ДУНИЯ И АХИРАТ
Всевышний Аллах предписывая трудиться ради Ахирата а также сказал: «Не забывай доли твоей в этом мире». (Касас 77)
В хадис шарифах сказано:
«Устраивайте свое дуния! А для Ахирата трудитесь так, словно завтра умрете.» (Дейлеми)
«Трудитесь ради мирского словно никогда не умрете, а ради Ахирата трудитесь так, словно умрете завтра!» (Ибн Асакир)
«Лучший из вас тот, кто ради мирского не отказывается от Ахирата а ради Ахирата не отказывается от мирского и не становится бременем для людей.» (Дейлеми)
«Огорчение при потере мирского, радость при обретении мирского и проявление жестокости, приводит человека в Ад.» (Тирмизи)
«Тот кто любит дуния, вредит своему Ахирату. Любящий Ахират, вредит своему дуния. В таком случае правильно выбрать бесконечное, не оставляя выбор за временным.» (Байхаки)
«Когда за знаниями идут не ради Аллаха а для мирской выгоды, а поклонения становятся инструментом для обретения мирского, рождаются различного рода фитны.» (А. Раззак)
А в Священном Коране сказано: «Богатство и дети суть украшения жизни этого мира; но добрые дела остаются и заслужат у Господа твоего лучшую награду и лучшие надежды.» (Кахф 46)
БЕДНОСТЬ ИЛИ БОГАТСТВО
Вопрос: Что в Исламе считается лучше, бедность или богатство?
Ответ: В Исламе восхвалены бедные, проявляющие сабр-терпение и богатые выражающеи шукр-признательность. Некоторые из ученых сказали: «Фукара-и сабирин, лучше агния-и шакирин, т.е. бедный проявляющий терпение, намного выше благодарного богатого». Были ученые которые говорили: проявлять признательность за богатство проще чем терпеть нищету и поэтому положение бедного который благодарен Аллаху за свое положение, выше. У бедного совсем нет средств, он ложится спать голодным. Но у состоятельного человека нет покоя, он переживает как и куда вложить деньги. Если вложит деньги в запретное, то его же деньги подвергнут его опасности.
В начале зарождения Ислама восхвалялась бедность, но для времени когда Судный День станет ближе, восхвалялось быть богатым. С помощью денег, человек может защитить и ахират и дуния. К тому же, богатство и бедность меняются от человека к человеку. Для кого-то лучше бедность, для кого-то богатство. Потому что обладание богатством или нищета, могут стать причиной заблуждения человека. Человеку нужно просить у Аллаху тааля то что для него более лучше. В хадис шарифах по поводу богатства и бедности сказано:
«Пока не произошли семь случаев, нужно поспешить в следующих полезных деяниях:
1 – Нищета которая заставит забыть об Аллахе.
2 – Совращающее богатство.
3 – Болезнь разрушающая здоровье.
4 – Маразматическая старость.
5 – Внезапная смерть.
6 – Даджаль.
7 – Киямат, страшнее всего перечисленного.» (Тирмизи, Хаким)
Три вещи которые могут погубить:
1 – Скупость.
2 – Следование нафсу.
3 – Самолюбование.
Три вещи которые спасут:
1 – Скрыто и открыто бояться Аллаху тааля.
2 – Умеренность и будучи богатым и будучи бедным.
3 – Оставаться справедливым и в ярости и в спокойствии.
Что искупит грехи:
1 – Приходить в мечеть.
2 – Совершив намаз ждать наступление следующего намаза.
3 – Совершать тщательное омовение в сильный холод.
Что поднимает степени:
1 – Кормить людей.
2 – Распространять мусульманское приветствие.
3 – Совершение поклонений, когда все спят». (Хатиб)
«Нет большей нищеты, чем невежество, большего богатства, чем ум, лучшего поклонения, чем размышление.» (И. Наджжар)
«Размышления о смерти стирает грехи, человек становится безразличным к этому миру. Если думать об этом будучи богатым, то пропадает желание к богатству. Если думать будучи бедным, то побуждает человека быть довольным тем что имеет.» (Ибн1 Абиддуния)
«Настоящее богатство – не зариться на чужое. Алчность и есть жадность.» (Аскари)
ОТНОШЕНИЯ С БОГАТЫМИ
Вопрос: Правильно ли строить отношения и заводить дружбу с богатыми?
Ответ: Тесное общение и дружба с людьми которые богаче нас не совсем правильно. Если возникает необходимость, то встреча должна длиться столько сколько нужно. А в жизни нам нужно смотреть как живут те, чье положение хуже и благодарить Аллаха за блага которые есть на руках, так же не следует подражать богатым. В двух хадисах сказано:
«Чтобы не жаловаться на свое положение, не умалять свои блага при виде жизни богатых людей, посещайте их реже». (Хаким)
«Тот кто в вопросах веры следует за знающим, а в жизни смотрит на тех чье положение хуже, считается восхваляющим и благодарным Всевышнему Аллаху». (Т. Гафилин)
Тот кто строит взаимоотношения с богатыми, сам того не желая, может проявлять к нему почтение. Это очень опасно. Очень плохо перед богатыми и влиятельными людьми ронять свое достоинство ради получения мирских благ. Приведем два хадис шарифа:
«Проявший смиренность перед влиятельным человеком ради мирского, останется без милости». (Дейлеми)
«Тот кто пресмыкается перед богатым из-за его богатства, теряет две трети веры». (Байхаки, Дейлеми, И. Раббани)
Высокомерие очень плохое состояние, но разрешается проявить высокомерие по отношению к нововведенцам и богатым. Подобное действие нужно не для того чтобы показать себя а в качестве урока для них, чтобы пробудить их от беспечности. Одобряется смиренность праведных богачей по отношению к беднякам, хорошее отношение с бедняками и обездоленными.
ПРЕЗРЕНИЕ К БЕДНЫМ
Вопрос: Один из наших соседей бедный, одинокий мужчина. Выполняет все предписания Ислама, никому не вредит, живет своей жизнью, но соседи презирают его из-за бедности. Еще один из соседей, человек богатый но безнравственный. Соседи поддерживают с ним отношения из-за его богатства. Насколько верны подобные отношения?
Ответ: Пренебрежительное отношение недопустимо по отношению к любому человеку. Так же как плохо показывать почитать богатого из-за его богатства, так же плохо презирать бедного из-за его бедность. Приведем два хадис шарифа:
«Мумин к которому не проявляют уважения из-за его бедности, считается лучшим из людей». (Дейлеми)
«Тот кто почитает богатого за его деньги, теряет две трети веры». (Байхаки)
НАИЛУЧШЕЕ БЛАГО
Вопрос: Можно ли скрывать данные блага чтобы не сглазили?
Ответ: Прятать неправильно. Потому что Всевышнему Аллаху нравится когда показывают, объявляют о данных благах. Например неправильно когда богатый носит старую одежду. Богатый должен показывать свою состоятельность, ученый должен показывать свои знания.
Самое большое и наилучшее благо – это уверовать согласно суннитскому вероучению. Это благо надо показывать улыбкой, приятной речью и милосердием, потому что признак мумина, приветливое лицо. Признак лицемера в его хмуром лице. Амр-и маруф и нахи-и мункар должно происходить с улыбкой и приятной речью. Если не так, то вместо пользы может навредить. А пробудить в людях ненависть, большой грех. В благородном хадисе сказано:
«Не усложняйте, не отягощайте, приходите с хорошей вестью, несите любовь, не возбуждайте ненависть!» (Бухари)