ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ФЕТВУ
Вопрос: Когда выносят фетву принимая решения прочитав Коран и хадисы, то считается ли это фетвой, а еще лучше объясните что такое фетва?
Ответ: Фетва - разъяснение того, соответствует или не соответствует вопрос тому, что разъяснено в Исламе. Одно только ''разрешено'' или ''не разрешено'', не считается фетвой. В качестве доказательства нужно привести какими трудами по фикху для этого пользовались, в каком месте книги это приведено. Фетвы неправильны, если для его вынесения не опирались на труды по фикху. Опираться на них, действовать по этой фетве не разрешено. Не познавшего Ислам, вычитавшего аяты и хадисы не понимая их значения и по своему усмотрению выносящего из них смысл, нельзя назвать ученым Ислама. Такие люди похожи на бейрутских священников, всего лишь толмачи со знанием арабского языка. Как бы красиво они не излагали, все что они скажут не имеет никакого значения. Всевышний Аллах не одобряет все что сказано и написано не ссылаясь на слова и труды ученых ахли сунна. В «Ибн Абидин» сказано:
«Неправильно когда фасик становится муфтием. На выданные им фетвы не опираются. Потому что фетва, это вопрос веры. В религиозных вопросах, слова фасиков в расчет не берутся».
Вопрос: Что такое фетва?
Ответ: Фетва – это заключение, данное ученым о соответствий или несоответствий решения исламу, из какого места какой книги по фикху оно было взято. Если не показывают источник и утверждают разрешено или не разрешено, то это не считается фетвой.
Муфтий который выносит фетвы, должен быть муджтахидом. Если муфтием назначается человек не являющийся муджтахидом, то ему необходимо говорить то, что прочитано из книг переданных муджтахидами. (Ибн Хумам)
Тот, кто не является муджтахидом, прочитав хадис не может руководствоваться им по собственному понимаю данного хадиса. Он обязан действовать фетвой муджтахидов из своего мазхаба. (Кифая)
Во времена Чингиз хана, Фатимидов и даже Аббасидов были чиновники именуемые муфтиями которые дозволяли харам. Часть из них были действительно муфтиями. А часть говорила то, что угодно правителям. Исламские муфтии – это, ученые которые разъясняют предписания и запреты Всевышнего Аллаха. А чиновники, которых называли муфтиями, совсем не знали ислам. Если какой-либо правитель приказывал совершить запрещенное, то они не говорили «Всевышний Аллах не разрешил это». Или же когда какой-либо злодей не совершал предписание Аллаха, то не говорили: «Это должно быть выполнено». Таким образом вовлекали мусульман в грех и большие несчастья. В подобные времена, неравнодушные к своей религий мусульмане, спасли свою веру обращаясь к трудам ученых и книгам ильмихал.
ОШИБОЧНАЯ ФЕТВА
Вопрос: В чем опасность ошибочного ответа на вопросы веры?
Ответ: Опасность очень огромная. Тот, кто объявляет харам халялем или же халяль харамом, входит в неверие. Не муджтахиду не разрешено выносить фетву из аятов и хадисов по собственному усмотрению. Потому что из аятов и хадисов, имамы 4-х мазхабов, выносили разные фетвы. И поэтому, каждый должен следовать своему мазхабу, говорить о фетвах ученых своего мазхаба. Нужно очень тщательно избегать утверждений разрешено или нет не обратившись в первую очередь к трудам ученых!
В одном из благословенных хадисов сказано:
«Тот кто из вас не боится вынести решение, тот без страха войдет в огонь». (Дарими)
Не избегающий харамов - джахиль. Потому что, «джахиль смелый», т.е. этим самым хотели сказать «Джахиль не боится согрешить». Дать ошибочную, неправильную фетву большой грех. В хадис шарифе было сказано:
«Выдавшего решение не имея знания, будут проклинать ангелы земли и небес». (Ибн Лал. И. Асакир)
«Ангелы ада Забани, грешному хафизу будут давать более сильные наказания чем идолапоклоннику. Потому что осознанно совершаемый грех, хуже греха о котором не знали». (Табарани)
«Моя умма погибнет из-за плохих ученых, невежественных абидов (совершающих много поклонений). Наихудший из худших, плохой алим. Наилучший из лучших, хороший ученый». (Дарими)
«Не так опасен для вас Даджаль, чем плохие имамы». (И. Ахмед)
Если человек не знает ответа на заданный вопрос, то должен сказать, «Не знаю, мне надо посмотреть в книгах, если найду то отвечу». Сказанное человеком «Не знаю» говорит о высоком уровне знаний. В хадис шарифе сказано:
«Мне неизвестно являются ли Узайр и Зулкарнай пророками. Я отвечал ′′не знаю′′ когда спрашивали о самом лучшем месте, пока не пришел Джабраил. Но он сказал что тоже не знает. Сообщил об этом только Аллаху тааля, Лучшее место - это мечети, самое худшее - это улицы». (Абу Давуд)
«Говорить ′′не знаю′′ от знаний». (Ибн Маджа)
«Называющий себя алимом - джахиль». (Табарани)
«Перед приближением ахирата, ученых и знаний станет меньше. Невежественные и извращенные люди от религий, своими ошибочными решениями станут пробуждать фитну и вводить в заблуждение». (Бухари)
«Моя умма понесет большие потери от плохих деятелей религий». (Хаким)
Ученые ахли сунна говорят:
- Сказать «не знаю», является половиной знаний. Вознаграждение промолчавшего из-за своего незнания нисколько не меньше за сказанное знающим. Потому что признание своего незнания, очень больно бьет по нафсу. (Шаби)
- Больше всего подавляет шайтана «Не знаю» сказанное ученым. На это он говорит, «Для меня его молчание вреднее его слов». (Ибрахим Адхам)
- Истинный ученый тот, кто боится вопроса «Из какой книги этот ответ?» в судный день. (Хаким Нишапури)
Досточтимый Джабир рассказал:
Во время путешествия, у одного из моих товарищей поранилась голова. Он спросил у своих спутников?
