1. Главная >
  2. Поклонения. Намаз. Пост. Хадж. Закят. >
  3. КНИГА О НАМАЗЕ >
  4. КНИГА О НАМАЗЕ - 43

КНИГА О НАМАЗЕ - 43

ВОСПОЛНЕНИЕ ПРОПУЩЕННЫХ МОЛИТВ (Каза)

Так как молитва является поклонением, совершаемым телом, его нельзя исполнить вместо другого человека. Каждый должен совершать его сам. Совершение молитвы в свое время, называется «Ада». Совершение молитвы повторно в любое другое время, называется «Иада». Например, повторное совершение намаза, в котором был допущен макрух, до истечения его времени или если нет такой возможности, в любое другое время, является ваджибом.

Совершение фарзов и ваджибов молитвы после истечения отведенного для этого времени, называется «Каза» (возмещение молитвы).

Выполняя пятикратные намазы одного дня и витр намаз, а также совершая «каза», обязательно нужно соблюдать порядок. То есть совершая намаз, нужно соблюсти последовательность. Того, кто не имеет долгов больше чем по пяти молитвам, называют Обладателем порядка. Фарз пятничной молитвы необходимо совершить во время послеполуденной молитвы (зухр). Тот, кто пропустил утреннюю молитву, если вспомнит об этом даже во время хутбы, должен будет немедленно совершить каза. Пока не будет совершена какая-либо одна молитва, совершать последующие пять молитв нельзя. Сказано в хадисе: «Проспавший намаз или забывший о нем, если вспомнит об этом во время намаза с джамаатом, то после окончания молитвы с имамом, пусть совершит сначала пропущенный намаз! Затем пусть заново совершит намаз, выполненный за имамом!».

Восполнение пропущенных обязательных молитв является фарзом (обязательным). Восполнение ваджибов является ваджибом. Восполнять сунну приказано не было. Ученые мазхаба Ханафи единодушны во мнении: ''Было приказано совершать сунны только в свое время. Несовершенные вовремя суннаты, не являются долгом для мусульманина. Поэтому было сказано, что по прошествии времени, сунны не восполняются. Так как сунна утренней молитвы (фаджр) близка к ваджибу, ее необходимо восстанавливать до послеполуденной молитвы (зухр) этого дня, вместе с фарзом утреннего намаза. После полудня, сунну утреннего намаза восстанавливать не нужно, также как и другие пропущенные сунны. Восполнив пропущенную сунну, уже не получить за нее положенную награду (саваб). Такое восполнение будет считаться как дополнительный (нафиля) намаз.''  Ибн-и Абидин, на 162 странице своей книги «Таргиб-ус-салят» говорит: «Суннаты можно совершать сидя, даже не находясь в извинительном состоянии (узр). Не совершать их вовсе - грех. Обладателям состояния узр, фарзы разрешается совершать сидя».

Не совершать обязательную молитву преднамеренно и без всякого узра является большим грехом. Пропущенные намазы необходимо восполнить. Фарзы и ваджибы разрешается оставлять на «каза» только по двум извинительным причинам: первая – оказаться перед лицом врага; вторая – путник, опасающийся грабителей, хищных зверей, бури, сели, даже если он не намеревается находиться в пути три дня. Если они не могут совершить молитву сидя и повернувшись в любом направлении, или же жестами, находясь верхом на животном, то молитва откладывается на более позднее время.

Оставление молитвы на «каза» по перечисленным двум причинам, а также по причине забывчивости или сна, не является грехом. В комментариях к книге «Ашбах» сказано: ''Ради спасения утопающего и в другой подобной ситуации, можно совершить намаз после установленного времени.'' Но когда заканчивается уважительная причина (узр), необходимо обязательно восполнить пропущенные молитвы. С условием выполнения в свободное время, кроме трех периодов времени, когда совершение намаза запрещено, выполнение фарзов можно отсрочить для добычи пропитания своей семье. Отсрочка молитвы на более позднее время – грех. Таким же образом наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха), пропущенные во время битвы «Хандак» четыре молитвы, восполнил в ту же ночь вместе со своими сподвижниками (да будет доволен ими Аллах), несмотря на смертельную усталость и полученные ранения. Наш любимый Пророк сказал: «Объединять два фарза - большой грех». То есть не совершить одну молитву, в отведенное для нее время, и прочитать ее во время другой молитвы, является одним из самых больших грехов. Сказано в хадис-и шарифе: «Того, кто совершит намаз после истечения его времени, Всевышний Аллах отправит в Ад на восемьдесят хукба.» Одна хукба равна восьмидесяти годам на том свете. Один день на том свете равен тысячам годам в нашем мире. Если за совершение молитвы, после истечения ее времени полагается такое наказание, то нужно задуматься о том, что ожидает тех, кто вообще ее не совершает.

Наш Пророк (алейхиссалям) сказал: «Намаз - опора религии. Тот, кто совершает молитву, укрепляет религию. Тот, кто не совершает молитву - разрушает религию». В одном из хадис-и шарифов говорится: «В Судный День, первым вопросом после веры, будет вопрос о намазе.» Всевышний Аллах повелевал: «О, мой раб! Если ты выстоишь после вопросов о намазе, ты спасен. Я облегчу для тебя остальное». В 45 аяте суры Анкебут сказано: «Правильно исполненная молитва убережет человека от совершения скверных и злых дел». Наш Пророк сказал: «Больше всего человек близок к своему Господу во время намаза».

Несовершение молитвы в свое время бывает двух видов: 1) несовершение молитвы по уважительной причине; 2) осознавать важность молитвы, знать, что это является приказом Аллаха, но не совершать ее по причине лени.

