1. Главная >
  2. Поклонения. Намаз. Пост. Хадж. Закят. >
  3. КНИГА О НАМАЗЕ >
  4. КНИГА О НАМАЗЕ - 27

КНИГА О НАМАЗЕ - 27

АЗАН и ИКАМАТ  

Азан – означает всеобщее возвещение, призыв. Для пятикратной ежедневной молитвы, для возмещения пропущенных молитв, перед имамом на пятничной молитве (Джума намаз), чтение азана для мужчин является суннат-и муаккада. Для женщин чтение азана и икамата является нежелательным. Азан читается для того, чтобы сообщить другим о наступлении времени молитвы, забравшись на высокое место. При чтении азана, прикладывание по одному пальцу каждой руки к ушным отверстиям, является мустахабом. Чтение икамата важнее чтения азана. И азан, и икамат читаются стоя напротив Киблы. Вовремя их чтения не разговаривают и не отвечают на приветствия.

В каких случаях читаются Азан и Икамат?

1 – На открытых местностях – полях, садах, при восполнении пропущенных (каза) молитв в одиночку или в составе джамаата, чтение азана и икамата громко вслух, является сунной. Услышавшие азан люди, джины, камни в Судный День будут выступать свидетелями. Тот, кто восстанавливает подряд несколько пропущенных намазов, сначала читает азан и икамат, для всех последующих каза намазов, читает только икамат. Если и далее собирается восполнять пропущенные намазы, то азан можно не читать.

2 – Совершающий намаз дома в одиночку или совместно с джамаатом, азан и икамат не читает. Потому что прочитанные в мечети азан и икамат, считаются прочитанными и дома. Но будет лучше, если прочитать.

В окрестной мечети и в любой другой мечети, джамаат которой известен, человек, совершающий молитву в одиночку после того, как джамаат уже совершил намаз, азан и икамат не читает.

В придорожных мечетях, в мечетях где нет имама и муэдзина либо в мечетях, где члены джамаата не знакомы друг с другом, люди, приходящие в разное время, для совершения одной определенной молитвы, каждый раз образуют разные джамааты. Для каждого джамаата читается азан и икамат. Человек, в одиночку совершающий молитву в подобных мечетях, читает азан и икамат так, чтобы голос был слышен ему самому. 

3 – Путники читают азан и икамат как во время совершения молитвы в одиночку, так и во время совершения со своим джамаатом. Если рядом с совершающим намаз в одиночку, присутствуют друзья, то азан можно не читать.

Путник, совершающий намаз один в доме, читает азан и икамат, поскольку прочитанные в мечети азан и икамат, не распространяются на его молитву. Если кто-либо из путников прочитает в доме азан, то остальные путники не читают.

Допустимо чтение азана разумным ребенком, слепым, незаконнорожденным, невеждой (джахиль), умеющим читать азан. Читать азан и икамат человеку в состоянии джунуб, читать азан без омовения, женщине, человеку, открыто совершающему грехи, пьяному, неразумному ребенку, а также читать азан сидя – тахриман макрух. После них необходимо прочитать азан заново. Для того, чтобы азан был действительным, муэдзин должен быть мусульманином и обладать разумом. Азан, прочитанный через громкоговоритель является недействительным.

Азан, прочитанный фасиком[1] не действителен, потому как в поклонениях его слова не принимаются. Нельзя верить в наступление времени молитвы, если азан для нее был прочитан фасиком или через громкоговоритель. По прочитанному ими азану или знаку, пост не прерывается.

Удостоится больших благостей тот, кто читает азан с почтением и уважением, не изменяя букв и слов, без музыкального мотива, с минарета, следуя сунне.

Однако нельзя повторять азан, не соответствующий сунне, например, если некоторые слова азана искажены, переведены и если в некоторых местах он читается мелодично, либо если он исходит из громкоговорителя или усилителя. (Так как, слышимый через громкоговоритель звук, не имеет никакого отношения к голосу муэдзина или имама. Их голоса превращаются в электромагнитные волны. Громкоговоритель преобразует электрические сигналы в акустические, которые и воспринимаются нами как звук.)      

ПОЯСНЕНИЕ (Возможен ли призыв к молитве (азан) с помощью громкоговорителя?)

