АМР-И МАРУФ. СЕЯТЬ ФИТНУ (смута)

Вопрос: Принятие меры чтобы отстоять свое, это амр-и маруф и нах-и мункар? На что обращать внимание когда пытаешься предотвратить что-то плохое, какое-либо нехорошее дело?

Ответ: Имам-и Газали говорит:

′′Есть три типа людей:

Первые, все равно что пища, нужны всем и всегда.

Второй тип можно сравнить с лекарством. Нужно по необходимости.

Третий вид людей как болезнь. В них никто не нуждается. Они сами находят человека. В случае с такими людьми необходимо мудаара.′′

Выступать против правоохранительных органов и восстание против государства, избивать, ломать, ругать, обижать не имеет отношения к амр-и маруф. Подобные действия это раздувание смуты, т.е. сепаратизм. Все это приводит к притеснению мусульман и открывает дорогу к запрету положений веры. Пророк (алейхиссалям) проклял людей которые раздувают подобную смуту.

Если нет возможности призывать к хорошему и к отказу от харама из-за опасности для себя и других, то чтобы не возникла смута, надо молчать. Это называют мудаара. Во время смуты, рядом с теми кто поклоняется коровам, корове нужно дать сена. 

КАК ИЗБЕЖАТЬ УРОНА

Мудаара, жертвование мирскими благами ради своей веры.

Мудахана, это предать веру ради мирских благ, совершать грех.

В «Хиндийа» пишется «Наставления для совершающего грех делают мягко и деликатно. Если не воспринимает и есть вероятность возникновения фитны, то лучше промолчать. Но наставления не делают в резкой, грубой форме.»

В Священном Коране говорится: «Призывай к пути Бога мудро и красиво! Говори с ними самым лучшим образом!» [Нахль 125]

Кады Заде Ахмед сказал:

Амр-и маруф и нахи-и мункар силой, т.е. создавать препятствия грешникам, это обязанность государства. А наставления словами, книгами делают ученые. В обязанность каждого верующего вменено молиться сердцем.

Если наставления вероятно будут иметь успех, то это ваджиб, если нет и может возбудить смуту, то отказаться от наставления будет ваджибом. Не разрешается без острой необходимости посещать места где творится фитна. Переселение ради сохранения веры будет лучше. Такой человек достоин стать обитателем Рая и заступничества. [Шарх Биргиви. стр 200]

Абдулгани Наблуси сказал:

′′Амр-и биль маруфи нахи-и мункар физически делается государством. Ученые это делают устно и своими книгами. Делать сердцем, обязанность каждого мусульманина.

Отказаться от деянии которые навредят религий или своей мирской жизни и жизни мусульман, является ваджибом. Не разрешается джихад если известно что будет убит. 

Велениям правителя которые выдуманы им по своей прихоти, своим умом, подчиняться не нужно. Но если правитель жестокий, притесняет и преследует, то если даже приказы противоречат религий, нужно будет подчиниться. А если за неподчинение может убить, то никому не дозволяется ставить себя в опасное положение. 

Ахи Челеби, в книге «Хадийа» говорит: «Амр-и маруф фарз, но если может разбудить смуту, не делается.»» [Хадика]

ПЕРЕМИРИЕ В НЕВЕРНЫМИ

Досточтимый Ибни Абидин говорит:

«Если выясняется что при ведении боевых действий можно погибнуть а при отказе от от войны можно попасть в плен, то не воюют. Если существует опасность гибели мусульман, то соглашаются на перемирие откупившись от неверных.

Выполнение греховного действия, по приказу правителя или злодея, за невыполнение которого они угрожают убить или лишить свободы, будет мубахом и даже фарзом. Не выполнить приказ будет грехом.» [Редд-уль Мухтар]

В книге комментариев «Мишкат-уль-масабих» пишется:

«В одном из хадис-и шарифов сказано: «Придут такие правители которые не будут идти моей дорогой. Их сердца гнезда шайтана. Подчиняйтесь им!  Не выступайте против них даже если силой отберут ваше имущество.»

Т.е. «Не будите смуту даже если правитель лишит вас имущества.

Проявите терпение, занимайтесь своими поклонениями. Если в городе невозможно будет избежать фитны, переселитесь в лес, если вынуждены питаться травой то останьтесь в лесу но не имейте дела со смутьянами.» Посланник Аллаха сказал: «Слушайте внимательно и подчиняйтесь.» Это значит нужно быть осторожными чтобы не разбудить фитну.» [Аши′ат-уль-лама′ат]

Мусульманину необходимо следовать приказам Всевышнего Аллаха, не грешить и не совершать преступления, не становиться причиной возникновения фитны! Нужно всем дарить добро и не нарушать права других! Никому не доставлять неприятностей, никого не угнетать!

Всегда, везде и для всех нужно показывать прекрасную нравственность Ислама, не грешить, не совершать преступления, не стать причиной возникновения фитны [смута]! [Ислам ахлакы] 

ПРЕДОТВРАЩАТЬ БЕДУ

Если мусульмане которым под силу повлиять на ситуацию, не станут говорить что есть хорошо, т.е. не будут делать амр-и маруф и нахи-и мункар, то в этой стране стоит ожидать большие несчастья. Досточтимый Ибни Аббас спросил:

«- О Расулуллах, могут ли исчезнуть страны где есть и хорошие люди?

- Да могут исчезнуть.

- Почему?

- Если хорошие молчат когда выступают против Всевышнего Аллаха, то погибнут все.» [Баззар]

Еще пророк передал:

«Аллаху таля велел одному из ангелов сравнять с землей некое поселение. Ангел спросил спасти ли одного из жителей который не совершил никакого греха. На что Всевышний Аллах сказал « Уничтожь село вместе с ним! Потому что он не возразил против тех кто восстал против Меня».» [Байхаки]

В хадис-и шарифе переданном нашей матерью Аишой сказано:

«Страна в которой 80 тысяч человек соершали поклонения как это делают пророки, подвергся суровому наказанию. Потому что они не делали амр-и маруф и нахи-и мункар, они не любили ради Всевышнего Аллаха.» [Ихья]

И в других хадис-и шарифах сообщается, если хорошие люди не будут предотвращать вредное, плохое, то беда которая придет, коснется всех без исключения. [Тирмизи]

Когда предотвращают плохое, некий вред могут получить и хорошие люди. Нельзя из-за того что несколько хороших людей могут получить вред закрывать глаза на плохое. В книге «Маджалла» говорится: «Чтобы спасти всех от ущерба, выбирают нанесение вреда одному человеку.» [Раздел 26]

Например, при гангрене удаляют часть тела, чтобы болезнь не распространилась на другие части тела. Честь народа, стоит прежде чести одного человека. В народе говорят – не навреди. Чтобы навредить - и одной руки много, чтоб добро творить - и двух мало. Поэтому нужно сторониться плохих людей, всего что может навредить.