БЫТЬ САЛИХОМ (благочестивым)
Досточтимый Али Рамитани сказал следующее: чтобы быть салихом (благочестивый, праведный), необходимы следующие десять положений:
1 – Быть чистым
Различают два вида чистоты:
а) Захири – внешняя чистота: чистота внешнего вида. Это то, на что обращают внимание все люди. Чистым должно быть все, одежда, еда, используемые вещи.
б) Батини – внутренняя чистота. Сердце должно быть наполнено хорошим нравом. Нельзя завидовать (хасад), думать плохое о других, любить друзей Всевышнего Аллаха, ненавидеть Его врагов. Сердце, или же душа, место, куда направляет свой взор (назар) Аллаху тааля. Поэтому нельзя в сердце располагать любовь к мирскому, а в желудок помещать запретное (харам). В хадис-и шарифе сказано: «Не примется мольба человека употребляющего харам». Нечистое сердце не сможет почувствовать наслаждения от поклонения. Не сможет постичь магрифата, т.е. для него будет невозможно познать Аллаху тааля.
2 – Уметь совладать своим языком.
Думать, что говоришь. Не говорить лишнего, читать Священный Коран, делать амр-и ма'руф (призывать к добру) и нах'и мункар (удерживать от плохого), т.е. выполнять все приказы ислама и избегать совершения запретов. Наш пророк сказал: «Люди будут брошены в Ад из-за своих языков».
3 – Избегать многолюдных собрании. Этим самым можно будет сохранить глаза от харама, потому что сердце подчиняется глазам. Каждый взгляд на харам наносит грязь на сердце. Пророк (алейхисаллям) сказал: «В глаза того, кто смотрит с вожделением на чужую женщину, в Судный День будет вливать расплавленный свинец». Так же как мужчине является харамом смотреть на чужую женщину, так и женщине запрещено смотреть с вожделением на чужого мужчину.
4 – Держать пост. Во время поста человек уподобляется ангелам. Нафс человека испытывает муки, когда тот постится. В хадисе Кудси сказано: «Пост принадлежит мне. Вознаграждение за пост даю Я. Эти вознаграждения очень и очень большие». А еще в одном хадис-и шарифе сказано: «Пост – это щит от огня Ада».
Нужно поститься и тем самым привести сердце к счастью и покою, а также поставить заслон шайтану, чем воспрепятствовать ему.
5 – Нужно часто думать об Аллаху тааля
Для этого лучше всего говорить – Ля иляха иляллах. Тот, кто часто повторяет эти слова, становится обладателем ихласа. Ихлас (искренность) – делать каждое свое дело ради Аллаха, желать ахирата и при этом подавить в себе желание к обладанию имуществом и стремление к чинам и привилегиям в обществе. Искренний человек говорит: ''Единственная моя цель – довольство Аллаха''. В Священном Коране сказано: «О те, которые уверовали. Поминайте Аллаха часто!» «Ахзаб» 41. Для того чтобы избавиться от вредных желаний нафса, нужно постоянно думать об Аллахе.
6 – Нужно быть осторожным с мыслями, которые проходят через сердце. Через сердце проходят четыре вида мыслей. Это мысли, которые приходят от Аллаху тааля, от ангелов, от шайтана, и от своего нафса. Мысли от Аллаху тааля, пробуждают человека от беспечности, из плохой дороги наставляют на правильный путь. Мысли от ангелов – пробуждают в человеке интерес и стремление к поклонению. Мысли от шайтана преподносят совершение грехов как что-то прекрасное. Мысли от нафса пробуждают в человеке интерес ко всему бесполезному в этом мире. Нужно избавляться от мыслей, которые приходят от шайтана и нафса.
7 – Быть довольным приказам Аллаху тааля
Нужно жить между страхом (хауф) и надеждой (риджа). Потому что, человек, который боится покинуть этот мир без веры не совершает грехи. К тому же, мумин, надеется попасть в рай, дружит с благочестивыми людьми, слушает их беседы. Общение с такими людьми защищает человека от греха, показывает харам таким, какой он есть.
8 – Поддерживать связь, дружить с благочестивыми (салих) людьми.
