1. Главная >
  2. Поклонения. Намаз. Пост. Хадж. Закят. >
  3. закят ушр садака >
  4. КОМУ ДАЕТСЯ ЗАКЯТ, ФИТР И ФИДЙА

КОМУ ДАЕТСЯ ЗАКЯТ, ФИТР И ФИДЙА

Вопрос: кому дается закят, фитр садака и фидйа поста?

Ответ:

1 – Не дают закят богатому, т.е. человеку обладающему нисабом (определенным достатком) для курбана. Не дается закят родителям, деду, бабушке, детям, внукам, жене и кафиру. При условий что бедные, дают таким родственникам как невестка, брат, тетя, дядя, а также зятю, родителям супруга, братьям супруга, приемным детям. Если из благочестивых мусульман, то дать закят близким родственникам будет лучше. Если нет благочестивых родственников, то закят лучше дать другим благочестивым людям.

2 – по мнению Имамейнов, жена дает закят мужу который считается бедным по канонам Ислама. Если муж находится в трудном положений, то можно следовать этому решению.

3 – не дается закят благотворительным организациям. Ни один из Имамом муджтахидов не возразил этому и соответственно это и стало согласованным решением по этому поводу. Чтобы дать закят студенческому общежитию и фонду, уполномоченный ими человек должен стать представителем одного бедняка. Бедняку, назначая представителя нужно сказать ''назначаю тебя представителем брать от моего имени закят, и полученный закят отдавать куда пожелаешь''. Или же достаточно сказать ''назначил тебя своим общим представителем получать от моего имени закят''. В таком случае, полученный закят может расходовать на учащихся или нужды фонда. Таким образом происходит и следование Исламу, и закят отдается в соответствий нормам Ислама.  

4 – в хадис-и шарифе было сказано: «Закят тому, кто получает знания можно давать даже если он обеспечен на сорок лет вперед». Те, кто обучаются или обучают религий, т.е. это является их делом и профессией,  даже если богатые, могут получать закят, потому что у них нет времени работать и зарабатывать. [Дурр-уль-мухтар]

5 – ребенку не дается закят если его отец богатый. Если отец бедный, то если ребенок бедный, то ему дают закят. Если умалишенный беден, то ему дают закят. Закят ребенку, умалишенному, дают их отцу, представителю или опекуну. Маленькому сыну богатого человека не дают закят даже если ребенок беден, но если взрослый сын, жена, отец богатого человека бедные, им можно давать закят. Под взрослым человеком здесь имеется ввиду, совершеннолетие. Говоря маленький, имеют ввиду еще не достигшего совершеннолетия.

6 – потомкам нашего пророка (алейхиссалям) из сейидов и шарифов, в прежние времена не давали закят. В наши дни закят дается и им. (Дурр-и йакта)

НА ЧТО ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ ОТДАВАЯ И ПОЛУЧАЯ ЗАКЯТ?

1 – зимми, т.е. гайр-и муслиму закят не дается. Таким людям дают фитр садака, адак, садака, подарок. (Зимми, гражданин исламской страны, соотечественник не мусульманин. В наше время нет зимми.)

2 – нужно узнавать про человека которому будут вручать закят, закят не дают на основе предположения. Закят данный таким близким родственникам как родители, родные, родным детям, не действителен. Но если закят был отдан после поисков и после было обнаружено что человек получивший закят богатый или гайр-и муслим, то закят считается принятым. Не нужно отдавать закят заново, потому как был произведен поиск. 

3 – предпочесть благочестивых родственников, потому что, закят лучше отдать благочестивому бедному родственнику. В хадис-и шарифе сказано: «Аллаху тааля не примет закят отданный чужому когда есть бедные родственники». Т.е. этим самым человек избавится от долга выплаты закята, но не получит огромных савабов которые появляются от его выдачи. Если нет благочестивых но бедных родственников, то тогда можно выбрать других благочестивых людей.

4 – количество золота данное бедному не должно сделать его богатым. Бедняку без долгов, дать закят в размере нисаба, т.е. 96 грамм золота, или больше того, будет макрухом. Если у бедняка есть долг в 10 грамм золота, то дать 100 грамм золота не будет макрухом.

5 – отдавая, можно не говорить что это закят, достаточно сказать что это подарок.

6 – человеку который имеет однодневное пропитание, запрещено (харам) просить закят или садака, но можно взять садака или закят который ему дали без его просьбы. Закят, если это возможно, нужно дать благочестивым, нуждающимся людям.

