1. Главная >
  2. Нравственность в Исламе (Ислам ахлакы) >
  3. ВИДЫ ИСТИШАРА ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЯ

ВИДЫ ИСТИШАРА ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЯ

Вопрос: Как нужно советоваться руководителю, сразу со всеми или же с каждым советником по отдельности??

Ответ: Арабские, Персидские и Индийские правители, устраивали общее обсуждение, куда приходило много людей, ′′При истишаре должны участвовать все. Потому что каждый выскажет свое мнение. Вопрос будут обсуждать, критиковать, опротестовывать. Выскажутся претензии. И примется самое уместное решение, будет принято на всеобщем голосований. При подобном обсуждений вероятность ошибки очень мала.′′ говорили они.    

Греческие и Египетские правители советовались с людьми по отдельности, ′′Отдельный человек, выводил свое собственное мнение не подвергаясь влияниям других людей. Таким образом, руководитель получал мнение отдельного человека. Тогда как при общем обсуждений, мнение одного человека могло перевесить мнение других советников и они могли оказаться вынужденными принять мнение одного человека. В подобном  случае рассуждения других людей могут остаться незамеченными.

Тюркские правители действовали по обстоятельствам, сначала советовались с людьми по отдельности, затем собирали всех и советовались все вместе.

Управление можно сравнить с садом. Управлению нужно уделять столько же внимания, сколько садовник уделяет внимания своему саду. Владелец сада, чистит сад от мусора, подрезает в деревьях ненужные ветки, пропалывает сорняки и убирает все это к границам сада, где располагает обрезанные ветки на ограды сада. Вычищение сада от сорняков и мусора увеличивает урожайность посадок. К тому же, служит преградой от тех кто хочет попасть в сад извне.

Примечание: Когда собираются посовещаться, необходимо присутствие человека с именем Мухаммед. В хадис шарифе сказано:

«Если при собраний для истишара нет человека по имени Мухаммед,  то встреча не будет благодатной». (Ибни Асакир)

СОВЕТ РУКОВОДИТЕЛЯ

Вопрос: Человеку или руководителю спросившему совета, обязательно следовать мнению советчика?

Ответ: Истишара – это узнать мнение специалиста своего дела. После истишара, необходимости следовать его совету нет. Какое мнение или совет посчитает правильным, так и делает. У советчиков нет права говорить, ′′узнали наше мнение и не стали ему следовать′′.

Один из таких случаев произошел во времена сахабов. Когда Абу Бакра  (радиаллахуанх) во время своего правления, принял решение воевать против мушриков, то досточтимый Умар  (радиаллахуанх), предложил посоветоваться с другими. Абу Бакр созвал влиятельных людей на истишара. Комитет машварата (совет) высказал мнение, что лучше не воевать, так как на это есть ряд веских причин. Если начнется война, то половину войск придется оставить в городе для обеспечения безопасности. Выслушав их, Абу Бакр сказал: «Проведена истишара, я решил вести войну, приказываю всем до одного выйти на войну». Никто из сахабов не  возразил что не последовали их совету. Потому что в конце совета, было принято данное решение. И поэтому, если руководители советуются с нами и затем принимают противоположное решение, то выступать против не разрешается.

После приказа, вся армия собралась на поле войны. Вражеские войска увидели бесчисленное количество солдат, заполнивших все видимое пространство и подумали что еще не меньше половины остались на страже города и приняли решение заключить мирное соглашение, отдать все что они попросят. Таким образом еще один раз проявился басира (особое видение сердца, помогающее видеть и воспринимать истинное) Абу Бакра.

СОВЕТ С ЖЕНОЙ

Вопрос: Есть ли хадисы где предписано советоваться с женами?

Ответ:

Да, есть. В сказанном хадисе передается важность истишары. Обычно женщины принимают решение на эмоциях. Поэтому сказанное ими нужно принимать с внимательностью. Если не с кем посоветоваться, то можно посоветоваться и с женщинами. Но если разговор строится на эмоциях, то принимать нужно с предосторожностью. При все при этом, не стоит избегать совета с ними. 

