О ВАЖНОСТИ СОВЕТА
Вопрос: Расскажите каково место совета в Исламе?
Ответ: Посоветоваться с близкими при начинании, называется Машварат или Истишара. Истишара - сунна. В 159-ом аяте суры «Ал-и Имран» сказано:
«Посоветуйся перед началом дела!»
Восхваляя хороших людей сказано: «, решают дела свои на совете между собою…» (Шура 38)
В благородных хадисах сказано:
«Истишара - крепость которая противостоит сожалению». (Имам Маварди)
«Тот, кто советуется не попадет в стесненную ситуацию, посоветовавшийся ни о чем не пожалеет». (Табарани)
«Когда человек слишком самонадеян, то это заставляет его сожалеть». (Имам Маварди)
«Не приступайте к делам по своему усмотрению». (Табарани)
«Тому, кто советуется с ближними перед началом дела, ждет самое лучшее ведение дела». (Табарани)
Пророк Адам (алейхиссалям) сказал: «Советуйтесь в своих делах. Если бы я посоветовался с ангелами о запретном плоде, не попал в тяжелую ситуацию». У того с кем собираются советоваться, должны быть следующие качества:
1 – Должен быть умным! Совет с умным, превосходство, с глупым, поражение. В хадис шарифе сказано:
«Советуйтесь и слушайтесь умного, он найдет правильный выход, не послушавшийся будет сожалеть». (Имам Маварди)
2 – Человек должен иметь опыт, быть специалистом этого дела! Потому что все нуждается в уме, а ум нуждается в опыте. В хадис-и шарифе сказано:
«Предусмотрительный человек проконсультируется с знающим и начнет действовать согласно совету». (Абу Дауд)
Великий праведник Лукман Хаким сказал:
«Дело которое собираешься начать, сначала обсуди с знающим человеком! Потому что он, даст тебе бесплатно то что приобрел за большие деньги». [имам Маварди]
3 – Быть знатоком ислама и благочестивым! В хадис шарифе сказано:
«Советуйтесь с благочестивыми учеными!» [Табарани]
Досточтимый Умар (радиаллаху анх) сказал: ′′Советуйся с богобоязненными′′.
4 – Должен быть другом! Чужой человек может дать неправильную информацию.
5 – Обладать сильным интеллектом! У людей с рассеянным мышлением не бывают проницательности.
Человек, с которым собираются посоветоваться, должен знать положение людей, знать условия этого времени и страны. Кроме этого, советчик должен быть думающим и интеллектуалом, уметь предвидеть ситуацию и даже нужно обратить внимание на его здоровье. Советоваться с человеком у которого нет подобных характеристик будет грехом. Наш пророк советовался с сахабами и временами для одного дела советовался с десятью людьми.
В хадис шарифах сказано:
«На человека к которому приходят за советом можно положиться, он посоветует то чему сам доверят». (Табарани)
«Заведомо давший неправильный совет, поступил вероломно».
(Ибн Джарир)
«Можно доверять человеку к которому все ходят за советом. Он посоветует то, что знает а если не знает промолчит». (Кудаи)
Дело которое обсудили перед началом, даже закончившись неудачно, будет лучше того что сделано не посоветовавшись.
ИСТИШАРА - СУННА
Вопрос: Аллаху тааля повелевает советоваться в наших делах. Советоваться это фарз? К кому обращаться за советом, и в каких случаях идти за советом?
Ответ: Истишара, т.е. советоваться, консультироваться - сунна. Оживлять забытую сунну благое дело, за которое ждут огромные савабы. Совет, это крепость которая защитит человека от сожаления. Советчик должен понимать состояние, положение людей, быть человеком с острым умом, уметь предвидеть ситуацию, знать условия времени и местности. Это называют дипломатией.
Кроме этого, советуются с людьми умными, обладающими интеллектом, которые сумеют определить чем может закончится дело и даже нужно обратить внимание на то чтобы это был здоровый человек. Советоваться с человеком без таких качеств, будет грехом. Ангелы проклинают человека который выдает решения по своему усмотрению, пусть это житейские дела или вопросы религиозного характера.
Нет необходимости советоваться в явном деле. Но давайте вспомним, сколько раз мы были уверены в исходе дела и уже позже выясняли что мы этого не знали.
О деле судят по его результату. Неизвестно чем оно закончится, благом или злом. То, что мы сильно желаем, может быть для нас очень опасным. И может быть наоборот, то, чего мы не желаем, может быть для нас лучше.
Нам нужно воспользоваться советами людей, о которых мы говорили выше, с которыми лучше всего посоветоваться, даже если их советы нам не нравятся. Потому что, действие которое сделали посоветовавшись будет иметь хороший результат. Было сказано, ′′Тот кто спросил одолеет гору, а кто не спросил, заблудится в равнине′′, также было сказано: ′′Нет благости в том, что сделали не посоветовавшись′′. [Шира]
Человек, который упорно не с кем не советуется, не избавиться от необходимости в чужом мнений. А тот, кто перенимает чужой опыт спасает себя от изнеможения.
Обладатели мудрости говорят:
′′Истишара, есть обретение верного пути! Когда кто-либо, положится на свое видение и придет к мысли что не нуждается в советах людей и посчитает что нет необходимости в совете с людьми, то обязательно появится ошибка.′′
Если возникают сложности, то обратись за помощью к умным людям. Не избегай истишара! Это лучше чем сокрушаться оставшись один на один со своим мнением.
НЕ С КАЖДЫМ МОЖНО СОВЕТОВАТЬСЯ
Вопрос: Если совет человека оказался ошибочным, то какая может быть польза от совета?
Ответ: Не с каждым человеком можно или нужно советоваться. Советоваться нужно со знатоком дела. Если посоветовались с благочестивым, знающим человеком, спрашивающий просил ради Аллаха, а советчик ответил тоже ради Аллаха, и даже если совет окажется неправильным, то результат толкуют как, лучшее что могло произойти, т.е., такой исход точно был лучше.
Советы мудрецов:
Не стесняйся попросить совета и помощи у благочестивых людей! Кто полагается только на себя, не сможет распознать истину. Совет от умного приведет к успеху, а советоваться с глупым, обречение себя на поражение. Учись у знатоков своего дела, в каждом деле советуйся со специалистом этого дела!
УПОРСТВО НА СВОЕМ МНЕНИЙ
Вопрос: Какое в Исламе есть решение по поводу самостоятельного мнения основанного на своем видений?
Ответ: Расчет на личное мнение, не советуясь ни с кем, может иметь плохие последствия. Потому что наш пророк (саллаллаху алейхи уасаллям) сказал: «Того, кто упрямо следует своему мнению, ждет разочарование». (Шир′а]
Перстень Имама Абу Юсуфа украшала гравировка «Ман амиля би-ра′ихи надима», что означало – Пожалеет тот, кто не посоветовавшись со знающим, действовал по своему усмотрению. Здесь говорится о важности обсуждения незнакомого вопроса со знающим человеком а не полагаться на свое рассуждение. Особенно большая беда , когда толкуют Коран по своему усмотрению. В одном хадис шарифе сказано: «Тот, кто истолковывает Священный Коран по своему усмотрению, станет кафиром». (Дейлеми)
Утверждение – Я прав, не воспринимая истину, считается упрямством. Приведем два хадис шарифа:
«Аллаху тааля больше всего не любит того кто не воспринимает истину проявляя упрямство». (Бухари)
«На того кто проявляет упрямство в неизвестном для него вопросе, Аллаху тааля будет злиться до тех пока тот не перестанет упрямиться». (Ибн Аби′д-дуния)