1. Главная >
  2. Нравственность в Исламе (Ислам ахлакы) >
  3. О ВАЖНОСТИ СОВЕТА

О ВАЖНОСТИ СОВЕТА

Вопрос: Расскажите каково место совета в Исламе?

Ответ: Посоветоваться с близкими при начинании, называется Машварат или Истишара. Истишара - сунна. В 159-ом аяте суры «Ал-и Имран» сказано:

«Посоветуйся перед началом дела!»

Восхваляя хороших людей сказано: «, решают дела свои на совете между собою…» (Шура 38)

В благородных хадисах сказано:

«Истишара - крепость которая противостоит сожалению». (Имам Маварди)

«Тот, кто советуется не попадет в стесненную ситуацию, посоветовавшийся ни о чем не пожалеет». (Табарани)

«Когда человек слишком самонадеян, то это заставляет его сожалеть». (Имам Маварди)

«Не приступайте к делам по своему усмотрению». (Табарани)

«Тому, кто советуется с ближними перед началом дела, ждет самое лучшее ведение дела». (Табарани)

Пророк Адам (алейхиссалям) сказал: «Советуйтесь в своих делах. Если бы я посоветовался с ангелами о запретном плоде, не попал в тяжелую ситуацию». У того с кем собираются советоваться, должны быть следующие качества:

1 – Должен быть умным! Совет с умным, превосходство, с глупым, поражение. В хадис шарифе сказано:

«Советуйтесь и слушайтесь умного, он найдет правильный выход, не послушавшийся будет сожалеть». (Имам Маварди)

2 – Человек должен иметь опыт, быть специалистом этого дела! Потому что все нуждается в уме, а ум нуждается в опыте. В хадис-и шарифе сказано:

«Предусмотрительный человек проконсультируется с знающим и начнет действовать согласно совету». (Абу Дауд)

Великий праведник Лукман Хаким сказал:

«Дело которое собираешься начать, сначала обсуди с знающим человеком! Потому что он, даст тебе бесплатно то что приобрел за большие деньги». [имам Маварди]

3 – Быть знатоком ислама и благочестивым! В хадис шарифе сказано:

«Советуйтесь с благочестивыми учеными!» [Табарани]

Досточтимый Умар (радиаллаху анх) сказал: ′′Советуйся с богобоязненными′′.

4 – Должен быть другом! Чужой человек может дать неправильную информацию.

5 – Обладать сильным интеллектом! У людей с рассеянным мышлением не бывают проницательности. 

Человек, с которым собираются посоветоваться, должен знать положение людей, знать условия этого времени и страны. Кроме этого, советчик должен быть думающим и интеллектуалом, уметь предвидеть ситуацию и даже нужно обратить внимание на его здоровье. Советоваться с человеком у которого нет подобных характеристик будет грехом. Наш пророк советовался с сахабами и временами для одного дела советовался с десятью людьми.

В хадис шарифах сказано:

«На человека к которому приходят за советом можно положиться, он посоветует то чему сам доверят». (Табарани)

«Заведомо давший неправильный совет, поступил вероломно».

(Ибн Джарир)

«Можно доверять человеку к которому все ходят за советом. Он посоветует то, что знает а если не знает промолчит». (Кудаи)

Дело которое обсудили перед началом, даже закончившись неудачно, будет лучше того что сделано не посоветовавшись.

ИСТИШАРА - СУННА

Вопрос: Аллаху тааля повелевает советоваться в наших делах. Советоваться это фарз? К кому обращаться за советом, и в каких случаях идти за советом?

Ответ: Истишара, т.е. советоваться, консультироваться - сунна. Оживлять забытую сунну благое дело, за которое ждут огромные савабы. Совет, это крепость которая защитит человека от сожаления. Советчик должен понимать состояние, положение людей, быть человеком с острым умом, уметь предвидеть ситуацию, знать условия времени и местности. Это называют дипломатией.

Кроме этого, советуются с людьми умными, обладающими интеллектом, которые сумеют определить чем может закончится дело и даже нужно обратить внимание на то чтобы это был здоровый человек. Советоваться с человеком без таких качеств, будет грехом. Ангелы проклинают человека который выдает решения по своему усмотрению, пусть это житейские дела или вопросы религиозного характера. 

Нет необходимости советоваться в явном деле. Но давайте вспомним, сколько раз мы были уверены в исходе дела и уже позже выясняли что мы этого не знали.

О деле судят по его результату. Неизвестно чем оно закончится, благом или злом. То, что мы сильно желаем, может быть для нас очень опасным. И может быть наоборот, то, чего мы не желаем, может быть для нас лучше.