Исполнять молитву после окончания ее времени, то есть откладывать «на потом» без уважительной причины, является харамом и большим грехом. Этот грех не прощается и после восполнения молитвы. Прощается только грех за неисполнение молитвы. Этот грех не прощается одним только раскаянием без возмещения. Если раскаяться после совершения «каза», то можно надеяться на прощение. Раскаявшись, нужно восполнить пропущенные молитвы. Не восполнение молитвы, имея на то силы, это совершение еще одного большого греха. Каждый раз, когда впустую проходит время, требуемое для совершения молитвы (6 минут), этот большой грех с каждым разом увеличивается все больше и больше. Поскольку мусульманин должен обязательно восполнять пропущенные молитвы, как только у него появится свободное время. Те, кто не придают значения восполнению пропущенных молитв, будут гореть вечно. В книгах «Умдат-уль Ислам» и «Джами-уль Фатава» сказано: ''Если перед лицом врага отказаться от совершения фарза, имея на то возможность, то это подобно совершению семисот больших грехов''. Откладывание восполнения пропущенных молитв является еще большим грехом, чем несовершение молитвы вовремя. Как только человек совершит «каза» намаз с намерением восполнить самый первый пропущенный намаз, все его эти грехи будут прощены.

ПОЯСНЕНИЕ: (можно ли вместо сунны совершать «каза»?)

В книге сеийда Абдулкадира Гейлани «Футух-уль гайб» сказано: Верующий, в первую очередь, должен совершить фарзы (обязательные молитвы). Завершив фарзы приступить к суннатам. После этого может читать нафиля (дополнительные) намазы. Глупо читать сунну, имея долги по фарзам. Если имеются долги по фарз намазам, то суннаты не будут приняты. В хадис-и шарифе, переданном Али бин Абу Талибом (да будет доволен им Аллах), говорится: «Зря старается тот, кто совершает дополнительную молитву, когда у него есть долги по фарзам. Пока он не восполнит долги по фарзам, Всевышний Аллах не примет его дополнительные молитвы». Ученый мазхаба Ханафи Абдулхак Дехлеви, разъясняя этот хадис, приведенный Абдулкадиром Гейлани, сказал: ''Этот хадис говорит о том, что не примутся сунны и нафиля намазы, пока есть долги по фарзам. Мы знаем, что сунны дополняют фарзы. Это означает, что если при совершении фарза была допущена ошибка, которая может стать причиной непринятия фарза, то совершенные затем сунны служат причиной принятия фарзов. Для имеющего долги по фарзам, совершение сунны не принесет никакой пользы''.

Шариатский судья Иерусалима, досточтимый Мухаммед Сыддик, толкуя вопрос о восполнении намазов «файита», сказал: ''У великого ученого Ибни Нуджайма спросили: «Если человек, имеющий долги по молитвам, будет совершать суннаты утренней, послеобеденной, предвечерней, вечерней и ночной молитв с намерением восполнить пропущенные молитвы, то не будет ли это означать, что он отвергает суннаты?». «Он ответил: «Сунны этим самым не будут отвергнуты. Потому как смысл совершения суннатов пяти молитв заключается в том, чтобы до истечения времени молитвы, помимо фарза, совершить еще один намаз. Желание шайтана таково, чтобы молитвы не совершались вовсе. Мы же, совершая помимо фарза еще один намаз, показываем шайтану свое упорство, и обрекаем его на унижение и позор. Совершая «каза» фарза во время сунны, тем самым совершается и сунна. Для того, чтобы суннаты тех, кто имеют «каза» намазы были приняты, при наступлении времени каждой молитвы, кроме фарза этого времени, они должны совершать «каза» намазы, выполняя еще один намаз. Поскольку многие вместо того, чтобы совершать «каза», совершают сунну. Они отправятся в Ад, тогда как тот, кто вместо сунны, совершает фарзы «каза» намазов, спасется от огня Ада.''

Другие статьи в этом разделе

КНИГА О НАМАЗЕ - 64

СМЫСЛЫ СУР ДЛЯ СОВЕРШЕНИЯ МОЛИТВЫ

Сура «аль-Фатиха»

Во имя Бога милостивого и милосердного.

«Во имя Бога милостивого и милосердного. 2. Хвала Богу, Господу миров, 3. Милостивому, Милосердному, 4. Владыке дня страшного суда. 5 Тебе поклоняемся и к Тебе обращаемся за помощью, 6. направь нас на прямой путь, 7. на путь тех, к которым Ты благоволишь, которые не подпали под гнев Твой и не заблуждаются.»

<...

КНИГА О НАМАЗЕ - 22

О ПОЛОЖЕНИЯХ, СВОЙСТВЕННЫХ ЖЕНЩИНАМ

(«хайз» - регулы, месячные, «нифас» - послеродовое кровотечение)

Различают 11 видов полного омовения (гусль). Пять из них обязательны. Два из них совершаются женщинами по окончании послеродового периода (нифас) и менструального цикла (хайз).  

В книге Ибни Абидина «Менхаль-уль-варидин» говорится: ''Ученые Ислама единогласно сообщ...


Москва

1446 год, 21 - Джамазильахир.
2024 год, 22 - Декабрь.
Имсак 6:14
Фаджр 6:37
Восход 8:50
Ишрак 10:18
Зауаль карахат 12:13
Зухр 12:44
Аср-и Аууаль 14:01
Аср 14:26
Исфирар 14:53
Магриб 16:08
Иштибак 17:33
Иша’а 18:28
Иша’а-и Сани 18:43