ВИДЫ СУННЫ
Вопрос: как ученые растолковали следующий хадис: «Запретно мое заступничество (шафаат) отвергнувшему мою сунну»?
Ответ: поклонения приказанные лично пророком или совершенные им, называют – Суннат.
Различают два вида сунны:
1 – суннат-и худа
2 – суннат-и заваид
1) суннат-и худа:
Также называют суннат-и муаккада. Символ Ислама, его нет в других религиях. Пророк совершал этот вид сунны всегда, пропускал очень редко а тем кто отвергал не возражал. Сунны которые пропускал время от времени, называют «суннат-и муаккада». Частое неисполнение суннат-и муаккада является макрухом, малый грех. Отвергать эту сунну внутри намаза, тахриман макрух. [Радду-уль Мухтар]
Все решения Ислама, происходят из Священного Корана. Эти решения делятся на три:
а – то что имеет открытый смысл и переданное учеными. [такие как Аллах един]
б – решения введенные путем иджтихада учеными-муджтахидами. [например как: фарзы омовения в Ханафи четыре, в Ханбали одинадцать.]
в – те что очень скрыты. Их не понять пока не разъяснено это Всевышним Аллахом. Они были сообщены только нашему пророку. Пусть они и выведены из Священного Корана, но из-за того что были разъяснены пророком (алейхиссалям), их тоже называют сунной. [Мактубат том 2, письмо 55].
Такие как чтение азана, совершение совместного намаза относятся к суннат-и худа.
2) суннат-и заваид:
Постоянные деяния пророка, которые не относятся к поклонениям а являлись его привычкой, повадками. Не исполнять эти сунны не будет макрухом. Его форма одежды, то что он хорошие дела начинал совершать с правой стороны, относятся к суннат-и заваид. [Редд-уль мухтар]
В хадис шарифе сказано: «Сунны бывают связанные с фарзом и не связанные. Сунна в фарзе берется из книги Аллаху тааля. Использовать эту сунну [суннат-и худа] хидаят, отвергнуть, заблуждение. Другую сунну [суннат-и заваид] использовать фазилят (добродетель), а если не использовать, то не грех.» [Табарани]
Не совершать подобные деяния пророка не будет нововведением. Совершать эти деяния относятся к обычаям местности и оседлых жителей этой местности, и не являются религиозным решением. Обычаи везде разные. Бывает даже что местные обычаи меняются. Вместе с этим, местные обычаи [если ничему не противоречит] могут помочь стать последователем пророка, помогут человеку обрести мирские и ахиратские блага и откроют дорогу для обретения счастья. [Мактубат-и Раббани том 2 письмо 55]
Когда говорят книга и сунна, то под сунной здесь имеются ввиду благословенные хадисы. Если говорят фарз и сунна, то это то что совершал пророк не как фарзы. Если упоминается только сама сунна, то имеется ввиду Ислам. Тех кто следует этой сунне, называют «Ахл-и сунна». [Джавхара]
Шейх-уль-ислам Ибн Камаль Пашазаде, толкуя следующий хадис в книге «Шарх-и хадис-и арбаин»: «Будет запретен мой шафаат оставившему мою сунну», говорит: ''Сунна в этом хадисе, это Ислам. Потому что верующий, даже сделав большой грех, не останется без шафаата. И также в хадисе сказано: «Буду заступаться за верующих моей общины которые совершили большие грехи». [Абу Дауд]
Как можем видеть, те кто отступили от общины ахл-и сунна, не увидят заступничества. [Шир'а]
Хадис шариф: «Тому кто ухватится за мою сунну когда среди моей общины распространится смута и раздор, есть вознаграждение ста шахидов» сообщает, что тому кто во времена смуты, будет держаться вероучения ахл-и сунны, будет совершать совместно пятикратный намаз, дадут вознаграждение ста шахидов. [Рийад-ун-насихин]
Для этого, необходимо уверовать в соответствий с веручением ахл-и сунна, после этого избегать харамов, затем исполнять фарзы, затем избегать макрухов, затем исполнять сунны разряда муаккада и еще исполнять мустахабы.
ПРАВАЯ СТОРОНА И НЕЧЕТНОСТЬ
Вопрос: утверждают что: размешивать сахар в чае справа налево, держать чашку правой рукой, выпивать нечетное количество чашек чая, относится к суннат-и заваид. Пророк разве пил чай, чтобы все это стало сунной?
Ответ: чай, кофе, лимонад не являются чем-то отдельным, все это из разряда мубахов. Начинать все виды мубахов с правой стороны, проявлять предпочтение к нечетному, относится к суннат-и заваид. Т.е. сунны которые относятся к привычкам, обычаю. Это мустахаб. Если не исполнить, то греха нет, но если сделать, то есть вознаграждение. Приведем несколько примеров:
Входить в мечеть с правой ноги, а войдя занять место на правой стороне, это мустахаб. Надевают рубашку, обувь, подстригают или расчесывают волосы, подстригают ногти, входят в комнату или дом мусульманина, дают садака, начиная справа. А обратное этих же действий, например снимают обувь, носки, одежду, выходят из дома, комнаты мусульманина, входят в туалет, сморкаются, ухаживают за интимными местами, начиная слева, это является мустахабом. Без уважительной причины сделать не в таком порядке – танзихан макрух. Есть и пить правой рукой, резать курбан правой рукой, писать правой рукой, подавать чай, кофе, воду и подобное начиная справа, будет мусутахабом. Если человек левша, то ему можно писать левой рукой, резать курбан левой рукой.
ЗНАЧИМОСТЬ ЧЕТЫРЕХ
Вопрос: предпочитать, уважать нечетное, это сунна, но может ли иметь ценность четное?
Ответ: уважать нечетное это одно, а то что мусульманские ценности могут быть четными и нечетными - другое. К примеру есть много примеров с такой четной цифрой как, четыре (4):
На нашей планете есть: земля (грунт), вода, огонь, ветер.
У природы: жара, холод, влага и засуха.
Религия состоит из: намаза, закята, поста и хаджа.
Человек стоит на четырех основаниях: еда, питье, одежда и укрытие.
Четыре книги: Таврат, Инджиль, Забур и Коран.
Четыре ангела: Джабраил, Микаил, Исрафил и Азраил.
Четыре халифа, Абу Бакр, Умар, Усман и Али (радийаллаху анхум)
Четыре мазхаба: Ханафи, Малики, Шафии и Ханбали.
Четыре сезона: весна, лето, осень, зима.