Нам нужно воспользоваться советами людей, о которых мы говорили выше, с которыми лучше всего посоветоваться, даже если их советы нам не нравятся. Потому что, действие которое сделали посоветовавшись будет иметь хороший результат. Было сказано, ′′Тот кто спросил одолеет гору, а кто не спросил, заблудится в равнине′′, также было сказано: ′′Нет благости в том, что сделали не посоветовавшись′′. [Шира]

Человек, который упорно не с кем не советуется, не избавиться от необходимости в чужом мнений. А тот, кто перенимает чужой опыт спасает себя от изнеможения.

Обладатели мудрости говорят:

′′Истишара, есть обретение верного пути! Когда кто-либо, положится на свое видение и придет к мысли что не нуждается в советах людей и посчитает что нет необходимости в совете с людьми, то обязательно появится ошибка.′′

Если возникают сложности, то обратись за помощью к умным людям. Не избегай истишара! Это лучше чем сокрушаться оставшись один на один со своим мнением.

НЕ С КАЖДЫМ МОЖНО СОВЕТОВАТЬСЯ

Вопрос: Если совет человека оказался ошибочным, то какая может быть польза от совета?

Ответ: Не с каждым человеком можно или нужно советоваться. Советоваться нужно со знатоком дела. Если посоветовались с благочестивым, знающим человеком, спрашивающий просил ради Аллаха, а советчик ответил тоже ради Аллаха, и даже если совет окажется неправильным, то результат толкуют как, лучшее что могло произойти, т.е., такой исход точно был лучше.

Советы мудрецов:

Не стесняйся попросить совета и помощи у благочестивых людей! Кто полагается только на себя, не сможет распознать истину. Совет от умного приведет к успеху, а советоваться с глупым, обречение себя на поражение. Учись у знатоков своего дела, в каждом деле советуйся со специалистом этого дела!

УПОРСТВО НА СВОЕМ МНЕНИЙ

Вопрос: Какое в Исламе есть решение по поводу самостоятельного мнения основанного на своем видений?

Ответ: Расчет на личное мнение, не советуясь ни с кем, может иметь плохие последствия. Потому что наш пророк (саллаллаху алейхи уасаллям) сказал: «Того, кто упрямо следует своему мнению, ждет разочарование». (Шир′а]

Перстень Имама Абу Юсуфа украшала гравировка «Ман амиля би-ра′ихи надима», что означало – Пожалеет тот, кто не посоветовавшись со знающим, действовал по своему усмотрению. Здесь говорится о важности обсуждения незнакомого вопроса со знающим человеком а не полагаться на свое рассуждение. Особенно большая беда , когда толкуют Коран по своему усмотрению. В одном хадис шарифе сказано: «Тот, кто истолковывает Священный Коран по своему усмотрению, станет кафиром». (Дейлеми) 

Утверждение – Я прав, не воспринимая истину, считается упрямством. Приведем два хадис шарифа:

«Аллаху тааля больше всего не любит того кто не воспринимает истину проявляя упрямство». (Бухари)

«На того кто проявляет упрямство в неизвестном для него вопросе, Аллаху тааля будет злиться до тех пока тот не перестанет упрямиться». (Ибн Аби′д-дуния)

Другие статьи в этом разделе

АДАБЫ РЕЧИ - 2

ПРИ РАЗГОВОРЕ НИКОГДА НЕЛЬЗЯ ПОВЫШАТЬ ГОЛОС!

Мы продолжаем разговор о культуре речи в нашей прекрасной религий.

4. Мусульманин, при  разговоре никогда не должен говорить очень громко и повышать голос. Орать, словно перед ним находится глухой или же говорить повышая голос, неправильно. Вежливый и тактичный тон всегда лучшее решение.

В Священном К...

ЧЕЛОВЕК РАБ ДОБРА

В дом одного очень известного ученого, забрался вор. Дело происходило ночью. Вор начал смотреть что можно унести с собой. Перевернул весь дом, но ничего стоящего так и не нашлось. Пока наш незадачливый вор думал, что ему делать дальше, сзади к нему подошел хозяин дома, чем сильно напугал его.

Но хозяин с невозмутимым лицом сказал: Утром, соседи принесут завтрак со всякими вкусностями. Так что завтракать мы будем вместе. Затем придут люди и принесут деньги. Все деньги, я отдам тебе....


Москва

1446 год, 19 - Джамазильаууаль.
2024 год, 21 - Ноябрь.
Имсак 5:41
Фаджр 6:04
Восход 8:08
Ишрак 9:28
Зауаль карахат 12:00
Зухр 12:31
Аср-и Аууаль 14:08
Аср 14:38
Исфирар 15:17
Магриб 16:23
Иштибак 17:42
Иша’а 18:35
Иша’а-и Сани 18:49