ВСЕМ НУЖНАЯ ВЕРА - 24
Вопрос: Человек, прочитавший переводы испорченных книг безмазхабников, говорит: «Мы должны читать тафсиры Корана. Вверять изучение нашей религии, Священного Корана ученым-богословам очень опасная и пугающая мысль. В Коране не говорится: “О учёные-богословы”, там содержатся такие обращения как: “О верующие”, “О люди”. Поэтому каждый мусульманин должен сам понимать Коран, а не ждать, что другие ему что-то объяснят».
Этот человек хочет, чтобы все читали тафсиры и хадисы. Он не рекомендует читать книги по каляму, фикху и ильмихалы исламских учёных, ученых ахли сунны. Книга египтянина Рашида Ризы «Единство в исламе и мазхабы фикха», опубликованная управлением по делам религии (Турция) от 1394 [м.1974] года под номером 157, вызвала большое замешательство. Во многих местах этой книги, например, в шестом выступлении говорится:
«Муджтахидов возвысили до уровня пророков (салаватуллахи тааля алейхим аджмаин). Более того, отказавшись от хадиса пророка (саллаллаху тааля алейхи уасаллям), они предпочли слово муджтахида (имама мазхаба), которое не соответствует хадису. Они посчитали, что этот хадис мог оказаться насихом (отмененным) или у их имама мог быть иной хадис.
Эти подражатели, отказавшись от хадиса пророка, которому не свойственно ошибаться, действуют, опираясь на слова тех, кто при вынесении хукмов (решений) могли ошибаться или не иметь знаний, тем самым перестав подражать своим муджтахидам. Они отклонились даже от Корана. Они говорят, что никто, кроме имама-муджтахида, не способен понять Коран. Подобные слова факихов и других подражателей показывают, что они переняли их от иудеев и христиан. Между тем, понять Коран и хадисы намного легче, нежели книги, написанные факихами. Освоившие арабский язык и его особенности, не испытают трудностей в понимании Корана и хадисов. Кто станет отрицать, что Аллаху тааля обладает могуществом донести Свою религию в доступной форме?! Кто может отрицать, что расулуллах лучше всех понимал и более всех был способен донести цель и желания Всевышнего Аллаха?! Говорить, что разъяснений пророка недостаточно для его уммы, будет означать, что он не смог в полной мере выполнить свою миссию по призыву к исламу. Если бы большинство людей не было бы способно понять Коран и сунну, Аллаху тааля не возложил бы на всех людей ответственность за выполнение предписаний Корана и сунны. Человек должен знать доказательства того, во что он верит. Аллаху тааля осуждал таклид (подражание), объяснял, что подражание предкам непростительно. Аяты говорят, что Всевышний Аллах категорически не приемлет таклид. Понять фуру’ ад-дин (практическую часть) религии, опираясь на доказательства, намного легче, чем понять ту часть, где излагается понимание имана. Если Он предлагает трудное, то нетрудное разве не сочтёт обязательным для знания? А если при вынесении решений относительно некоторых редких случаев возникают сложности, то незнание и невыполнение считается простительным. Факихи сами выдумали ряд вопросов и вывели для них решения. Они пытались подвести под них доказательства путем рай (личного суждения), кияс джали (открытого, ясного сравнения), кияс хафи (скрытого сравнения). Это коснулось и поклонений, которые невозможно постичь умом. Таким образом, они расширили религию и вывели ее на несколько уровней, затруднив ее постижение. Они усложнили положение мусульман. Я не отрицаю кияс (сравнение). Я говорю, что в поклонениях нет места киясу. Вера и поклонения получили завершенность во времена пророка. Никто не может добавить к этому ничего. Имамы-муджтахиды запретили людям совершать таклид, сделали таклид харамом».
В вышеупомянутом отрывке из книги «Единство в исламе и мазхабы фикха» безмазхабника Рашида Ризы, так же как и во всех книгах безмазхабников, мусульманам запрещают следовать имамам четырех мазхабов. Приказывают всем изучать тафсиры и хадисы. Что вы можете сказать по этому поводу?
Ответ: Если внимательно читать то, что пишут безмазхабники, то сразу становится очевидным, что они пытаются обмануть мусульман, скрывая свои порочные мысли и раскольнические взгляды под красноречивыми фразами и гнилыми логическими цепочками. Несмотря на то, что неграмотные люди верят и следуют им, полагая, что их утверждения основаны на логике, разуме и науке, однако, обладающие знаниями и проницательные люди никогда не попадут в их сети.