Общение с благочестивыми, хорошими людьми отвращает человека от грехов, раскрывает плохую сущность харамов. (для обретения счастья обеих миров, нужно находиться рядом с хорошими людьми).
9 – Украсить себя хорошими качествами
Иметь в характере что-либо свойственное Всевышнему Аллаху.
10 – Питаться только дозволенной (халяль) пищей
Аллаху тааля приказал: «Ешьте то, что дозволено и чисто». «Бакара» 168. А любимый нами всеми пророк (саллалаху алейхи уасаллям) сказал: «Поклонения состоят из десяти частей. Девять из них находятся в употреблении дозволенного». Всего одна часть из десяти – поклонения. Человек, употребляющий в пищу харам, не находит в себе силы для совершения поклонении. А тот, кто ест только халяль не в состоянии совершить грех.
В хадис шарифе сказано:
«Человек, обладающий разумом, выделяет время для дуа и поклонений, работает над своим нафсом, уделяет время для выявления своих недостатков и для своих нужд. Хозяин своего языка, правильно использует свое время. Делает свою работу и осмотрителен перед лучшим своим другом». (Дейлеми)
- Мусульманину подобает быть приветливым и доброжелательным. Нельзя выглядеть насупленным, ходить с мрачным видом. В хадис шарифе сказано: «Ангелы будут проклинать человека, посмотревшего на брата по вере суровым взглядом». (Хатиб)
- Нам нужно выглядеть такими, как мы выглядим в мирное время, а не во время войны, или хотя бы постараться так выглядеть. В хадис-и шарифе сказано: «Дела и слова настоящего мусульманина всегда одинаковы, сосед уверен, что мусульманин плохого не сделает». (Ибн Лал)
- Нужно принять свои недостатки, о которых говорят люди, и поблагодарить его за это. В хадис шарифе сказано: «Аллаху тааля не любит человека который возражает когда его просят бояться Аллаха». (Байхаки)
- Мусульманин должен быть примером другим своим прекрасным нравом, всеми своими хорошими чертами, ему подобает помогать людям, не создавать трудностей. В хадис-и шарифе сказано: «Мусульманин облегчает, не создает трудностей». (Насаи)
- Мусульманин не должен обижаться на потерянное или на то, чем не смог овладеть. В хадис-и шарифе сказано: «Человек, который доволен своим рызком, не обижается если не смог обрести, обладает хорошим характером». (Абу Нуайм)
- Для счастливой и благополучной жизни, нужно посмотреть на тех, кому еще тяжелее и поблагодарить (шукр) Аллаху тааля. В хадис шарифе сказано: «Прекратите посещать богатых. Такое поведение способствует вашему недовольству данным Всевышним Аллахом благостям». (Хаким)
- Лучше не ходить по местам, которые были разрушены, уничтожены, сгорели вследствие грехов. В хадис-и шарифе сказано: «Старайтесь побыстрее покинуть местность, подвергшееся разрушению». (Табарани)
- Когда речь ведет плохой человек или малолетний, если делает это ради истины, то не стоит с ним пререкаться и возражать ему, а лучше наоборот поддержать его. В хадис шарифе сказано: «Когда неприятный для вас взрослый, или же юный человек защищает истину, говорит правду, то поддержи его, если намерения его нехорошие, говорит неправду, не принимай!» (Дейлеми)
- Мольба во время достатка, мирного неба, когда нет ни материальных, ни духовных трудностей, лучше, чем мольбы во время несчастья. В хадис шарифе сказано: «Добро исправляет беды. Раба, который поминал Аллаха во время благоденствия, Аллаху тааля спасет в тяжелые времена». (Абу Нуайм)
«Поминайте Всевышнего Аллаха настолько часто, чтобы люди подумали, что вы сумасшедший». (Хаким)
«Пусть ваша пища усваивается зикром и намазами». (Байхаки)
- Думать о смерти. В хадис-и шарифах сказано:
«Часто думайте о смерти. Сердце человека много думающего о смерти оживляется, и смерть его будет легкой». [Дейлеми]
«Частое поминание смерти отдаляет человека от мирского и грехов». (Ибн Лал)
