказал что ему надо ехать. Если так, то приготовлю тебе самую лучшую пищу, если бы было еще лучшая пища, то и ее дал бы тебе. Затем продолжил: «В один из дней, я пришел к пророку (саллаллаху алейхи уасаллям). Я сказал, ′′О расулуллах (саллаллаху алейхи уасаллям), богатые получают прибыль и в этом мире и в будущей жизни, они и намазы совершают и соблюдают пост, к тому же еще и дают садака. А мы, из-за своей бедности, не имеем возможности давать садака′′. На это пророк ответил мне, ′′Хочешь я скажу тебе кое-что? Если сделаешь это, то получишь то, что получат только те кто совершают это. И никто из тех кто не делал этого, не смогут обрести этого. После каждого намаза произноси 33 раза тасбих (субханаллах), 33 раза тахмид (альхамдулиллях) и 33 раза такбир (Аллаху акбар)′′».

Как-то один из курайшитов сломал зуб одному из ансаров. Потерпевший пришел в досточтимому Муавие. Муавия порекомендовал простить. Но пришедший с жалобой на соглашался на примирение. Тогда Муавия порекомендовал обратиться к Абуддарде. На это Абуддарда (радиаллаху анх) сказал: Я слышал от пророка (саллаллаху алейхи уасаллям), «Если мусульманин получит от другого какой-либо физический вред и простит его, то Аллаху тааля поднимет его уровень на одну степень. Простит одну его ошибку». Потерпевший посмотрел на Абуддарду и спросил, «Ты это слышал от пророка?» Да, слышал собственными ушами и утвердил в сердце, - ответил Абуддарда. На это пострадавший сказал что прощает обидчика и не держит на него зла.

В один из дней, Абуддарда сидел в мечети в Шаме. В это время вошел человек и начал свое дуа: «О Господь! Будь моим помощником в одиночестве, беспокойся за меня в лишений. Пошли мне хорошего и ценного друга». Услышав такое, Абуддарда подошел к нему и сказал: Я слышал от пророка (саллаллаху алейхи уасаллям), «Среди людей есть такие которые вредят себе, они находятся в скорби и печали. Есть среди людей такие, которые избегают чрезмерной траты, они бережливы и проявляют умеренность. Их расчет будет легким. После них, есть люди, которые соревнуются в добрых делах, которые без расчета войдут в рай».

Досточтимый Абуддарда как-то заступился за человека которого люди ругали за какой-то проступок, «Если бы он упал в глубокий колодец, то разве вы не стали бы его оттуда вызволять?» Люди конечно же согласились с ним. Абуддарда продолжил, «Ну раз так, то не оскорбляйте его, проявите признательность Всевышнему Аллаху и вознесите ему хвалу что защитил вас от совершенного им пакости!» А когда спросили у самого Абуддарды, А ты сам злишься на него? - то оно ответил: «Я зол не него самого а на его поступок».

Некоторые хадисы переданные Абуддардой (радиаллаху анх):

«Щедрость исходить от устойчивой, крепкой веры. Обладатель крепкой веры не войдет в ад. Скупость же исходит от сомнения. Пребывающий в сомнениях не войдет в рай».

В хадис шарифе переданным от Абуддарды было сказано: «Читайте для меня много салаватов в пятницу! О них мне тут же будут сообщать». Абуддарда, который в это время был рядом, спросил, ′′А после смерти будут сообщать?′′ Он ответил, «Да, и после моей смерти будут сообщать. Потому что земле запретили гноить тела пророков. Они после смерти живы и получают свой ризк».

«Будут прощены грехи того, кто накормил брата по вере его любимой едой. Обрадовав брата по вере, обрадует этим самым Всевышнего Аллаха».

«В судный день, вы будете приглашены по своим именам и именам ваших отцов. Стало быть давайте детям хорошие имена».

«Наилучшее деяние которое перевесит весы - хорошая нравственность».

«Когда кто-либо сделает дуа за брата по вере, то один ангел скажет, ′′и тебе такого же′′»

«То, что сейчас доставляет вам беспокойство, из-за ваших неправильных деяний»

«Каждый кто прочитает первые 10 аятов суры Кахф, защитит себя от зла Даджала и обманщиков».

