ВСЕМ НУЖНАЯ ВЕРА - 19
После них, самыми лучшими из сахабов являются ашира мубашшира, т.е. десять человек, получившие благую весть о вхождении в рай. После них идут 313 участников битвы при Бадре. Затем идут все 700 сахабов, которые, словно львы, сражались в битве при Ухуде, а за ними – 1400 человек, принесшие клятву верности Расулуллаху под деревом биат-ур-ридван.
Для нас является ваджибом произносить с уважением и любовью имена всех сподвижников (радиаллаху анхум аджмаин), которые во имя пророка (салаллаху алейхи уасаллям) пожертвовали жизнью и имуществом, помогали ему. Ни в коем случае нельзя произносить слова, не достойные их величия. Непочтительное произнесение их имён – заблуждение, осквернение.
Тот, кто любит пророка, должен любить и всех его сподвижников. Ибо в одном из хадисов сказано: «Тот, кто любит моих сподвижников, делает это из-за любви ко мне. Тот, кто не любит их, не любит и меня. Тот, кто обидит их, обидит меня. А тот, кто обидит меня, обидит Всевышнего Аллаха. Тот, кто обидит Всевышнего Аллаха, тот непременно будет наказан». В другом хадисе говорится: «Если Аллаху тааля пожелает сделать добро кому-то из моей общины, то поместит в его сердце любовь к моим сподвижникам. Будет любить их всех больше жизни».
Поэтому не нужно думать, что войны между сахабами велись из дурных побуждений, ради достижения власти в халифате и удовлетворения своих желаний. Осквернять, порочить этих великих людей, думая так, -лицемерие и путь к несчастью. Ибо пребывание рядом с Расулуллахом, слушание его благословенных речей очистило их сердца от упрямства, неприязни, предубеждений, честолюбия и страсти к мирским благам. Они полностью избавились, очистились от тщеславия, ненависти, злобы и плохих черт характера. Тот, кто проведет несколько дней рядом с одним из праведников общины великого пророка (саллаллаху алейхи уасаллям), тот обогатится его прекрасным нравом и достоинствами, очистится, избавится от мирских пристрастий. Если так, то как можно подумать, что сподвижники, любившие Расулуллаха (салаллаху алейхи уасаллям) больше всего на свете, пожертвовавшие ради него своими жизнями и имуществом, покинувшие свою родину, благоговевшие от его бесед, служивших для них духовной пищей, не смогли избавиться от дурного нрава, очиститься от пагубных желаний нафса, биться за преходящие мирские блага?! Эти великие люди, безусловно, пречище всех. Разве они достойны того, чтобы о них говорили, что их борьба была ради достижения земных благ и удовлетворения своих порочных желаний, сравнивая их разногласия и противоборства с тем, что совершаем мы – люди, с корыстными намерениями?! Непозволительно так плохо думать о благородных сподвижниках. Неужели тот, кто говорит подобное, не думает о том, что враждебность к сподвижникам – это враждебность к пророку (алейхиссалям), который воспитывал и наставлял их. Говорить о них плохое - говорить плохое о пророке. Поэтому великими исламскими учеными было сказано: «Тот, кто не признает величие сахабов, не оказывает им должного уважения, тот, значит, не уверовал в Расулуллаха». Верблюжья (при Джамале) и Сиффинская битвы не могут служить основанием для их очернения. Существуют религиозные причины, которые спасают от осуждения и даже вознаграждают савабами всех, кто противостоял хазрату Али в этих сражениях. В хадисе сказано: «Муджтахиду, совершившему ошибку, дается один саваб, нашедшему правильное решение - два или десять савабов. Первый из двух савабов дается за иджтихад, второй - за найденное правильное решение». Недопонимания и раздоры между этими великими людьми нашей религии происходили не из-за упрямства и вражды, а из-за иджтихада, т.е. из-за стремления установить истину и желания исполнять приказы ислама. Каждый из сахабов был муджтахидом. [Например, о том, что Амр бин Ас (радиаллаху тааля анх) является муджтахидом, сказано в хадисе, приведенном на 298-ой странице книги «Хадика».]
Каждый муджтахид должен (фарз) совершать свои действия, опираясь на знания, которые он обрел в ходе своего иджтихада. Даже если его иджтихад не будет соответствовать иджтихаду какого-либо вышестоящего муджтахида, он все равно должен действовать согласно своему иджтихаду. Следовать иджтихаду других недозволительно. Абу Юсуф и Мухаммед Шайбани - ученики имама азама Абу Ханифы , а также Абу Саур и Исмаил Музани - ученики имама Мухаммеда Шафии очень часто не следовали решениям своих наставников. Некоторые вещи из того, что их наставники называли харамом, они называли халялем и, наоборот, халяль называли харамом. Поэтому нельзя утверждать, что они совершили грех, были плохими. Никто подобное не говорил, ибо они были такими же муджтахидами, как и их учителя.
Да, господин Али (радиаллаху анх) был выше и образованнее Муавия и Амр бин Аса (радиаллаху анхума). В нем было много того, что указывало на его превосходство. Его иджтихад был намного сильнее и точнее иджтихада обоих. Но, поскольку все сподвижники были муджтахидами, то им обоим недозволительно было следовать иджтихаду этого великого имама. Они должны были придерживаться своего иджтихада.