ХАДЖ ДОЛЖНИКА
Вопрос: У нашей семьи есть невыплаченные долги. Насколько правильно если мы отправимся в хадж или умру?
Ответ: Отправляться в хадж, умру или в другие места не рассчитавшись с долгами, неправильно. Тот кто поедет не смотря на это, рассчитывая вернуться с выгодой, это все равно что бросаться из огня в полымя. Потому что в таком случае человек, не следует предписаниям Ислама, а удовлетворяет свои прихоти, обманувшись шайтану и нафсу. Права человека, стоят прежде прав Всевышнего Аллаха. Так предопределил Аллах. Пока человек не рассчитается с правами другого, не отдаст долги, в Рай не войдет. Седьмой и последний вопрос на мосту Сырат, будет про права рабов Аллаха. Все пророки, будучи безгрешными и невинными, в этом месте начнут испытывать страх. Если этого боятся пророки, то почему мы настолько смелы? Поэтому, деньги отложенные на хадж или что-либо другое, сначала нужно потратить на расчет с долгами. Тот кто хотел бы получить милость и файз, должен следовать предписаниям Ислама.
В хадис-и шарифе сказано: «Лучшие из вас, сс долгами на один момент раньше». Человек с долгами, задержавший долг на один час имея при этом средства, считается злодеем и непокорным. Находится под непрерывным проклятием и совершая намаз, и соблюдая пост, и во сне т.е. каждое мгновение своей жизни. Не отдавать долг это такой грех, который записывается не останавливаясь даже во сне. Не стоит себя успокаивать что мол нет денег. Если у человека есть что продать и он не продает, то тем самым совершает грех. Ученые сказали ''Пока должник не рассчитается с долгами, то ему лучше не есть жирную пищу и не использовать в пищу уксус. Т.е. из-за того что должен, не нужно думать о вкусной еде, думать о долге даже во время еды и рассчитаться с долгом как можно скорее. Ведь нельзя тратиться на другое когда есть долг. [Саадат-и абадийа]
В хадис шарифах сказано:
«Не расплатившемуся с долгами имея возможность, каждый день будет записываться грех злодеяния». (Табарани)
«Задержка долга богатым человеком – злодеяние». [Бухари]
«Не примется садака если есть невыплаченный долг». [Бухари]
«Аллаху тааля, в Судный День спасет от страха и ужаса того кто обрадовал человека оказавшегося в трудном положений или же выплатит его долг». (Муслим)
«Лучшее перед Всевышним Аллахом деяние, избавить от трудности верующего, оплатить его долг, обрадовать его». [Табарани, Байхаки]