«Все болезни берут свое начало от переедания».

«Расцените дуа страдающего и огорченного как добычу».

«Часто повторяйте ′′субханаллахи вальхамдуллиляхи ва ля иляха илаллаху валлаху акбар ва ля хауля ва ля кууата илля биллях′′. Потому как это из благородных деяний. Они будут высыпать грехи так же как деревья сбрасывают листья. Они из райских сокровищниц».

«Когда раб проклинает что-нибудь, то проклятие поднимается на небеса. Закроются многие  двери. Не сумев войти возвратится обратно, но земные двери тоже закроются и проклятие никуда не войдет, начнет метаться направо и налево. Не найдя себе место, возвратится к тому кого прокляли. Если заслуживает то останется, если нет, то возвратится к проклинавшему».

«О Абуддарда! Рассказать тебе про население ада? Это хвастуны, высокомерные и те, кто препятствуют добру. Сказать ли тебе о народе рая? Любой бедняк который клянется Аллахом и Аллах исполняет его просьбу».

Высказывания Абуддарды (радиаллаху анх):

«Не осталось бы желания оставаться при жизни если бы не было трех условий. Поститься ради Аллаха и сидеть без воды в жаркий и длинный день, совершить суджуд ради Аллаха в середине ночи и вести беседу с тем, кто подбирает слова также как отбирает лучшие фрукты».

«У того кто унижается перед людьми умирает сердце». 

«Совершайте поклонения так, словно вас видит Аллаху тааля. Считайте себя мертвыми, добро не пропадет, грех не забудется».

 «Нет человека без недостатков ума. Потому что он радуется когда получает мирскую прибыль, но не думает что жизнь стала короче».

«Добро не во множестве богатства и детей. Добро – это когда человек начал понимать величие рабства, начал больше совершать дения, оставил развлечения с людьми и ушел чтобы совершать поклонения Аллаху. Если делаешь добро, то восхваляй Аллаху тааля, если согрешил то раскайся». 

«Если бы вы знали что вас ждет после смерти, то вы по собственному желанию не могли бы ни есть ни пить». 

«В качестве назидания достаточно смерти».

«Тот, кто часто думает о смерти, избавится от излишества и зависти».

«Алим не считается алимом пока не действует согласно своим знаниям».

1) Бухари («Фадаиль-уль-Куран» раздел 8)

2)  «Хулиет-уль-авлия» т.1 стр. 208

3) «Изалят-уль-хафа» т. 2 стр. 208

4) «аль-Истиаб» т. 3 стр. 15

5) «Тахзиб-ут-тахзиб» т. 9 стр. 12

6) «Табакат ибн Са′д» т. 7 стр. 391

7) «Муснад Ахмед бин Ханбаль» т. 5 стр. 243

8) «Сунан Тирмизи» («Китаб-уз-зухд» раздел 64)

9) «Аль-алям» т.2 стр. 16

10) «Табакат-уль-кубра» т. 5 стр. 5 стр 98

11) «Там ильмихал саадати абадия» стр. 998

12) «Файдели бильгилер» стр. 68

13) «Тазкират-уль-хуффаз» т. 2 стр. 24

14) «Аль-исаба» т. 3 стр. 45

Другие статьи в этом разделе

У АЛИ БЫЛ ДОБРЫЙ НРАВ

Сподвижник пророка Али (радиаллаху анх) был человеком очень мягким, который никогда не злился. Был у него раб по имени Камбар.

Камбар с большим удовольствием выполнял все свои обязанности.

Как-то Али (радиаллаху анх) находясь в своей комнате позвал Камбара. Но тот не отвечал.

- Камбааар!

Но ответа не было. Камбар все слышал и намеренно не отвечал. Али забеспокоился.  

Ведь совсем недавно он видел Камбара прямо у двери. Окликнул Камбара се...


Москва

1445 год, 10 - Шаууаль.
2024 год, 19 - Апрель.
Имсак 2:05
Фаджр 2:35
Восход 5:04
Ишрак 6:12
Зауаль карахат 12:13
Зухр 12:44
Аср-и Аууаль 16:39
Аср 17:39
Исфирар 19:00
Магриб 19:56
Иштибак 21:15
Иша’а 22:29
Иша’а-и Сани 22:56