Громкоговорители, установленные на минаретах, стали причиной лени муэдзинов, читающих азан в темных комнатах и не по сунне. Веками устремленные к небу стройные минареты, являющиеся духовными украшениями нашей религии, в наши дни превратились в опоры для громкоговорителей. Исламские ученые всегда хорошо относились к развитию науки и техники, например, поощрали открытие типографий, печатавших полезные книги и способствовавших распространению знаний. Несомненно, Ислам одобряет изобретение радиоприемников и громкоговорителей, вещающих повсюду, и приносящих пользу в распространении полезной информации. Однако лишать мусульман прекрасного голоса муэдзина и совершать поклонения под скрипучие звуки громкоговорителей, вредно. Установка громкоговорителей в мечетях является ненужной, напрасной растратой (исрафом). Вместо того, чтобы наполненные верой сердца слышали прекрасные голоса праведных мусульман, читающих слова восхваления Всевышнему, слышны звуки, которые можно сравнить со звуком колоколов в церквях. Во времена, когда не было мегафонов, разносящиеся голоса живых людей из минаретов, никого не оставляли равнодушными - ни мусульман, ни представителей других конфессий. Услышав азан, читавшийся на каждой улице, джамаат заполнял мечети и совершал молитвы так же смиренно, как это делалось во времена сподвижников пророка. Божественное воздействие азана, наполняющее сердца муминов трепетом и волнением, утрачивается с металлическими звуками громкоговорителей.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) в одном хадис-и шарифов сказал: «Каждый, кто услышав азан, начнет негромко повторять за муэдзином, за каждую букву будет дано вознаграждение в тысачу савабов и простятся тысяча грехов.»

Каждому, кто услышит азан, даже занятому чтением Корана, является сунной тихо повторять слова азана. При слове «Хаййаля...» нужно произнести, «ля хауля валя куввата илля биллях». После азана произносятся салаваты. После, читается дуа (мольба) азана. При втором произнесении «Ашхаду анна Мухаммедун Расулюллах», поцеловав ногти больших пальцев рук, провести ими по векам является мустахабом (рекомендуемым действием). При икамате так не делается.

ЧТЕНИЕ АЗАНА

 Аллаху Акбар .......................................................................... 4 раза

 Ашхаду ан ля иляха илляллах .............................................. 2 раза

 Ашхаду анна Мухаммедун Расулюллах ............................... 2 раза

 Хаййа аляс-салях ................................................................... 2 раза

 Хаййа аляль-фалях ................................................................ 2 раза

 Аллаху Акбар ........................................................................... 2 раза

 Ля иляха иллялах ................................................................... 1 раз

Когда читается азан утренней молитвы, после «Хаййа аляль-фалях» два раза произносится «Ас-саляту хайрун мина’н-наум».

А в икамате, после «Хаййа аляль фалях», два раза произносится «Кад кама тис-саляту».

МОЛИТВА АЗАНА

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Во время азана читайте эту молитву:

''Уа ана ашхаду ан ля иляха илляллаху уахдаху ля шарикалях уа ашхаду Мухаммедун абдуху уа расулух уа радиту билляхи раббан уа биль-ислами динан уа би Мухаммедин саллаллаху алейхи уа саллама расулян набййа''».

Еще в одном хадисе сказано: «О, моя умма! После окончания азана читайте эту молитву:

 ''Аллахумма рабби хазахид-дауатит-тамати уас-салятиль-каимати ати Мухаммеданиль-уасиляти уаль-фадилята уад-дараджатар-рафията уаб’асху макаман махмуданиль-лязи уа’адтаху иннака ля тухлифуль-миад''».

[1] Открыто совершающий грехи.

Другие статьи в этом разделе

КНИГА О НАМАЗЕ - 41

                                ЧАСТЬ V                                         

МОЛИТВА В ПУТИ

Человек, с...

КНИГА О НАМАЗЕ - 23

ТАЯММУМ

(Очищение землей при отсутствии воды)

Таяммум – очищение землей. В случаях, когда для совершения малого или полного омовения вода отсутствует, либо она есть, но нет возможности ее использовать, то по мазхабу Ханафи можно совершать таяммум с помощью чистой земли, песка, извести, камня и другими подобными чистыми, содержащими в своем составе землю, предметами и до наступления времени молитвы. В остальных трех мазхабах делать таяммум до наступления времени намаз...


Москва

1446 год, 21 - Джамазильахир.
2024 год, 22 - Декабрь.
Имсак 6:14
Фаджр 6:37
Восход 8:50
Ишрак 10:18
Зауаль карахат 12:13
Зухр 12:44
Аср-и Аууаль 14:01
Аср 14:26
Исфирар 14:53
Магриб 16:08
Иштибак 17:33
Иша’а 18:28
Иша’а-и Сани 18:43