- Пророк (алейхиссалям) сообщил о людях, которым можно позавидовать: «Позавидовать можно следующему человеку: у него мало имущества, дети совершают намаз, держат пост. Старается скрыть поклонения. Мало кто его знает, ничем не примечателен, никто его не упомянет. Ему достаточно своего рызка. На это он проявляет терпение. Никто не знает каково его положение. Не многие будут переживать о его смерти, и он не оставит много наследства». (Табарани)
- Не каждому можно рассказать о своих проблемах, не у каждого просят помощи. В хадис-и шарифе сказано: «У брата по вере можно что-то попросить если у него есть стыд, надежность и справедливость. Если нет, то ничего не проси». (Дейлеми)
- Бояться Всевышнего Аллаха и избегать грехов, стараться исполнять поклонения! В хадис-и шарифе сказано: «Верующий в Аллаха спасется. Его боится тот, кто его знает. Надежен, кто боится Аллаха. Тот кто любит и стыдится Его. Насытится тот, кто доволен ниспосланным рызком, а тому, кто полагается на Аллаха (таваккуль), достаточно своего рызка». (Рамуз)
- Помогать и служить, большой саваб. В хадис шарифах сказано:
«Помогающий путникам, их господин. Ничто другое кроме смерти за веру, не даст столько же савабов». (Хаким)
«Человек, оказавший помощь мусульманину, получит такой же саваб как за умру и хадж». (Хаким)
- У человека много хороших и плохих черт. О некоторых из них пророк сообщил следующее:
«Самый худший из людей – ни с кем не делит трапезу, никого не уважает, избивает прислугу. Хуже него – тот, кто ненавидит людей и его ненавидят люди. Еще более худший – тот, которого боятся из-за его вреда и от которого не ждут хорошего. Хуже них – ради мирского продавший свой ахират, тот, кто применяет веру ради мирской выгоды». (Ибн Асакир)
«Самые лучшие из вас - выполняющий обещание и очистившие свой нафс». (Абу Яла)
«Самый плохой человек – тот, кто говорит громко, привыкший материться и кто много говорит. Самый хороший человек – человек с самым лучшим характером». (Байхаки)
«Самый худший из людей – люди с каменными сердцами и высокомерные, самый лучшие – пусть и хороший, но признанный, слабый, которому не оказывают должного уважения. Если он клятвенно заверит: ''это произошло следующим образом'', то Аллаху тааля не сделает его лжецом». (Дейлеми)
- Качества обитателей Рая и Ада, пророк описал следующим образом: «Обитатель Ада груб и жесток. Таков он в обществе, по отношению к друзьям и семье. Обитатель Рая - скромен и захид (тот ко не привязан к этому миру)». (Дейлеми)
- Ожидаются большие савабы, когда радуют человека, одолжив ему деньги или оказав какую-либо помощь. В хадис шарифах сказано:
«Самое любимое деяние Всевышнего Аллаха после исполнения поклонения, это обрадовать верующего». (Табарани)
«Посмотреть на брата по вере с улыбкой, садака». (Джами-ус Сагир)
Человек, который последует этим советам будет счастлив и в этом мире, и в ахирате. Если кому-то легко дается исполнение предписаний Ислама, то это говорит о его благочестии, это салих. В хадис шарифе сказано:
«Если тебе стало легче обретать желания, которые нужны для Ахирата, а обретение мирских благостей стали в тягость, знай, ты на верном пути. Если наоборот, то тебе несдобровать». (Бахаки)
Вопрос: нам известно превосходство ахл-и бейта (семейство пророка). А каково достоинство салихов перед Всевышним Аллахом?
Ответ: Салихи конечно же уважаемые люди. В одном хадис шарифе сказано: «Каждый богобоязненный считается из ахл-и байта». (Хаким)
Вопрос: Может ли человек узнать что он салих?
Ответ: Очень легко. Каждый, кто выполняет предписания ислама, избегает запреты - это благочестивый (салих) человек. Если человеку легко исполнять предписания ислама, это говорит что он - салих.