- Можно ли обойтись муской (амулет)?
Те ответили:
- Нет, нельзя. Промой рану!
Он помыл голову и умер. По прибытию в Медину мы сообщили об этом пророку. Он сказал:
- «Пусть Аллах убьет тех, кто стал причиной его смерти. Почему они не расспросили? Лекарство для невежды, спрашивать и узнавать!» (Мишкат)
Эти люди, так как не стали расспрашивать знающих и сами дали фетву, услышали такие резкие слова и в их адрес было сказано, «Пусть Аллаху тааля убьет их». А теперь, надо понять что будет с теми, кто выдает себя за религиозного деятеля, не обращается к книгам ученых ислама и своим коротким умом делает попытки придать собственный смысл аятам и хадисам чем разрушают веру и религию мусульман.
Назвать такого человека похитителем имана будет к месту. Пусть Всевышний Аллах убережет нас от подобных воров!
Когда не дают ответа по предписаниям ислама, то такое невыполнение своих обязанностей достойно осуждения. В хадис шарифе сказано:
«Если не дают ответа на заданный вопрос зная при этом ответ, то в судный день на него оденут узду из огня». (Тирмизи, Абу Давуд, Ибн Маджа)
«Ученому не разрешено обойтись молчанием, а невежде не спросить того, чего не знает. Потому что Аллаху тааля предписывает ′′Если не знаете, то спросите у знающих′′». (Табарани)
Знания не передаются тем, кто не понимает ее ценность. В хадис шарифах сказано:
«Передающий знания недостойному похож на того, кто украшает свинью ожерельями из бриллиантов, жемчуга и золота». (Ибн Маджа)
«Нам пророкам было приказано доносить каждому по уровню его восприятия и понимания». (Имам Газали)
«Разговаривать на непонятном для ума уровне, приведет к фитне». (Ибн Асакир)
Али (радиаллаху анх) указывая на свою грудь сказал: «Это место наполнено знаниями столько, сколько вам надо. Могу все их передать тому, кто сможет их унести».
′′К ученому обратились с вопросом, на который он не дал ответ. Тогда человек сказал ученому:
- Разве ты не знаешь хадис: «Тому кто скрывает свои знания, Аллаху тааля оденет узду из огня?»
- Такую узду на меня накинут если я не дам ответ тому, кто его поймет′′. ответил ученый.
В Священном Коране говорится: «Не отдавайте свои богатства транжирам и глупцам». Если не отдается имущество, то знания и подавно. Данные ему знания приведут к фитне. (Ихья)
Вопрос: Может ли религиозный деятель истолковать религию по своему усмотрению, выдать неверную фетву?
Ответ: В книгах «Танбих.. » и «Мухтасар-и тазкира» приведены хадисы:
«Ближе к ахирату, уменьшатся знания и увеличится невежество».
«Уменьшение знаний связано с уменьшением количества ученых. Невежественные имамы по своему усмотрению станут выносить фетвы и сеять фитну. Будут вводить людей в заблуждение».
Эти благословенные хадисы сообщают что с приближением судного дня, количество невежественных, грешных и извращенных людей от религий станет больше, они станут обманывать мусульман.
Вопрос: Может ли навредить вынесение фетвы из аятов и хадисов по собственном усмотрению, а также тому кто стал следовать такой фетве?
Ответ: Если люди от религий, которые считают себя муджтахидами и считают себя вправе выносить собственный смысл аятам и хадисам, или же по собственному умозаключению будут говорить о вероучений и условиях веры о которых не было сказано в ясной форме, или о них знают не все, то если сказанное ими будет ошибочным, то у поверивших в такие ошибки теряется вера. Например, муджтахид который не верит в мирадж пророка или в вопросы в могиле путем иджтихада, будет считаться нововведенцем. А обычный человек обладающий верой, который не является муджтахидом, теряет веру из-за того, что не придает должного значения положениям ислама.