ИСЛАМСКИЕ НАУКИ
ИСЛАМСКИЕ НАУКИ – УЛУМ-И ИСЛАМИЙА (Из посланий Саййида Абд-уль-Хакима аль-Арваси.)
Два раздела Исламских Наук
Необходимые для мусульман науки, называемые «Улум-и Исламийа» имеют два раздела:
1. «УЛУМ-И АКЛИЙЙА» – Общественные и Естественные науки
2. «УЛУМ-И НАКЛИЙЙА» – Религиозные науки.
1) «Улум-и Аклиййа» Общественные и Естественные науки. Изучение этих не религиозных наук в разряде Фарз кифайа (то есть при условии выполнения этого предписания частью мусульман, остальные освобождаются от этой обязанности). Тогда как приобретение необходимых религиозных знаний, предписано в обязательном порядке для каждого мусульманина (в разряде Фарз айн). Предписания, относящиеся к Улум-и Аклиййа, и исполняемые частью мусульман, могут в ходе научного прогресса, изменяться. Учиться этим наукам можно где угодно и у кого угодно. Пророк (мир ему и благословение Аллаха), предписывал нам за знаниями идти хоть в Китай. В религиозных же науках изменений быть не может. Добавлять, или менять смысл Предписаний Священного Корана и Сунны нельзя ни в коем случае. Любые реформаторские идеи, искажающие смысл Предписаний Всевышнего Аллаха и Сунны Посланника Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), являются НЕДОЗВОЛЕННЫМИ НОВШЕСТВАМИ БИД’АТ и ведут к разрушению Истинной Веры.
2) «Улум-и Наклиййа» - Религиозные науки.
Эти науки можно и нужно изучать только по книгам ученых Ахлю-с-Сунна валь-Джама’а. Как было сказано выше, эти знания ученые (основатели мазхабов) черпали из 4-х источников: Священный Коран, хадисы Пророка (мир ему и благословение Аллаха), Иджма - (согласованное решение по вопросам вероучения и права первых 3-х поколений ученых Ислама) и аль-Кыйас – решение, принимаемое муджтахидом, методом суждения по аналогии.
Религиозные знания состоят из 8 основных разделов:
1. Ильм-и тaфсир – Наука толкования Корана. Ученых этой науки называют МУФAССИР.
2. Ильм-и усул-и хадис – Наука, изучающая разновидности хадисов и способы их отбора.
3. Ильм-и хадис – Наука о методах изучения хадисов учеными - МУУХАДДИСами, тщательный отбор сообщений и изучение слов и привычек Пророка Аллаха (мир ему и благословение Аллаха).
4. Ильм-и усули калам – Наука о способах извлечения знаний по основам богословия из айатов Корана и хадисов Пророка (мир ему и благословение Аллаха)[i].
5. Ильм-и калам – Наука, разъясняющая суть Единобожия, и связанные с этим шесть условий веры. Эти условия мусульманину необходимо не только произнести устно, но и воспринять сердцем. Ученые - МУТАКАЛЛИМИНЫ.
6. Ильм-и усули фикх – Наука, разъясняющая способы извлечения знаний из Корана и Сунны по основам религиозного права[ii].
7. Ильм-и фикх – Наука, разъясняющая мусульманам способы исполнения поклонений телом. Разновидностей телесных поклонений всего восемь (8). По существу, они делятся на 3 основные группы: Предписанные поклонения, Запрещенные и Исполняемые по Желанию. Ученых называют ФАКИХ; ФУКАХА.
8. Ильм-и тасаввуф. По-другому эту науку еще называют Ильм-и ахляк, Ильм-и ихлас. Знатоки этой науки - МУТАСАВВУФЫ. С помощью этой науки, избранные Всевышним Аллахом богобоязненные люди, обретают духовную силу Священного Корана[iii]. Мусульмане, достигшие уровня ат-Тасаввуф, исполняют все поклонения с любовью. Величие Аллаха они видят во всем, на что бы ни посмотрели, о чем бы ни подумали. Духовное возвышение достигается ими путем строгого следования указаниям Всевышнего Аллаха. Каждый свой шаг эти люди соизмеряют с Предписаниями Священного Корана и с Сунной Пророка Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Их высокая степень осмотрительности позволяет им избегать и Запретное, и Сомнительное. Это состояние, называемое ВАРА', вместе с преданием себя божественной воле (ТАВАККУЛЬ) и терпеливым перенесением страданий (САБР), дает им надежду на получение высшей благости Аллаха[iv].
