ИФТАР ПОСЛЕ НАМАЗА
Вопрос: можно ли отложить ифтар? Сначала совершить вечерний намаз и только потом садиться за стол, чтобы тем самым избежать преждевременного разговения?
Ответ: ифтар до намаз является мустахабом, но чтобы избежать сомнения нарушения не законченного поклонения, нужно отвергнуть мустахаб. Для этого сначала совершают вечерний намаз и только после этого садятся за стол. Такой ифтар с одной стороны будет совершен до появления первых звезд. А с другой стороны, пост будет спасен от опасности нарушения. Потому что, если время вечернего намаза еще не наступило, то для его повторного совершения еще будет время. А если допущена ошибка в календаре, часах, наступлении темноты, азане, о каких-либо сигналах окончания поста, то пост будет не спасти. Ибн Абидин, разъясняя времена намазов, говорит:
''Для того чтобы начать ифтар, необходимо свидетельство двух верных, надежных мусульман о заходе солнца. Нет вреда если сообщает один человек''.
Как можем видеть, люди занимающиеся подготовкой календарей, подающие звуковые сигналы об окончаний поста, муэдзины, должны быть из числа надежных (адиль) людей. Адиль, человек который не совершает большие грехи, не привыкший к совершению малых грехов. И поэтому, в вопросах наступления рамазана, праздников и хаджа, времен ифтара и намазов, а также во всех религиозных деяниях, следовать людям с неправильным веручением и деяниями не разрешается.
***
Вопрос: как нужно поступить человеку который пришел в мечеть и не знает какой намаз совершает джамаат, фарз или таравих?
Ответ: тот кто пришел в мечеть где мусульмане уже совершает совместный намаз и не может понять что читают, то встает на намаз сделав намерение на фарз. Если окажется что совершается таравих, то его намаз из-за того совершается до фарза, считается нафиля. Потому что намаз таравих не совершается перед фарзом. Он тут же делает фарз и затем вместе со всеми совершает оставшиеся ракааты таравиха. После всего один совершает оставшиеся не прочитанный ракааты таравиха. И после этого совершает витр намаз.
***
Вопрос: если в месяц рамазан, по уважительной причине пропущен пост, то нужно ли его восстанавливать, и как нужно делать намерение на восстановление, как на обязательный пост?
Ответ: пост благословенного месяца рамазан, обязателен для каждого мусульманина, и если не соблюден по какой-либо причине, то непременно должен быть восстановлен. На пропущенные (каза), возместительные (каффарат), и обещанные выполнить в определенное время (муаййан) посты, намерение нельзя принимать после фаджра или имсака. (намерение должно быть принято до наступления этих времен).