1. Главная >
  2. Поклонения. Намаз. Пост. Хадж. Закят. >
  3. закят ушр садака >
  4. С КАКОГО ИМУЩЕСТВА ДАЕТСЯ ЗАКЯТ

С КАКОГО ИМУЩЕСТВА ДАЕТСЯ ЗАКЯТ

Вопрос: С какого имущества дается закят?

Ответ: Многие мусульмане не ведают с какого богатства надо отдавать закят. Вместо предметов которые нужно дать в качестве закята, разрешено также и давать и их стоимость. Когда говорят стоимость, то имеют ввиду золото и серебро, не говорят о другом виде богатства, про банковские чеки, векселя, банкноты или валюту. Потому что стоимость имущества, богатства, измеряется золотом и серебром. (Кашфи румуз гурар)

Если с железных денег набирается сумма нисаба, то в качестве закята 1/40 часть отдается серебром. (М. Саада)

Закят с железных денег, не дается такими же металлическими деньгами, надо отдать серебром. «Имам Абу Юсуф передал, что с владельцев земель, в качестве ушра и закята, вместо золота и серебра, запрещено брать другими денежными средствами. Даже если это деньги которые находятся в обиходе и на них стоят печати, но все же они не  приравниваются золоту и считаются железными деньгами». (Радду-уль мухтар)

Закят не дается деньгами с обращения, которые не являются золотом или серебром. Закят дается золотом или серебром, или с товара которым торгуют. Досточтимый Имам Насафи сказал: Если богач купит еду и накормит бедного, то тем самым не станет выплатившим закят. (Захира)

В качестве закята не дается самец верблюда. Даже закят с верблюдов самцов, дается как с верблюдиц. Если нет верблюдиц, то закят дается золотом или серебром равной их стоимости. Другим средствами не отдается. (Хиндия)

В качестве закята, вместо золота или серебра, можно дать урузом, стоимость которой будет равна золоту или серебру. (М. Фалях)

Товары для торговли называют уруз. Торговец одеждой может отдать закят своим товаром, т.е. урузом, или же отдать равную стоимость золотом или серебром. (Тахтави)

Золото или серебро, с каким бы намерением не хранил их человек, считаются товаром для торговли. Если их стоимость равна нисабу, то с них отдается закят.

АРЕНДА И ЗАКЯТ

В наши дни для бедняка очень важен арендованная жилплощадь. Но богатый человек, не может впустить на проживание к себе бедняка а оплату жилья не брать рассчитывая, что таким образом отдает закят. Потому что богатый, не беря арендную плату с бедного человека, тем самым не отдает свой закят.

НУЖНО ДАТЬ ИМУЩЕСТВО

Вопрос: Можно ли с бедного не брать аренду за проживание чтобы засчитать за закят?

Ответ: Если дать бедному бесплатное проживание с намерением на закят, не брать арендную плату, то такой закят недействителен. Потому что бедному в качестве закята нужно дать золото, серебро или какое-нибудь имущество, которое разрешено дать в качестве закята.

ЗАКЯТ СО СПЛАВОВ

Вопрос: Надо ли давать закят с бронзовых сплавов которые применяются в качестве золотых денег? Ведь представитель равен тому, кто сделал его назначил на свое место. Дается ли закят с монет серебряных сплавов, которые похожи на серебро?

Ответ: Ни с того, ни с другого закят не дается. Поэтому закят – поклонение. Отдавать нужно золотом или серебром. Поклонения нельзя изменять, т.е. они должны быть исполнены так, как об этом сказано в религий. Представитель человека исполняет только то, на что дано разрешение в религий. Вакиль (представитель) не может исполнять за него его намазы. Не разрешается фасику (грешнику) ву чистой, аккуратной одежде с соблюдением всех адабов читать азан. Потому что из-за грехов которые он совершает, его азан не будет действительным. Также и через громкоговорители, которые используются для проигрывания греховных песен и музыкальных инструментов, не разрешается читать азан. Потому что поклонения нельзя изменять. Не разрешается даже держать в доме музыкальные инструменты даже если на них не играть.   

На что обратить внимание давая закят:

1 – Давая закят золотыми изделиями в виде браслета или перстня, берут во внимание вес, а не художественную ценность изделия. Например со всего золота выше 500-й пробы отделяется 1\40 часть и отдается в виде закята. Тем, кто имеют изделия из различных проб, закят лучше отдать рассчитывая с самой высокой пробы, можно также отдать и произведя расчет с изделия средней пробы. Отдавать закят сделав расчет с самой низшей пробы будет макрухом.

2 – Богатство с которых нужно отдавать закят, рассчитывается беря в учет самую низшую пробу золота, беря в учет цену по которой принимает ломбард.

3 – За золотой браслет женщины который оказался сверх нисаба, закят отдает не муж а она сама. Если скажет мужу или кому-либо другому назначив его представителем: «дай мой закят бедняку», то вакиль (представитель) может дать закят со своих денег.

4 – Наследство и махр муаджаль прибавляются к нисабу, но закят с них дается. Если после получения набирается нисаб, то отдельно с них отдается закят только за этот год.