Для того чтобы оградить молодежь от впадания в безмазхабничество, приводящее мусульман к бесконечным несчастьям, на протяжении четырнадцати веков исламскими учеными (рахима-хумуллаху тааля) было написано тысячи ценнейших книг. В качестве ответа на вопрос, заданный выше, мы сочли уместным привести перовод отрывка из книги Юсуфа Набхани “Xудджат-ул-лахи-алель-алямин”, начиная с 771-ой страницы: «Не каждый способен выводить решения из Корана. Поскольку даже имамы-муджтахиды не могли вывести все ахкамы Корана, пророк (саллаллаху алейхи уасаллям) разъяснял их своими хадисами. Так же как Священный Коран мог разъяснить только расулуллах (саллаллаху алейхи уасаллям), так же и хадисы могли понять и разьяснить только сподвижники и имамы-муджтахиды.
Для этого Аллаху тааля наделил имамов-муджтахидов акли и накли знаниями, проницательностью, острым умом, сообразительностью и многими другими высшими качествами. Самым главным качеством имамов-муджтахидов является таква (богобоязненность). Затем – божественный свет, которым наполнены их сердца. Благодаря этим качествам, опираясь на калям Всевышнего Аллаха и расулуллаха, нашим имамам-муджтахидам удалось понять Их цели и желания. А то, что им не удалось понять, они объясняли посредством кияса. Каждый из имамов четырёх мазхабов говорил, что их слова не основаны на рай (личном суждении). Своим ученикам они говорили: «Если вы встретите достоверный хадис, то откажитесь от моих слов и следуйте хадису расулуллаха!» Эти слова наши имамы-муджтахиды говорили алимам, которые обладали глубокими знаниями в религии и были такими же муджтахидами, как и они сами. Этим алимам были известны доказательства четырех мазхабов, и они могли выбрать лучшее из нескольких решений. Изучив доказательства иджтихада имама мазхаба и свидетельства, вновь обнаруженного достоверного хадиса, его передатчиков (рави), установив, что из них было сказано позже и многие другие условия, эти учёные-муджтахиды понимали, кому из них отдать предпочтение. Или же из-за того, что до имама-муджтахида еще не дошел хадис, который мог бы послужить доказательством в определенной ситуации, он выводил решение путем кияса (сопоставления аналогий). Его ученики, узнав о подобном хадисе, для этой ситуации выводили другое решение. Но, при выведении подобного иджтихада, его ученики не нарушали правил, установленных имамом мазхаба. Муфтии-муджтахиды, пришедшие позже, при вынесении фетвы поступали так же. Из всего вышеизложенного следует, что мусульмане, подражающие имамам четырех мазхабов и муджтахидам, получившим знания в этих мазхабах, подчиняются решению и воле Всевышнего Аллаха и Его посланника. Из Священного Корана и хадисов эти муджтахиды могли понять и передать те постановления, указания, которые были не понятны другим. Мусульмане же следовали тому, что эти муджтахиды постигали из Книги и сунны и сообщали. Ибо в 43-м аяте суры “Нахль” говорится (смысл): «Если не знаете, спросите у знающих!»
Этот аят показывает, что не все смогут правильно понять Книгу и сунну и приказывает, чтобы не понимающие, не пытались разобраться в Коране и хадисах, а обратились к тем, кто понимает. Если бы все могли правильно понимать смысл Корана и хадисов, то не появилось бы 72 заблудших течения. Основателями всех этих течений были глубокие ученые. Однако ни один из них не смог правильно понять нассы, т.е. смысл Корана и хадисов. Их ошибочные толкования привели к тому, что они сами сошли с верного пути и стали причиной несчастий для миллионов мусульман. Некоторые из них зашли так далеко в плане неверного толкования нассов, что мусульман, находящихся на верном пути, называли кафирами, мушриками. В ваххабитской книге «Кашф-уш-шубухат», переведенной на турецкий язык и распространяемой подпольно в Турции, говорится, что убийство и разграбление имущества мусульман, придерживающихся вероучения ахли сунны, является мубахом.