7 – дать бедняку закят золотом, и выкупить у него обратно по низкой цене, макрух.

8 – не разрешается засчитать за закят долг бедняка. Если богатый которому должен бедняк обратится к нему ''то что ты мне должен, я отдаю в качестве закята. Ты тоже прими долг который мне должен в качестве закята'', и бедняк при этом согласится на это, то богатый не будет выплатившим закят, потому что закят не отдается как долговая расписка, не отдается так чтобы стороны были довольны. Закят отдается только вручением в руки чего-то конкретного. Здесь богатый должен дать свой закят бедному, а бедному, после того как возьмет, нужно опять же вернуть этому самому богатому и этим самым рассчитаться с ним долгом.

9 – человек которому задолжал бедный, если не уверен что этот бедняк возвратит долг, приводит к нему другого бедняка которому доверяет и говорит следующее: ''сделай его своим представителем для получения закята и расчета с долгом''. И отдает закят представителю бедняка. А представитель отдав обратно богатому, рассчитывается с долгом первого бедняка. Таким образом и закят выплачивается по всем нормам, и бедняк рассчитывается с долгом. (Дурр-и йакта, Мизан-и кубра)

10 – если арендодатель прощает долг бедному квартиранту, то это не считается выплаченным закятом. (Радд-уль-мухтар)

Вопрос: хочу отдать закят бедному ребенку. Так как ребенок малолетний, могу ли дать закят его отцу?

Ответ: да, можно.

Вопрос: могу ли дать закят, приемному ребенку своей дочери?

Ответ: усыновленный ребенок дочери не является ее ребенком, как не является и вашим внуком. Ему можете давать закят, и даже ваша дочь может ему дать закят.

Вопрос: могу ли дать закят своей сестре?

Ответ: можете выдать свой закят своей не богатой сестре или ее детям. 

Вопрос: правильно ли выдавать закят любому бедняку?

Ответ: не заслуживает закята человек который допускает напрасную, ненужную трату (исраф) имущества, использует средства для харама. Если дать, то савабов будет мало.

Закят действителен если дать не благочестивому мусульманину. Но если для этого выбрать благочестивого (салих) мусульманина, савабов будет много больше. Закят отданный фасыку (грешник) все равно что засевать бесплодную почву, откуда едва получишь урожай. А закят отданный для салиха, это как засевать плодородную землю. С богатой, влажной почвы собирается большой урожай.   

Кафир не обязан давать закят, также как и совершать поклонения. Гайр-и муслиму не разрешается давать закят. Расулуллах (саллаллаху алейхи уасаллям) когда отправлял в Йемен Муаз бин Джабаля, рассказывая у кого берется и кому дается закят и ушр, сказал: «Бери у богатых мусульман, раздавай бедным». (Бухари)

Ученые Ислама которые раскрывали смысл этого хадис-и шарифа, сказали: ''закят берется у богатых мусульман и отдается бедным мусульманам, не дается гайр-и муслимам''

Вопрос: сказано что садака, закят лучше всего давать родственникам, но мои родные фасики (грешники). Полученные средства они потратят на алкоголь. Мне лучше не давать им а выбрать благочестивых людей?

Ответ: да, необходимо выбрать благочестивых людей. Еще лучше выбрать благочестивых родственников. В хадис шарифе сказано: «Не примется закят отданный чужим, когда есть свои бедные родственники». Т.е. таким образом можно освободиться от долга закята, но невозможно будет получить бесчисленные савабы за закят. (Файдалы билгилер)

Вопрос: у благочестивого мусульманина спросил богат ли он. По его подсчетам, он оказался бедным. Я ему отдал закят. Но спустя какое-то время, он сказал что в подсчетах допустил ошибку, по нормам Ислама он считается богатым, а полученный закят он уже потратил. Сказал чтобы я закят отдал бедному человек. Нужно ли мне выплатить этот закят еще раз?

Ответ: так как вы расспросили богатый или бедный, то закят отдавать второй раз не нужно. Так как вы искали человека для выплаты закята и после того как отдали, выяснилось что человек богат, то вреда от этого не будет, закят окажется принятым. В трудах ученых по фикху, пишется:

Если человек получающий закят говорит что он беден и может брать закят, то не нужно выяснять имеет ли он право на закят или нет. Отдав ему закят, уже считается что закят был отдан расспросив, произведя поиск.

ЗАКЯТ МУЖУ

Вопрос: может ли в мазхабе Шафии жена дать закят бедному мужу?

