ВАЖНЫЕ ДЕЛА
Вопрос: что важнее, следовать приказу, или избегать харама?
Ответ: в Исламе прежде предотвращают вред, чем ищут пользу. Важнее не сделать неправильно, чем делать правильно. Чаще всего, о хорошем и не вспомнят, но никогда не забудут плохое, и всегда будут тыкать этим в глаза. Сколько бы много не было сделано хорошего, этого не увидят, но одна допущенная ошибка никогда не будет забыта. А для этого, нужно сильно постараться чтобы избежать неосторожного слова, неправильного взгляда, неправильного дела.
В книге Исламского права «Маджалла» говорится ''Предотвратить вред, важнее чем ожидания пользы''. Приведем несколько примеров:
Избежать греха, нужно прежде зарабатывания саваба. Избегать запретов, харамов, важнее чем совершать хорошие, полезные дела. Лучше избежать харама, чем совершить фарз.
Если и приказ и запрет случились одновременно, то сначала нужно будет избегать запретного. Если выполнение одного приказа, становится причиной совершения запретного - харама, то чтобы не совершить харам, отвергают приказ, его не выполняют. К примеру, для совершения намаза, приказано очистить нечистоту, а открывать аврат (постыдные места) при людях, запрещено. Если нет возможности очистится не открывая аврат, запрет не выполняют, т.е. аврат не открывают.
Говорится: «Аль амру фавкаль адаб». Т.е. следование приказу, находится прежде соблюдения адаба. Например, находясь со старшими людьми, при входе куда-нибудь, нельзя заходить первым. Но если такой человек говорит чтобы вошли первым вы, то нужно соглашаться и входить. Если стоять и препираться с ним чтобы первым все же вошел он сам, то это будет неправильно.
Не выведя из сердца любовь к мирскому, не поместить туда любовь к Аллаху тааля. Тот кто хотел бы поместить в сердце любовь к Аллаху, должен будет избегая харамов вывести из сердца любовь к мирскому. Когда из сердца выйдет любовь к мирскому, любовь к Аллаху само войдет туда.
Также есть принцип ''выбрать то что важнее''. Это предпочесть более важное, менее важному. То что необходимо больше, предпочитается менее важному. Например выполнить сунну, значит предпочесть нафиля.
Сподвижник пророка Умар (радиаллаху анх) не обнаружил на утреннем намазе одного молодого человека и спросил почему его нет. Ответили что он ночами совершает нафиля намазы и возможно совершил утренний намаз и уснул. На что досточтимый Умар сказал что было бы лучше если он ночами спал, а утренний намаз совершал совместно с джамаатом. Как можем видеть, исполняя один фарз, выполнить один из его адабов и избежать одного из макрухов, во много крат лучше зикров, фикров (тафаккур) и муракаба (предавать себя отчету). Если все они будут выполнены вместе с этими адабами и избегая макрухов, конечно же будет полезно. Но сами по себе они никуда не годятся.
И точно также, отдать 1-2 рубля закята, намного лучше чем раздавать тысячи рублей нафиля садака. Отдавая этот рубль, т.е. выполняя фарз, исполнить также адаб, например отдать закят близкому человеку, намного лучше сказанного выше нафиля садака. Для этого должно быть соответствующее ахл-и сунна вероучение, после этого необходимо избегать харамов, затем выполнять фарзы, после этого избегать макрухов, затем выполнять сунны разряда муаккада, а после, выполнять мустахабы. В этой последовательности, не исполнившему то что необходимо в первую очередь, выполнение того что нужно делать позже, не дает никакой пользы, и для исполнения того что необходимо в первую очередь, разрешается отвергнуть выполнение того что необходимо во вторую очередь, и это даже будет ваджибом.
Это же нужно делать для того чтобы быть авлия. Поочередно, сначала уверовать так как сказано учеными ахл-и сунна, затем, избегать харамов, исполнять обязательные поклонения и любить благородных верующих. Поклонения совершенные без ихласа не принесут пользы, за них нет савабов. Ихлас – совершать дела только ради одного Всевышнего Аллаха. Например, изучать необходимые для человека фарзы, которые приведены в книге «Саадат-и Абадийа», это фарз-и айн. Некоторое время изучать фарз-и айны, стоит выше поклонений разряда нафиля. Потому что нафиля это капля по сравнению с океаном фарз-и айнов.