Только имамам мазхабов общины Своего любимого пророка (саллаллаху алейхи уасаллям) Аллаху тааля соблаговолил совершать иджтихады, основать свои мазхабы и объединиться всем мусульманам в этих мазхабах. Сотворив имамов вероучения, Всевышний Аллах не позволил заблудшим, зиндикам, мульхидам и шайтанам в человеческом обличье исказить знания о вероучении и имане, а сотворив имамов мазхабов, защитил Свою религию от разрушения. Поскольку христианство и иудаизм лишены этого благословения, они подверглись искажению, превратились в игрушку.
Ученые ислама единодушны во мнении, что спустя 400 лет после смерти пророка (саллаллаху алейхи уасаллям), глубоких ученых, способных совершать иджтихад, не осталось. Ясно, что человек, говорящий о необходимости совершения иджтихада в настоящее время, является безумцем или невеждой. Большой ученый Джалаладдин Суюти (рахима-хуллаху тааля) утверждал, что достиг уровня иджтихада. Ученые того времени задали ему вопрос и попросили определить, какой из двух вариантов ответа является наиболее надежным. Он не смог ответить, сославшись на отсутствие времени из-за большого объема работы. Однако то, что от него требовалось, - это совершение иджтихада в фетве, а это самый легкий уровень иджтихада. Если такой глубокий ученый как имам Суюти избегает иджтихада в фетве, то кем, если не безумцами или невеждами, можно назвать тех, кто призывает мусульман совершать мутлак иджтихад? В своей книге «Ихья-уль-улум» имам Газали (рахима-хуллаху тааля) пишет, что в его времена муджтахидов не было.
Если мусульманин, не являющийся муджтахидом, обнаружит достоверный хадис и будет затрудняться следовать, не соответствующему этому хадису, решению имама своего мазхаба, то ему следует найти муджтахида среди четырех мазхабов, иджтихад которого соответствует этому хадису и поступить согласно условиям и требованиям его мазхаба. Большой ученый имам Навави (рахима-хуллаху тааля) в книге «Равдат-ут-талибин» очень подробно раскрывает эту тему. Ибо, не достигшим уровня иджтихада, недозволительно выносить решения из Книги и сунны. Сейчас, некоторые безграмотные люди утверждают, что они достигли уровня мутлак муджтахида, что они могут выводить решения из нассов, т.е. из Корана и сунны и, что следовать одному из четырех мазхабов им больше нет необходимости. Они отказываются следовать мазхабу, которому следовали на протяжении долгих лет, пытаются искоренить мазхабы своими испорченными рассуждениями. Они говорят такие невежественные и глупые вещи как: «Мы не можем следовать мнениям таких же религиозных людей, как мы». По наущению шайтана и подстрекательству нафса они возомнили себя выше других. Они не понимают, что подобные высказывания показывают их глупость и низость, а не превосходство. Также, среди них мы можем видеть невежественных и заблудших людей, которые говорят и пишут о том, что все должны читать тафсиры и выводить решения из тафсиров и Бухари. Будь осторожен, мой брат-мусульманин! Остерегайся дружить с подобными глупцами, называть их религиозными деятелями и читать их выдуманные книги! Крепко держись за мазхаб своего имама! Ты можешь выбрать любой из четырех мазхабов по своему желанию. Однако заниматься поиском послаблений в мазхабах, т.е. совершать талфик недозволительно. [Талфик означает действие, совершенное путем объединения послаблений мазхабов, что делает это действие не соответствующим ни одному из мазхабов. Если при совершении того или иного действия в соответствии с условиями одного из четырех мазхабов, также, по мере возможности, стараться соблюдать условия и требования остальных трех мазхабов, то это будет являться таквой и вознаграждается большими савабами.]
Мусульманин, который способен читать и хорошо понимать хадисы, прежде всего, должен изучать хадисы, на которые у его мазхаба имеются доказательства, затем должен совершать дела, одобряемые, поощряемые этими хадисами, воздерживаясь от всего, что эти хадисы запрещают. Кроме того он должен изучать величие и ценность исламской религии, совершенство имен и качеств Аллаху тааля и Расулуллаха (саллаллаху алейхи уасаллям), жизненный путь, достоинства и чудеса пророка (алейхиссалям), сущность мирской жизни, ахирата, рая и ада, ангелов, джиннов, общины, существовавшие ранее, пророков и их книги, превосходства Священного Корана и Расулуллаха, Его семью и сподвижников (ридвануллахи тааля алейхим аджмаин), знамения Судного дня и многие другие мирские и потусторонние знания. В благословенных хадисах Расулуллаха (саллаллаху алейхи уасаллям) собраны все знания, касающиеся мирской жизни и ахирата.