Из 8-ми основных разделов религиозных наук, перечисленных выше, обычным мусульманам необходимо изучение 3-х. Это ильм-калам, ильм-и фикх и ильм-и тасаввуф. Обучение этим наукам в меру необходимости, обязательно – Фарз айн. Не заниматься вовсе этими науками, не обучать им своих детей – большой грех. Те же, кто отрицает эти науки, - теряют веру. Об этом пишут в своих книгах Мухаммад аль-Багдади, Абд-уль-Гани ан-Наблуси, Ибн Абидин и другие ученые Сунниты. Более подробное изучение этих 3-х разделов, а также изучение остальных 5-ти - весьма желательно – Фард-ы кифайа. Для изучения всех, перечисленных выше разделов, необходимо знание еще 12-ти других наук, относящихся к арабскому языку:
1. Сарф 2. Иштикак 3. Нахв 4. Китабат 5. Иштикак-и кабир 6. Лугат 7. Матн-лугат 8. Байан 9. Ма'ани 10. Бади 11. Балагат 12. Инша. Об этом пишется в книге «Барика…» имама аль-Хадими (ум. в 1176/1762г). Таким образом, Общее число основных наук в Исламе достигает 20-ти!
Отсюда следует вывод: чтобы стать ученым Ислама самого высокого уровня, нужно до тонкости изучить 8 + 12 = 20 главных религиозных наук – УЛУМ-И НАКЛИЙЙА. Кроме того необходимо знать иджтихады выдающихся Имамов (основателей четырех мазхабов Суннитов) и иметь широкое современное образование, чтобы разбираться в общественных и естественных науках – УЛУМ-И АКЛИЙЙА.
[i] «аль-Хадикат-ун-Надиййа…»- «Аль-Хадикат-ун-Надиййа Шарх-ут-Тарикат-иль-Мухаммадиййа» – Книга имама Абдульгьани ан-Наблуси (1050/1640-143/1731).
[ii] «Манар» – Книга имама Абдуллаха ан-Насефи. Ум. в 710/1310, Багдад).
[iii] «Аль Фатху-р-Раббани ва-ль-Файзу-р-Рахмани» – Книга имама Абдулькадыра аль-Гейляни (471-561 г.х.).1 Саййид Абдульхаким аль-Арваси (1281/1865-1362/1943) - Все предки этого известного имама вплоть до праведного Халифа Али бин Аби Талиба, да будет доволен им Аллах, были учеными Ислама. Получив образование у лучших алимов Ирака, он стал одним из самых известных мусульманских ученых конца 19-го и первой половины 20-го века. Саййид Абд-ул-Хаким, да будет милостив к нему Аллах, говорил: «Полученные знания устраняют необразованность, но не глупость»; «Основная болезнь современного общества – слабая вера, или ее полное отсутствие»; «Частые повторения одних и тех же ошибок - признак глупости».
[iv] [2] См. книгу «Аль Фатху-р-Раббани ва-ль-Файзу-р-Рахмани» Абдулькадыра Гейлани (напечатана на тур. яз. в 1988 г. под названием «Иляхи Армаган») и «Мактубат» Имама Раббани (на перс. и араб. языках, избранные послания под названием «Муждеджи Мектублар терджемеси» изданы на тур. языке в 1988 г).
Самобичевание, пляски, хоровое пение под аккомпанемент музыкальных инструментов и т.п. - все это - БИД’АТ – НЕДОЗВОЛЕННОЕ НОВШЕСТВО, и не имеет ничего общего с истинным Исламом и, следовательно, не имеет никакого отношения к науке ат-Тасаввуф.