О ВАЖНОСТИ СОВЕТА

Вопрос: Расскажите каково место совета в Исламе?

Ответ:

При начинаний, посоветоваться с близкими, называется Машварат или Истишара. Истишара, сунна. В 159-ом аяте суры Аль-Имран сказано:

«Посоветуйся перед началом дела!»

Восхваляя хороших людей сказано: «, решают дела свои на совете межу собою…» [Шура 38]

В хадис-и шарифах сказано:

«Истишара, крепость которая противостоит сожалению.» [Имам Маварди]

«Тот кто советуется не попадет в стесненную ситуацию, посоветовавшийся ни о чем не пожалеет.» [Табарани]

«Когда человек слишком много полагается на себя, это заставляет его сожалеть.» [Имам Маварди]

«Не приступайте к делам по своему смотрению.» [Табарани]

«Тому кто советуется с ближними перед началом дела, ждет самое лучшее ведение дела.» [Табарани]

Пророк Адам (алейхиссалям) сказал: «Советуйтесь в своих делах. Если бы я посоветовался с ангелами о запретном плоде, не попал в тяжелую ситуацию.» У того с кем собираются советоваться, должны быть следующие качества:

1 – Должен быть умным! Совет с умным, превосходство, с глупым, поражение. В хадис-и шарифе сказано:

«Советуйтесь и слушайтесь умного, он найдет правильный выход, не послушавшийся будет сожалеть.» [Имам Маварди]

2 – Человек должен иметь опыт, быть специалистом этого дела! Потому что все нуждается в уме, а ум нуждается в опыте. В хадис-и шарифе сказано:

«Предусмотрительный человек проконсультируется с знающим и начнет действовать согласно совету.» [Абу Дауд]

Великий праведник Лукман Хаким сказал:

«Дело которое собираешься начать, сначала обсуди с знающим человеком! Потому что он, даст тебе бесплатно то что приобрел за большие деньги.» [имам Маварди]

3 – Быть знатоком Ислама и благочестивым! В хадис-и шарифе сказано:

«Советуйтесь с благочестивыми учеными!» [Табарани]

Хазрат-и Умар (алейхиссалям) сказал: ′′Советуйся с богобоязненными′′.

4 – Должен быть другом! Чужой человек может дать неправильную информацию.

5 – Обладать сильным интеллектом! У людей с рассеянным мышлением не бывают проницательности. 

Человек, с которым собираются посоветоваться, должен знать положение людей, знать условия этого времени и страны. Кроме этого, советчик должен быть думающим и интеллектуалом, уметь предвидеть ситуацию и даже нужно обратить внимание на его здоровье. Советоваться с человеком у которого нет подобных характеристик будет грехом. Наш пророк советовался с сахабами, и временами для одного дела советовался с десятью людьми.

В хадис-и шарифах сказано:

«На человека к которому приходят за советом можно положиться, он посоветует то чему сам доверят.» [Табарани]

«Заведомо давший неправильный совет, поступил вероломно.» [Ибни Джарир]

«Человеку, к которому ходят за советом, можно доверять. Он посоветует то что знает, если не знает промолчит.» [Кудаи]

Дело которое обсудили перед началом, даже закончившись неудачно, будет лучше того что сделано не посоветовавшись.

ИСТИШАРА СУННА

Вопрос: Аллаху тааля повелевает советоваться в наших делах. Советоваться это фарз? К кому обращаться за советом, и в каких случаях идти за советом?

Ответ

Истишара, т.е. советоваться, консультироваться - сунна. Оживлять забытую сунну благое дело, за которое ждут огромные савабы. Совет, это крепость которая защитит человека от сожаления. Советчик должен понимать состояние, положение людей, быть человеком с острым умом, уметь предвидеть ситуацию, знать условия времени и местности. Это называют дипломатией.

Кроме этого, советуются с людьми умными, обладающими интеллектом, которые сумеют определить чем может закончится дело и даже нужно обратить внимание на то чтобы это был здоровый человек. Советоваться с человеком без таких качеств, будет грехом. Ангелы проклинают человека который выдает решения по своему усмотрению, пусть это житейские дела или вопросы религиозного характера. 

Нет необходимости советоваться в явном деле. Но сколько есть всего в чем мы были уверены и позже выяснилось что мы не знали всего этого.

О деле судят по его результату. Неизвестно чем оно закончится, благом или злом. То что мы сильно желаем, может быть для нас очень опасным. И может быть наоборот, то чего мы не желаем, может быть для нас лучше.

Нам нужно воспользоваться советами людей, о которых мы говорили выше, с которыми лучше всего посоветоваться, даже если их советы нам не нравятся. Потому что действие которое сделали посоветовавшись будет иметь хороший результат. Было сказано, ′′Тот кто спросил одолеет гору, а кто не спросил, заблудится в равнине′′, также и было сказано: ′′Нет благости в том что сделали не посоветовавшись′′. [Шира]

Человек который упорно не с кем не советуется, не избавиться от необходимости в чужом мнений. А тот кто перенимает чужой опыт спасает себя от изнеможения.

Обладатели мудрости говорят:

′′Истишара, есть обретение верного пути! Когда кто-либо, положится на свой видение и придет к мысли что не нуждается в советах людей и не увидит необходимости в совете с людьми, то обязательно появится ошибка.′′

Если возникают сложности, то обратись за помощью к умным людям. Не избегай истишара! Это лучше чем сокрушаться оставшись один на один со своим мнением.

НЕ С КАЖДЫМ МОЖНО СОВЕТОВАТЬСЯ

Вопрос: Если совет человека оказался ошибочным, то какая может быть польза от совета?

Ответ:

Не с каждым человеком можно или нужно советоваться. Советоваться нужно со знатоком дела. Если посоветовались с благочестивым знающим человеком, спрашивающий просил ради Аллаха, а советчик ответил тоже ради Аллаха, и даже если совет окажется неправильным, то результат толкуют как лучшее что могло произойти, т.е. такой исход точно был лучше.

Советы мудрецов:

Не стесняйся попросить совета и помощи у благочестивых людей! Кто полагается только на себя, не сможет распознать истину. Совет от умного приведет к успеху, а советоваться с глупым обречение себя на поражение. Учись у знатоков своего дела, в каждом деле советуйся со специалистом этого дела!

УПОРСТВО НА СВОЕМ МНЕНИЙ

Вопрос: Какое в Исламе есть решение по поводу самостоятельного мнения основанного на своем видений?

Ответ:

Расчет на свое мнение, не советуясь ни с кем, может иметь плохие последствия. Потому что наш пророк (саллаллаху алейхи уасаллям) сказал: «Того кто упрямо следует своему мнению, ждет разочарование.» [Шир′а]

Перстень Имама Абу Юсуфа украшала гравировка «Ман амиля би-ра′ихи надима», что означало – Пожалеет тот кто не посоветовавшись со знающим, действовал по своему усмотрению. Здесь говорится о важности обсуждения незнакомого вопроса со знающим человеком а не полагаться на свое рассуждение. Особенно большаябеда когда толкуют Коран по своему усмотрению. В одном хадис-и шарифе сказано: «Тот кто истолковывает Священный Коран по своему усмотрению, станет кафиром.» [Дейлеми] 

Утверждение – Я прав, не воспринимая истину, считается упрямством. Приведем два хадис-и шарифа:

«Аллаху тааля больше всего не любит того кто не воспринимает истину проявляя упрямство.» [Бухари]

«На того кто проявляет упрямство в неизвестном для него вопросе, Аллаху тааля будет злиться до тех пока тот не перестанет упрямиться.» [Ибни Аби′д-дуния]