Ответ: Да, может дать. (Мизан-уль-кубра)

В Ханафи по этому вопросу есть разногласия, по достоверным решениям, жена не может давать закят мужу.

ЗАКЯТ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА НУЖДАЮЩЕГОСЯ В УХОДЕ

Вопрос: я содержу у себя дома бедную свекровь у которой умер муж и осталась одна. Могу ли дать ей свой закят?

Ответ: да. Это будет лучше.

ЗАКЯТ ПОТОМКАМ ПРОРОКА

Вопрос: в ранние времена, потомкам пророка не давали закят. В наше время можно давать закят потомкам пророка?

Ответ: да, в наше время им закят дают. (Дурр-и Йакта)

ДЕТИ БОГАТЫХ

Вопрос: дают ли закят несовершеннолетним детям богатого отца или матери?

Ответ: если отец богат то не дают. Если отец беден, мать богата, ребенку дают закят, потому что несовершеннолетний  ребенок, не считается богатым из-за того что у него богатая мать. (Радд-уль-мухтар)

КОГО НАЗЫВАЮТ БОГАТЫМ

Вопрос: кого по нормам Ислама называют богатым?

Ответ: человека владеющего нисабом курбана, считают богатым. Обладателю этого нисаба, запрещено (харам) брать закят. По нормам нашей религий, человек не обладающий нисабом курбана, считается бедным. Такой человек может брать закят. Мусульманин у которого сверх необходимого имущества и долгов, есть имущество или деньги в пределах нисаба курбана [это 96 грамм золота или в этих пределах], считается обладателем нисабом курбана. 

Вопрос: закят должен быть лично вручен бедняку или же его представителю?

Ответ: этот вопрос, ученые ахл-и сунна разъяснили следующим образом:

''Богатый, свой закят должен передать в руки бедняка. Если богатый, будучи представителем сироты, накормит его с намерением дать закят, то не будет считаться отдавшим закят. Еду нужно отдать сироте, сирота должен есть еду которая уже будет принадлежать ему. Если богатый, положит на стол золото и со стола его заберет бедняк, то закят не будет считаться выплаченным и не будет принят. Богатый человек должен будет видеть как бедняк или его представитель забирает золото. Если с намерением на закят, впустит для бесплатного проживания в дом, такой закят не будет принят. Потому что бедняку нужно дать в качестве закята какой-либо предмет, имущество''.

Вопрос: дается ли закят мусульманину имеющему дом, мастерскую, но при этом находящемуся в тяжелом материальном положений?

Ответ: по этому поводу в книгах «Хазанат-уль-муфтин» и «Ашбах» говоритс:

''Тот, кто имеет дом, мастерскую, помещение, посевной участок урожая с которого не достаточно, арендной платы с дома и помещенийя не хватает на содержание семьи, считается бедным, им разрешено брать закят''. Фетва дана на основе мнения Имама Мухаммеда. 

Другие статьи в этом разделе

ЗАКЯТ НА УРОВНЕ НАМАЗА

Закят – одно из условий ислама. Всевышний Аллах предписал богатым отдавать бедным определенную часть из богатства в качестве закята. Но бедным не предписывал брать закят. Они могут брать если пожелают. А если бы не брали, то богатые не могли бы исполнить этот фарз. И поэтому, богатые должны быть благодарными бедным за то, что они взяли с их рук закят.

По этому поводу, досточтимый Фаридуддин Аттар, в книге «Тазкирату′ль-авлия» рассказал одну п...

МИЛОСТЫНЯ В ПРАЗДНИК РАМАЗАН (ФИТР)

МИЛОСТЫНЯ В ПРАЗДНИК РАМАЗАН (ФИТР)

Мусульманин, обладающий имуществом, достаточным для выплаты закята, выплачивает также и милостыню фитр. Милостыня "фитр" является одной из разновидностей закята. Это поклонение совершается с целью помощи нуждающимся людям. Милостыня фитр была предписана посланником Аллаха во второй год хиджры. В сборнике хадисов Ибн Маджа приводится сообщение:


Москва

1445 год, 11 - Шаууаль.
2024 год, 20 - Апрель.
Имсак 2:00
Фаджр 2:31
Восход 5:01
Ишрак 6:10
Зауаль карахат 12:13
Зухр 12:44
Аср-и Аууаль 16:40
Аср 17:41
Исфирар 19:02
Магриб 19:58
Иштибак 21:17
Иша’а 22:32
Иша’а-и Сани 23:01