5 – Закят отдается после того как становится фарзом. Человек ставший обладателем нисаба, записывает для себя эту дату по лунному календарю и каждый год в этот день отдает закят. Не ждет наступления рамазана. Можно также отдать закят до наступления такой даты. Также разрешено отдать закят за несколько лет вперед. По прошествию этих нескольких лет, подсчитает средства и если дал меньше, то отдает недостающую сумму. Если дал больше, то распределяет эти деньги на закят будущего года.

6 – Если нисаб в течение года обнулился, то с первого дня обретения нисаба, начинается новый отсчет времени. Если по прошествий года по хиджре нисаб сохранится, то дается закят. После обнуления, отсчет времени не начинается пока не становятся вновь богатыми. Если не разорились полностью, а например есть 50 грамм золота и к концу года средств вместе с другими деньгами достаточно для нисаба, то закят нужно дать. Т.е., кроме банкротства, другие волнения средств в учет не берут. 

7 – С ушра хранящегося 40 лет, закят не выплачивается. Но если станет товаром для продажи или после продажи на деньги будет куплено золото, станет имуществом для закята. Закят нужно будет дать с того дня, как оно стало имуществом для закята. Золотые, серебряные, бумажные деньги, каким бы образом не оказались в собственности, становятся имуществом для закята.

8 – Долги по аренде этого месяца отнимаются от суммы нисаба, в будущих месяцах не отнимаются.

9 – Даже 25-30-и летние длинные кредиты в виде рассрочки, отнимаются от нисаба закята.

10 – Закят с золотых изделий, состав золота в которых меньше половины, рассчитываются не по весу а по их стоимости.

11 – Скот для размножения, молока, больше половины года пасущийся на бесплатных пастбищах, называют скотиной саима. При численности саима дошедшего до нисаба, отдается закят. Если скотину держат для получения шерсти, в качестве вьючных животных, то в число саима не входят и закят с такого скота не отдается. Если содержится дома а не выгоняется на бесплатное пастбище, при том что содержится для размножения, мяса или молока, то закят опять же не выплачивается. Со скота для пахоты, вьючных, верховых закята нет.

ЗАКЯТ ВРАЧА

Вопрос: Может ли врач деньги за осмотр больного или же богатый человек данный им долг бедному, засчитать как выплаченный закят?

Ответ: Нет, оба не могут причислять к закяту. То же самое и со всеми представителями услуг такие как юристы, посредники, грузоперевозчики, инженеры. Например адвокат, не может засчитать закятом не выплаченные бедным человеком гонорар за предоставленные услуги. Даже занятые торговлей, которые не должны давать закят товарами которыми сами не торгуют, также не могут давать закят банкнотами. Закят для них становится действительным давая бедняку то, что он сам продает или же золотом, лично передавая в руки бедного человека. Закят не будет засчитан если перевезли какой-либо груз бедняка.

Вопрос: Дается ли закят с золота или серебра которую накапливают дома?

Ответ: Изделия или деньги из золота, серебра и бумажные деньги, каким бы образом не оказались во владений, считаются богатством подлежащим выплате закята и прибавляются к расчету закята.

Вопрос: С денег собранных для хаджа тоже надо отдать закят?

Ответ: Закят становится фарзом после прошествия года по хиджре как становятся обладателем нисаба. Время, когда отдать закят становится фарзом, у каждого разное. Если это время до хаджа, то сначала с богатства и денег отдают закят и с оставшимися деньгами едут в хадж.

Если время дачи закята совпадает с хаджем или же наступит после хаджа, то сначала совершают хадж. После хаджа, закят дают с оставшихся на руках средств.

РАЗЛИЧАЮТ 4 ВИДА ИМУЩЕСТВА С КОТОРЫХ ДАЕТСЯ ЗАКЯТ

Вопрос: С чего, с какого имущества и богатства нужно отдавать закят?

Ответ: В 4-х мазхабах, есть 4 вида имущества с которых дается закят, это:

1 – Скот пасущийся в бесплатном пастбище большую часть года.

2 – Золото и серебро. В «Дурр-уль мунтака» пишется:

«Золото и серебро выше 12 карат (500 проба), используемое как деньги, женские украшения, используемое мужчинами в виде перстня которое для мужчин запретно, которое хранится для покупки дома, еды, савана, в виде такой необходимости как сабли и золотого зуба, прибавляется к нисабу закята».

3 – Товар купленный для продажи, хранящийся для продажи. В «Ибни абидин» пишется:

«Товар должен быть куплен для торговли. Появившийся урожай с которого положен ушр, ставшее собственностью в результате наследства или подаренное, ставшее собственностью в результате завещания, даже если будет принято намерение на продажу, не становятся имуществом для продажи. Потому что намерение на продажу, бывает при торговле. Например, собравший пшеницу со своего поля и отдавший ушр или человек который стал обладателем наследства, будет хранить для продажи, даже если цена будет превышать уровень нисаба и сохранит больше года, то выплачивать закят с него не потребуется».

