1. Главная >
  2. Нравственность в Исламе (Ислам ахлакы) >
  3. АДАБЫ РЕЧИ - 2

АДАБЫ РЕЧИ - 2

ПРИ РАЗГОВОРЕ НИКОГДА НЕЛЬЗЯ ПОВЫШАТЬ ГОЛОС!

Мы продолжаем разговор о культуре речи в нашей прекрасной религий.

4. Мусульманин, при  разговоре никогда не должен говорить очень громко и повышать голос. Орать, словно перед ним находится глухой или же говорить повышая голос, неправильно. Вежливый и тактичный тон всегда лучшее решение.

В Священном Коране советуется говорить так, как учил Локман своего сына: «(сынок) Ходи умеренным шагом, понижай голос. Потому что самый неприятный голос есть, конечно, голос осла». (Локман 19)

В другом аяте сказано: «Скажи рабам Моим, чтобы они говорили кротко». (Исра 53)

Аллаху тааля, отправляя к фараону Мусу (алейхиссалям) и его брата Харуна (алейхиссалям), требовал от них мягкого обхождения, И несмотря на то что оппонент был кафиром, для разговора с ним было предписано было говорить красиво и мягко. В одном из хадис шарифов сказано что одним красивым словом можно спасти от наказания в аду: «Защищайте себя отдав хотя бы половинку финика. Тот, у кого нет даже этого, пусть оградит себя от огня хотя бы хорошим словом!» (Муслим)

5. Если во время собрания происходит обсуждение или задают вопрос на который надо дать ответ, то на первое слово имеет право старший. Но несмотря на это, некоторые люди все же могут выразить свое мнение не преступая при этом правил приличия. И как-то произошел случай, когда молодой по возрасту Абдуррахман бин Сахль начал разговор, но его перебил пророк со словами: «Дай слово старшим, дай слово старшим!» тем самым разъяснив, что первыми начинают говорить старшие. (Бухари, Джизья 12)

Абдуллах бин Умар сказал так: «В один из дней, посланник Аллаха обратился к сахабам: ′′Назовите мне дерево похожее на мумина!′′ и люди начали перечислять деревья растущие в пустыне. Мне подумалось что это финиковое дерево. Но я не решался сказать, так как говорили люди старше меня. Они все никак не могли угадать и пророк в конце сказал, ′′Это финиковое дерево′′». (Муслим)

6. Мусульманин ни в коем случае не должен вступать в бестолковые разговоры, от которых нет абсолютно никакой пользы ни для ахирата ни для земной жизни.

Потому что в 18-и аяте суры «Каф» сказано: «Он не произносит ни одного слова, без того, чтобы не было подле него наблюдателя (ангела), быстро отмечающего» и человек должен обратить особое внимание на то что ему придется отвечать за каждое слово своей жизни.

И наш пророк (саллаллаху алейхи уасаллям) сказал: «Тот, кто верит в Аллаха и судный день, пусть говорить хорошее или пусть молчит!» (Бухари)

Каждое действие Мухаммеда (алейхиссалям), стало для мусульман примером для подражания. На что стоит обратить внимание в его речи, мы писали в прошлой статье.

7. Мусульманину предстало говорить мало и быть лаконичным. Избегать ненужных уточнений и мелочей. Взять в привычку не говорить непонятными выражениями, говорить к месту и взвешенно.    

Аллаху тааля, перечисляя выдающиеся качества верующих, говорит: «Они такие люди, которые отворачиваются от пустых слов и дел». (Муминун 3), тем самым характеризуя пустословие как грех и заблуждение. (Лукман 31/6)

А пророк в хадис шарифе поелевает:

«Не пустословь, если только не поминаешь Аллаха! Многословие кроме зикра Аллаха, ужесточает сердце. А люди с жесткими сердцами, без сомнения самые далекие от Аллаху тааля». (Тирмизи)

8. Мусульманину не стоит начинать говорить, пока не разберется халяль это или харам, хорошее или плохое. В хадис шарифе сказано: «Раб может не подумав произнести одно слово, но из-за этого может оказаться в таких далях ада расстояние до которой дальше чем от востока до запада». (Бухари) К тому же в народе говорят: «Сначала подумай, подумай говори».

9. Мусульманин должен избегать пустых, бессмысленных слов которые могут ввергнуть человека в затруднительное положение. Это очень важное положение для сохранения дружеских отношений. Наш пророк сказал: «Не говори слова за которые придется просить прощения!» (Ибн Маджа)

10. Верующий при любом случае должен говорить правильное, должен избегать лжи и ложной информаций. Расулуллах (саллаллаху алейхи уасаллям) сказал: «При наступлений утра, каждый орган человека говорит языку, ′′Побойся Аллаха, не нарушай наши права! Мы понесем наказание только из-за того что ты скажешь. Мы под твоею властью. Если ты прав, то и мы будем правы. Если ты свернешь не туда и выйдешь с правильного пути, то и мы последуем за тобой, станем такими же как ты». (Тирмизи, Зухд 61)

11. Говоря о предстоящем деле, надо сказать «Иншаллах». Это одно из правил имеющее отношение к культуре разговора. Выбор человека не может быть поводом для исполнения. Важнее, желание Аллаху тааля. Желая исполнения чего-либо сказать «Иншаллах», это осознание того что над волей Аллаху тааля нет ничего выше и не признание другой воли над Его волей.

Так, в одном из аятов Всевышний Аллах говорит: «Не говори никогда: я сделаю это завтра не прибавя: Иншаллах (если то угодно Аллаху)». (Кахф 23-24)

Другие статьи в этом разделе

ВИДЫ ХОРОШЕГО ХАРАКТЕРА ОТ МУДРОСТИ

Здесь будет сказано об основных разделах четырех хороших черт человека. Эти четыре вида хорошего характера в свою очередь рождают бесчисленное количество хороших особенностей человека. Мы остановимся на описаниях ученых ислама, занимавшихся наукой о нравственности.

Семь видом хорошего нрава от мудрости:

1 – Зека – ум, сообразительность. Интеллект, сметливость, сноровка, смышленость, навык. С помощью ума человек может вывести из известных всем вещей что-то новое...

НЕЛЬЗЯ ВРАТЬ ЧТОБЫ ПРОЯВИТЬ СКРОМНОСТЬ

Вопрос: Некоторые говорят, «Праведники могут соврать чтобы показать свою скромность. Например когда они говорят ′′У меня много грехов′′. Но на самом деле они обращаются к вам со словами, ′′Вы большой грешник′′». Разве это не заблуждение?

Ответ: Конечно же заблуждение. Праведники никогда не врут, ни в шутку, ни чтобы показать как...


Москва

1446 год, 19 - Джамазильаууаль.
2024 год, 21 - Ноябрь.
Имсак 5:41
Фаджр 6:04
Восход 8:08
Ишрак 9:28
Зауаль карахат 12:00
Зухр 12:31
Аср-и Аууаль 14:08
Аср 14:38
Исфирар 15:17
Магриб 16:23
Иштибак 17:42
Иша’а 18:35
Иша’а-и Сани 18:49