ЛУЧШЕ СПРОСИТЬ

Вопрос: Известно что, кто советуется тот не ошибается. А нужно ли советоваться в том случае, если и так известна польза и выгода?

Ответ:

Да, и в таком случае нужно посоветоваться. Истишара, это спросить сделать или нет то, что является мубахом. Очень важно обращаться за советом. Восхваляя хороших людей, в Священном Коране сказано: «Перед делом они советуются». (Шура 38)

В Исламе, когда собираются 3-4 человека, то выбрать амира является сунной. А подчиняться амиру, это уже ваджиб, т.е. обязательно. Этот человек может и не превосходить остальных. Превосходство над другими, не является обязательным условием, потому что нет никого превыше нашего пророка. Но Аллаху тааля сказал ему: «Перед делом посоветуйся!» (ал-и Имран 159)

Тот, к кому приходят за советом должен понимать состояние людей, знать условия времени и страны. Кроме этого, советуются с человеком умным, с сильным интеллектом, с человеком который может предвидеть ситуацию и даже надо учитывать чтобы человек был здоровым. Идти за советом к человеку который не обладает подобными качествами, будет грехом. Наш пророк советовался со своими сахабами, и даже в некоторых случаях, число таких людей доходило до десяти человек, обладателей ума, богобоязненности, мудрости и опыта.

При каждом деле из разряда мубах, нужно советоваться с амиром. В особенности в вопросах создания семьи, учебы, покупки жилья и автомобиля, обязательно нужно посоветоваться и действовать согласно полученному совету. Нет ничего предосудительного если даже обратиться за советом для покупки обуви и спросить в каком магазине это сделать, какой выбрать цвет, фасон. Спрашивая, мы не побеспокоим его. Надо приучить себя спрашивать. Если собираемся приобрести жилье, то нужно поспрашивать об уместности покупки дома, если уместно, то где лучше взять дом, в каком районе совершить покупку. Собираясь жениться, не нужно ставить предварительного условия и жениться на той, кого считает подходящей. Если советуются и не следуют совету, то не сделавший что-либо без всякого совета, получает меньше греха.

Амир выдает ответ думая об ахирате спрашивающего.

Сказано: «Если спросили ради Аллаха, а отвечающий ответил тоже ради Аллаха, то даже при неправильном ответе, Аллаху тааля превратит его в хорошее». Поэтому, не нужно приступать к делам не посоветовавшись.

Другие статьи в этом разделе

СУ-И ЗАН

(быть плохого мнения)

Мысль о том что грехи не будут прощены, это – быть плохого мнения об Аллаху тааля. Думать что мусульмане, все совершают харам, все они грешники, нечестивцы и порочны, это сомневаться в них, думать о них плохо. Су-и зан, харам. Не будет су-и зан, не любить кого либо видя и зная о его плохих поступках. Наоборот это будет бугд-и филлях (не любить ради Аллаха), и за это дается вознаграждение. Видя ошибки брата по вере, нужно сделать хусн-и за...

ОБ ОБЕЗДОЛЕННЫХ, БЕСПОМОЩНЫХ

Вопрос: Я гариб и никому не нужен. Никто не интересуется мной. Не спрашивают сыт ли я, во что я одет. Что же с нами стало? Что же делать таким как я обездоленным и беспомощным?

Ответ:

Люди в бедственном, жалком положений не признаются другими, но для Всевышнего Аллаха такие люди особенные. В хадис шарифах говорится:

«Обездоленный человек в чужой стране похож на воина на поле боя. Накормите обездоленных. Пот...


Москва

1442 год, 25 - Раджаб.
2021 год, 9 - Март.
Имсак 4:36
Фаджр 4:59
Восход 6:52
Ишрак 8:00
Зауаль карахат 12:25
Зухр 12:56
Аср-и Аууаль 15:50
Аср 16:35
Исфирар 17:36
Магриб 18:31
Иштибак 19:39
Иша’а 20:31
Иша’а-и Сани 20:46