Если пшеница купленная для продажи была засеяна или скот, ткань  купленные для продажи были использованы самим, то перестает быть товаром для торговли. В случае продажи или сдачи в аренду, имущество попавшее в руки становится товаром для продажи. Какой-либо товар купленный для пользования, полученные наследство, подаренное, завещанное, милостыня и другое подобное которым человек стал обладать или же собранная пшеница со своего поля, будет решено продать, они не становятся товаром для торговли. Если продаст их и продавая, будет намерение деньги использовать для торговли, то эти деньги станут товаром для торговли. Потому что торговля это работа. Его не бывает только с одним лишь намерением, его также нужно и начинать. А отказ от торговли осуществляется одним лишь намерением.

4 – Все что выросло под естественными осадками или поливалось с речки. Закят с них называют – Ушр. Ушр предписан в 141-м аяте суры «Ан′ам», также в хадисах предписано отдавать в качестве ушра 1/10 часть. Ушр – отдавать одну десятую часть урожая. Тот, кто должен работнику, долг с ушра не вычитает, ушр отдает полностью.

КОММЕРЧЕСКИЙ ТОВАР В ИСЛАМЕ

Вопрос: Нужно ли выплатить закят человеку купившему дом, автомобиль, участок земли, посевное поле а затем продавшему подобные предметы торговли?

Ответ: По этому поводу досточтимый Ибн Абидин, разъясняя причины и условия закята, сказал:

«Товар должен быть куплен с намерением на последующую продажу. Урожай с земли с которых необходимо отдавать ушр, что-либо оказавшееся собственностью по наследству или как подарок или принятое по завещанию, даже если принять намерение продавать, все равно не становятся товаром для продажи. Потому что намерение на продажу, бывает только при торговле. Потому что, отдавший ушр с пшеницы со своего поля или же получивший по наследству уруз (товар), будет хранить для продажи, даже при том что их стоимость будет превосходить нисаб и храниться дольше одного года, выплата закята с них не требуется».

Если принималось намерение на продажу т.е. семена пшеницы покупались для продажи, но ею засеяли свое поле, или же скот, ткани покупались для продажи но были использованы для себя, то перестают быть товаром для продажи. После их продажи или сдачи в аренду, полученные средства не становятся коммерческим товаром.

При приобретений товара для пользования, после получения такого вида имущества как уруз, подарок, наследство, садака которым стали обладать после добровольного принятия или же принимая намерение продать пшеницу которой собирались засеять свой участок, то это не становится предметом для торговли. Продав их или же продавая урузы которые могут быть размножены будет намерение использовать их в качестве товара для продажи, то их стоимость становится коммерческим.

СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ЗАКЯТ С ДОМОВ И АВТОМОБИЛЕЙ?

Вопрос: Выплачивает ли с закят человек владеющий несколькими домами, станками и инструментами?

Ответ: С не предназначенных для продажи домов, квартир, художественных инструментов, автомобилей, мастерских, грузовиков, кораблей и используемых дома утвари, сколько бы их много не было, закят не дается. Обладающие ремеслом, промышленники, фабриканты с сырья и готовой продукций дают закят. С инвентаря закят не дается. Также с коммерческого товара используемого для быта и продуктов питания для продажи которые выделены для собственного годового пропитания, закят не отдается. Т.е. все это, не выплаченные долги к нисабу закята не прибавляются. Все золото, серебро, банкноты которые сберегают для приобретения всех этих пожитков, продуктов, напитков, одежды, прибавляются к нисабу закята, т.е. с них нужно будет отдать закят. Деньги отложенные для приобретения необходимых товаров прибавляются к нисабу закята.

Другие статьи в этом разделе

ЗАКЯТ ЗАЩИЩАЕТ ИМУЩЕСТВА ОТ ВРЕДА

Вопрос: говорят, что ''имущество и деньги из числа товаров для реализации и урожай с полей, с которых не выплачен закят, в Судный День лягут на плечи владельцев наказанием'', это так?
Ответ: выплата закята приказана в 32-х местах Священного Корана, вместе с намазом. В 34-м аяте суры Тавба сказано: «Объяви тяжкое наказание тем, которые собирают золото и серебро и не тратят их на пути Божьем!»

ВОПРОСЫ ПРО САДАКА

Вопрос: Разрешается ли давать садака человеку имеющему долг?

Ответ: Если взято в долг и необходим срочный расчет, то не разрешено давать садака. Но если долг в рассрочку, то садака давать можно.

Вопрос: У меня есть долг в рассрочку. Все выплачиваю вовремя. Так как должник сначала должен выплатить долг, то могу ли давать незначительные суммы в качестве садака?

Ответ: Да можно.


Москва

1445 год, 19 - Рамазан.
2024 год, 29 - Март.
Имсак 3:31
Фаджр 3:56
Восход 5:57
Ишрак 7:04
Зауаль карахат 12:19
Зухр 12:50
Аср-и Аууаль 16:17
Аср 17:09
Исфирар 18:20
Магриб 19:14
Иштибак 20:24
Иша’а 21:22
Иша’а-и Сани 21:40